МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 3 февраля 2009 г. N 01/1410-9-32
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГО
Направляю Положение об организации и
ведении гражданской обороны в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека. О проведенных мероприятиях доложить во
Второй отдел к 16.03.2009.
О разработке планов гражданской обороны
будет сообщено дополнительно.
Заместитель Руководителя
Б.П.КУЗЬКИН
Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека
Г.Г.ОНИЩЕНКО
26 июня 2008 года
Согласовано
Статс-секретарь - Заместитель
Министра Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
В.А.ПУЧКОВ
11 сентября 2008 года
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в
соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской
обороне", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлениями Правительства
Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о
гражданской обороне в Российской Федерации", от 30.06.2004 N 322 "Об
утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека", от 16.05.2005 N 303 "О
разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области
обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации",
от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных
подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в
области гражданской обороны", Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 22.05.2006 N 368 "О
возложении полномочий в области гражданской обороны на департамент по управлению
делами", Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от
31.07.2006 N 440 "Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на
решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях
(работниках) организаций" и определяет порядок подготовки к ведению и
основные мероприятия по ведению гражданской обороны в Федеральной службе по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее -
Служба), а также основные мероприятия по гражданской обороне.
Подготовка к ведению гражданской обороны
в Службе заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской
Федерации, защите сотрудников и членов их семей, материально-технических
ценностей, медицинских и специальных средств Службы при ведении военных
действий или при возникновении опасностей вследствие этих действий, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны Службой
заключается в выполнении мероприятий по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской
Федерации в соответствии с возложенными на Службу задачами военного времени, а
также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Мероприятия по гражданской обороне
организуются и проводятся в Службе, в территориальных органах и
подведомственных организациях на всей территории страны на федеральном,
региональном, муниципальном уровнях во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местной власти в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, планами гражданской обороны Службы и
подведомственных территориальных органов и организаций, а также настоящим
Положением.
Руководство гражданской обороной в Службе
осуществляет Руководитель Федеральной службы - Начальник ГО Службы, в
территориальных органах и подведомственных организациях - руководители этих
органов и организаций, являющиеся начальниками ГО территориального органа
(учреждения, организации), которые в соответствии с законодательством несут
персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по
гражданской обороне, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Организации, подведомственные территориальным
органам Федеральной службы и обеспечивающие их работу, в военное время для
выполнения мероприятий по гражданской обороне на объектовом и территориальном
уровнях переходят в полное подчинение этим органам.
1.1. Органы
управления гражданской обороны
1.1.1. Для непосредственного управления
гражданской обороной в центральном аппарате Службы, а также территориальных
органах и подведомственных организациях независимо от их
организационно-правовой формы создаются структурные подразделения (работники),
уполномоченные на решение задач по гражданской обороне, оперативные дежурные
(дежурные врачи).
Штатная структура структурных
подразделений, количество работников в структурных подразделениях по
гражданской обороне центрального аппарата, территориальных органах и
подведомственных организациях Федеральной службы или отдельных работников по
гражданской обороне в составе других подразделений организаций устанавливается
в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 782.
1.1.2. Создание (назначение) структурных
подразделений (работников), уполномоченных на решение задач по гражданской
обороне, осуществляется для обеспечения:
планирования и проведения мероприятий по
гражданской обороне;
создания и поддержания в состоянии
постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
обучения работников органов управления и
организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
создания и содержания в целях гражданской
обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств;
проведения мероприятий по поддержанию
устойчивого функционирования организаций в военное время;
создания и поддержания в состоянии
постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, штатных и
нештатных специализированных формирований Службы, привлекаемых для решения
задач в области гражданской обороны.
1.1.3. Структурные подразделения
(работники) территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной
службы, уполномоченные на решение задач по гражданской обороне, в отношении
учреждений и организаций, находящихся в сфере их ведения:
определяют организации, которые создают
формирования;
ведут реестры организаций, создающих
формирования;
разрабатывают штаты и табели оснащения
специальной техникой и имуществом формирований.
