МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО
от 2 августа 2010 г. N ФС-АС-3/9354
ОБ УЧЕТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ СЕМЕНОВОДСТВА
В результате анализа Россельхознадзором
деятельности ряда территориальных управлений Россельхознадзора (далее -
Управления) установлено, что при рассмотрении дел об административных
правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 10.12 -
10.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -
КоАП РФ), не в полной мере учитываются обстоятельства, как смягчающие
административную ответственность, так и отягчающие административную
ответственность.
Согласно частям 4) и 5) статьи 26.1 КоАП
РФ выяснению по делам об административных правонарушениях подлежат
обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отягчающие
административную ответственность, а также характер и размер ущерба,
причиненного административным правонарушением.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено,
что при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается
характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое
положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную
ответственность и отягчающие административную ответственность, предусмотренные
соответственно статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
Так, к обстоятельству, отягчающему
административную ответственность, относится повторное совершение однородного
правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения
лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок в
течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении
административного наказания, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
При этом, в части 1 статьи 4.1 КоАП РФ
определено, что административное наказание за совершение административного
правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим
ответственность за данное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при
малозначительности совершенного административного правонарушения должностное
лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может
освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от
административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом, Постановлением Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2004 N 5 разъяснено, что
малозначительным административным правонарушением является действие или
бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного
правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли
правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не
представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например,
личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица,
добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного
ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность
правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при
назначении административного наказания.
В связи с изложенным квалификация
правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных
случаях и применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом
деяния, а также должна быть мотивирована.
Указанное надлежит учитывать должностным
лицам Управлений при рассмотрении дел об административных правонарушениях,
ответственность за которые предусмотрена статьями 10.12 - 10.14 КоАП РФ.
Заместитель Руководителя
А.И.САУРИН