1.1.4. Учреждения и организации Службы,
создающие формирования:
укомплектовывают формирования личным
составом, оснащают их специальной техникой и имуществом;
осуществляют подготовку и руководство
деятельностью формирований;
поддерживают формирования в состоянии
постоянной готовности к выполнению возложенных задач и других неотложных работ
в соответствии с планами гражданской обороны.
1.2. Организация
управления гражданской обороной в Службе
1.2.1. Руководитель Федеральной службы -
Начальник гражданской обороны Службы осуществляет управление подготовкой и
ведением гражданской обороны в соответствии с организационно-штатной структурой
гражданской обороны Службы, территориальных управлений и подведомственных
учреждений и организаций:
через заместителей Руководителя Службы;
через руководителей территориальных
органов, подведомственных учреждений и организаций - Начальников гражданской
обороны территориальных управлений (учреждений, организаций);
через структурное управление Службы
(работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
через оперативного дежурного Службы.
1.2.2. Руководители территориальных
управлений, подведомственных учреждений и организаций - начальники гражданской
обороны территориальных управлений (учреждений, организаций) осуществляют
управление подготовкой и ведением гражданской обороны в соответствии с
установленными нормативно-правовыми актами Федеральной службы, порядком их
взаимодействия и подчиненности:
через заместителей и начальников отделов
управлений (учреждений, организаций);
через структурные подразделения
(работников) территориальных управлений (учреждений, организаций),
уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
через дежурных врачей (дежурных
сотрудников) территориальных управлений (учреждений, организаций).
1.2.3. Решения об использовании сил и средств
гражданской обороны Службы принимаются в зависимости от степени потенциальной
или явной опасности для населения, масштабов чрезвычайных ситуаций:
на федеральном уровне - руководителем
Службы или заместителями руководителя Службы;
на региональном и муниципальном уровнях -
руководителями территориальных управлений;
на объектовом уровне - руководителями
организаций по согласованию с руководством Службы.
1.2.4. Управление подготовкой и ведением
гражданской обороны осуществляется в режимах:
повседневной деятельности;
выполнения мероприятий по степеням
готовности гражданской обороны: первоочередные мероприятия ГО 1-й группы,
первоочередные мероприятия ГО 2-й группы, мероприятия общей готовности ГО.
При угрозе или возникновении чрезвычайной
ситуации в повседневной деятельности (мирное время) управление силами и
средствами Службы осуществляется в соответствии с порядком, установленным
Положением о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической
обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций:
в режиме повседневной деятельности;
в режиме повышенной готовности;
в режиме чрезвычайной ситуации.
1.2.5. Управление подготовкой и ведением
гражданской обороны в Службе осуществляется с использованием систем связи и
схем оповещения, средств связи, сетей вещания, каналов сети связи общего
пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих своевременный обмен
формализованными документами (приказами, распоряжениями, докладами,
донесениями), доведение сигналов оповещения до органов управления, сил и
средств Службы на всех уровнях.
1.2.6. В режиме повседневной деятельности
в Службе осуществляется:
текущее планирование и выполнение
запланированных мероприятий по гражданской обороне, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на текущий год;
разработка (уточнение с установленной
периодичностью), согласование и представление на утверждение планов гражданской
обороны, доведение их, а также принятых решений по отдельным вопросам
подготовки и ведения гражданской обороны территориальным органам и
подведомственным организациям Службы, структурным подразделениям (работникам),
уполномоченным на решение задач по гражданской обороне;
обмен текущей информацией об обстановке и
принимаемых решениях с федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Федерации через дежурные органы, плановая
подготовка персонала и спецформирований по гражданской обороне.
1.2.7. С введением повышенных степеней
готовности по гражданской обороне или при угрозе (возникновении) чрезвычайной
ситуации в Службе осуществляется оповещение и перевод в установленную степень и
сроки готовности по гражданской обороне (в мирное время - по чрезвычайной
ситуации).
1.3. Организация
взаимодействия Службы с другими
федеральными органами исполнительной власти
1.3.1. В целях обеспечения
организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской
обороне, в том числе своевременного оповещения сотрудников Службы и населения о
прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, в Службе организуется
сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею.
Сбор информации и обмен ею осуществляются
Службой, а также организациями, имеющими потенциально опасные производственные
объекты и эксплуатирующими их, и организациями, имеющими важное оборонное и
экономическое значение или представляющими высокую степень опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
1.3.2. Служба представляет информацию в
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Служба, а также территориальные органы и
подведомственные организации организуют необходимое взаимодействие с органами
управления гражданской обороной других ведомств и организаций, а также с
органами военного командования по вопросам гражданской обороны.
Порядок, объем и сроки представления
информации определяются действующими совместными нормативными документами по
взаимодействию с органами управления гражданской обороной других федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, других ведомств и организаций.
1.4. Организация
подготовки органов управления
и сил гражданской обороны
1.4.1. Организация подготовки и обучения
руководителей органов управления и сил гражданской обороны, должностных лиц
(работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в
области гражданской обороны, в центральном аппарате и территориальных органах
Службы и подведомственных организациях проводится в соответствии с
законодательством РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от
02.11.2000 N 841 и проводится в первый год после назначения, а в дальнейшем -
не реже 1 раза в 5 лет.
1.4.2. Обучение проводить на базе
учебно-методических центров, курсов ГО, учебных центров и учебных пунктов МЧС
России. Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и ГО
определить командно-штабные учения и командно-штабные тренировки, а также
сборы, групповые и практические занятия, тренировки.
При планировании учений и тренировок
предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО
и РСЧС в различные степени готовности, перевода ГО на условия военного времени,
защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,
ликвидации последствий ЧС и террористических актов во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления.
1.4.3. В целях организации и
осуществления обучения в области гражданской обороны в Службе осуществляется:
планирование и проведение мероприятий по
обучению должностных лиц и работников гражданской обороны, а также других
сотрудников центральных аппаратов этих органов;
организационно-методическое руководство и
контроль за обучением руководителей, работников и личного состава формирований
и служб организаций, находящихся в ведении этих органов.
2. Основные задачи,
функции и полномочия Службы
в области гражданской обороны
2.1. Основными задачами Службы в области
гражданской обороны являются:
обеспечение постоянной готовности сил и
средств гражданской обороны Службы, повышение их мобильности и оснащенности;
разработка и осуществление мер,
направленных на сохранение объектов Службы, необходимых для устойчивого
функционирования и выживания в военное время, создание страховых фондов
документации на потенциально опасные объекты;
организация и осуществление оповещения
сотрудников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных
организаций об опасностях, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
планирование мероприятий по
санитарно-противоэпидемиологическому обеспечению пострадавших при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
определение порядка участия Службы в
мероприятиях по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному,
химическому, биологическому и иному заражению;
контроль проведения санитарной обработки
населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и
территорий;
восстановление и поддержание функционирования
территориальных органов и подведомственных организаций Службы в районах,
пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также
вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
проведение аварийно-спасательных работ в
случае возникновения опасностей при ведении военных действий или вследствие
этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
определение порядка предоставления убежищ
и средств индивидуальной защиты для сотрудников центрального аппарата,
территориальных органов и подведомственных организаций;
планирование и организация эвакуации
сотрудников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных
организаций и членов их семей, материальных ценностей в безопасные районы;
осуществление мероприятий по световой
маскировке и другим видам маскировки;
контроль мероприятий по срочному
захоронению трупов в военное время;
обучение сотрудников Службы в области
гражданской обороны.
2.2. В соответствии с полномочиями и в
порядке, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, Служба:
принимает нормативно-правовые акты в
области гражданской обороны, доводит их требования территориальным органам и подведомственным
организациям и контролирует их выполнение;
разрабатывает и реализует планы
гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организует
проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых
сил и средств;
осуществляет меры, направленные на
сохранение объектов Службы, необходимых для устойчивого функционирования и
выживания в военное время;
создает и поддерживает в состоянии
постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и
системы оповещения Службы об опасностях, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, внедряет современные мобильные
средства оповещения;
создает и содержит в соответствии с
установленными правилами и требованиями для целей гражданской обороны запасы
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств,
организует их своевременное освежение, обращая особое внимание на поддержание в
готовности защитных сооружений ГО;
осуществляет государственный
санитарно-эпидемиологический надзор за исполнением обязательных требований
законодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, лицензирование
деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний,
источников ионизирующего излучения, регистрацию химических, биологических
веществ, отдельных видов продукции и препаратов, потенциально опасных для человека
(кроме лекарственных средств), пищевых продуктов, впервые ввозимых на
территорию Российской Федерации;
регистрирует лиц, пострадавших от
радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате
радиационных катастроф и инцидентов;
устанавливает причины и выявляет условия
возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
информирует органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления и население о
санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
готовит предложения о введении и об
отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном
законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
осуществляет контроль за реализацией
государственной политики в области обеспечения биологической и химической
безопасности Российской Федерации с целью охраны здоровья и обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
участвует в организации разработки
национальных стандартов и технических регламентов, устанавливающих требования к
биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, и
их внедрения;
организует профилактику инфекционных
заболеваний, вызываемых патогенами и паразитами, профессиональных заболеваний и
неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, вызываемых ксенобиотиками и
суперэкотоксикантами;
организует и проводит мониторинг опасных
для человека природных биологических агентов и химических веществ, а также
вызываемых ими заболеваний с целью прогнозирования биологических и химических
опасностей на территории страны и принятия плановых и экстренных
санитарно-противоэпидемических мер по обеспечению биологической и химической
безопасности населения и окружающей среды;
организует и координирует работы по
санитарно-эпидемиологическому мониторингу зооантропонозов;
организует работы по созданию и
функционированию системы контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием
объектов массового сосредоточения людей;
организует оперативное реагирование на
внезапный рост биологических и химических опасностей на отдельных территориях
Российской Федерации, в том числе на вспышки инфекционных заболеваний и
токсинных поражений, вызванных патогенами и токсинами природного и техногенного
происхождения, с особым акцентом на выявление экзотических и неэндемичных для
территории Российской Федерации патогенов;
проводит работу по выявлению и
установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных,
паразитарных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) людей путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических
расследований, установления по результатам социально-гигиенического мониторинга
причинно-следственных связей между состоянием здоровья людей и средой их
обитания;
взаимодействует с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области
обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации с
целью достижения необходимого уровня санитарно-эпидемиологического благополучия
населения;
в установленном порядке взаимодействует с
органами государственной власти иностранных государств и международными
организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности;
организует работу по гигиеническому
воспитанию населения и обучению специалистов, чья деятельность связана с
производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции (в том числе
питьевой водой и пищевых продуктов), требования к биологической и химической
безопасности которой устанавливаются техническими регламентами и национальными
стандартами Российской Федерации.
Кроме того, в компетенцию Службы входят
вопросы осуществления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной
среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним
территориях, доведения сведений о прогнозируемых и возникших опасностях в
военное время до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления.
2.3. Служба в целях реализации своих
полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
организовывать проведение необходимых
исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных
исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере
деятельности;
давать юридическим и физическим лицам
разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
запрашивать и получать сведения,
необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
привлекать в установленном порядке для
проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные
организации, ученых и специалистов;
пресекать факты нарушения
законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а
также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры
ограничительного, предупредительного и профилактического характера,
направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений
юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере
деятельности.
2.2. Основные задачи территориальных органов
и подведомственных организаций Службы
2.2.1. Основными задачами территориальных
органов и подведомственных организаций Службы являются:
реализация нормативных актов Службы в
области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
на территории соответствующего региона Российской Федерации;
обеспечение готовности структурных
подразделений (работников) территориальных органов (подведомственных
организаций), специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, управление ими и обеспечение
взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
местного самоуправления, территориальными органами МЧС России, дислоцированных
на территории соответствующего региона Российской Федерации;
осуществление в установленном порядке
сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обмена этой информацией.
2.3. Основные функции территориальных органов
и подведомственных организаций Службы
2.3.1. Территориальные органы Службы и
подведомственные организации в соответствии с возложенными на них задачами
осуществляют следующие основные функции:
разрабатывают и организуют выполнение
планов действий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций с ежегодной их корректировкой;
совместно с территориальными органами МЧС
России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного
самоуправления координируют проведение работ по мониторингу чрезвычайных
ситуаций на территории соответствующего региона Российской Федерации;
осуществляют контроль за реализацией
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями мероприятий по
санитарно-эпидемиологическому благополучию;
обеспечивают готовность подчиненных
структурных подразделений и организаций к решению возложенных задач по
гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществляют функционирование звеньев
территориальных органов и организаций, входящих в территориальные подсистемы
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (далее - РСЧС) и их;
осуществляют контроль мероприятий
территориальных органов МЧС России в проведении аварийно-спасательных работ,
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных
веществ в границах соответствующего региона Российской Федерации;
осуществляют контроль за захоронением и
утилизацией остатков химических веществ и опасных отходов, появившихся
вследствие аварий и ликвидации их последствий;
оказывают в установленном порядке помощь
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления по организации жизнеобеспечения населения в чрезвычайных
ситуациях;
организуют подготовку и функционирование
специализированных формирований территориальных органов Службы в режиме
постоянной готовности, обучение сотрудников в области гражданской обороны;
участвуют в установленном порядке в
аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей, действующих на
территории региона;
проводят работы по созданию, хранению,
использованию и восполнению резервов материальных ресурсов, а также резервов
финансовых и других средств обеспечения задач гражданской обороны и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
участвуют совместно с соответствующими
территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в
осуществлении контроля выполнения мероприятий по вопросам декларирования
безопасности на территории региона Российской Федерации и взаимном обмене
данными по потенциально опасным объектам;
осуществляют на территории
соответствующего региона Российской Федерации контроль за обеспечением
готовности органов управления, сил и средств Федеральной службы,
предназначенных для решения задач гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
участвуют в проведении государственной
экспертизы проектов градостроительной, предпроектной и проектной документации в
области соблюдения требований по гражданской обороне, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организуют и обеспечивают круглосуточную
работу службы оперативных дежурных в территориальных органах (организациях) по
вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
на территории соответствующего региона Российской Федерации;
обеспечивают готовность систем связи и
оповещения;
организуют в установленном порядке
оповещение и информирование органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, местного самоуправления и населения при угрозе возникновения или
возникновении биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;
участвуют в установленном порядке в
предупреждении террористической деятельности и ликвидации последствий
террористических актов на территории соответствующего региона Российской
Федерации;
используют находящееся в их оперативном
управлении имущество ГО в соответствии с его предназначением.
2.4. Полномочия территориальных органов и
организаций
Службы в области гражданской обороны
2.4.1. Территориальные органы и
организации Службы в пределах своих полномочий и в порядке, установленном
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации:
планируют и организуют проведение
мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию
своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников в
области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии
постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
создают и содержат в целях гражданской
обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств.
2.4.2. Территориальные органы и
организации Службы:
обеспечивают создание специализированных
формирований и поддержание их постоянной готовности в соответствии с
нормативными актами Федеральной службы;
создают и оснащают нештатные аварийно-спасательные
формирования гражданской обороны в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, нормативными актами МЧС России и Службы.
2.4.3. Планирование и контроль исполнения
задач в области гражданской обороны, решаемых Службой, ее территориальными
органами и организациями, возлагаются:
в центральном аппарате Службы - на
штатные структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области
гражданской обороны Службы;
в территориальных органах - на штатные
структурные подразделения (работников), уполномоченные на решение задач в
области гражданской обороны решением руководителей территориальных управлений;
в организациях - на работников,
уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны решением
руководителей организаций.
3. Основные
мероприятия Службы в области гражданской
обороны, организация и порядок их выполнения
3.1. Основные
мероприятия
Службы и ее территориальных органов и
организаций,
проводимые в области гражданской обороны
3.1.1. Служба в целях решения задач в
области гражданской обороны, в целях выполнении мероприятий по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской
Федерации в соответствии с возложенными задачами военного времени, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
планирует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне (защите от ЧС
природного и техногенного характера), создает и содержит силы, средства и
объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и
иных средств ГО.
3.1.2. Ведение гражданской обороны
осуществляется:
на федеральном уровне - в соответствии с
планом гражданской обороны Федеральной службы, планом ГО центрального аппарата
Федеральной службы и планом ГО учреждений Службы федерального значения;
на территориальном уровне - в
соответствии с планом гражданской обороны территориального органа Федеральной
службы;
на местном уровне - в соответствии с
планами ГО территориальных отделов, организаций и учреждений.
3.1.3. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с
оповещением об опасностях, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, являются:
создание и поддержание в состоянии
постоянной готовности систем централизованного и локального оповещения;
комплексное использование средств
действующей сети электро- и радиосвязи и других технических средств передачи
информации;
сбор и обмен информацией.
3.1.4. Федеральная служба в соответствии
с действующими соглашениями представляет информацию в Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий. Кроме того, в пределах своей компетенции в
соответствии с действующими регламентами и соглашениями по взаимодействию
доводит сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до
федеральных органов исполнительной власти.
Территориальные органы Службы
представляют информацию по делам ГО в Службу и в территориальные органы МЧС
России. Кроме того, в пределах своей компетенции в соответствии с действующими
административными регламентами, соглашениями по взаимодействию доводят сведения
о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления.
3.1.5. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с
эвакуацией органов и учреждений, членов семей сотрудников, материальных и
культурных ценностей в безопасные районы, являются:
организация планирования, подготовки
районов размещения и проведения эвакуации;
создание и организация деятельности
эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
3.1.6. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с
использованием убежищ и средств индивидуальной защиты, являются:
поддержание в состоянии постоянной
готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание
имеющихся защищенных пунктов управления, защитных сооружений гражданской
обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при
переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений
зданий и сооружений учреждений Службы;
согласование порядка укрытия сотрудников
Службы в метрополитене и других сооружениях подземного пространства и защитных
сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и
использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи сотрудникам Службы
средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в
установленные сроки.
3.1.7. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с
обеспечением световой и других видов маскировки учреждений и объектов,
являются:
определение перечня объектов, подлежащих
маскировке;
создание и поддержание в состоянии
постоянной готовности запасов материально-технических средств световой и других
видов маскировки.
3.1.8. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с
проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для
объектов и сотрудников Службы при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера, являются:
создание, оснащение и подготовка
необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их
действий;
создание и поддержание в состоянии
постоянной готовности к использованию по предназначению запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для
обеспечения аварийно-спасательных работ;
обучение сил гражданской обороны
современным технологиям проведения аварийно-спасательных работ, дальнейшее
совершенствование практических навыков при их проведении, углубление ими знаний
тактики действий, возможностей нештатных аварийно-спасательных формирований и
организация взаимодействия в сложных условиях.
3.1.9. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с
первоочередным обеспечением населения, пострадавшего при ведении военных
действий или вследствие этих действий, являются:
планирование, организация и проведение
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения,
пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создание и поддержание в постоянной
готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств.
3.1.10. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с
обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому,
биологическому и иному заражению, являются:
создание и обеспечение готовности сети
наблюдения и лабораторного контроля на базе учреждений и организаций Службы
совместно с учреждениями и организациями других федеральных органов
исполнительной власти, расположенных на территории Российской Федерации,
имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных
для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов
заражения и загрязнения;
введение режимов радиационной защиты на
территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
совершенствование методов и технических
средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической
обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения
продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и
биологическими веществами.
3.1.11. Основными мероприятиями по гражданской
обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной
обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной
обработкой техники и территорий, являются:
осуществление руководства и координации
планирования мероприятий по гражданской обороне в государственных и
негосударственных учреждениях и организациях, осуществляющих дезинфекционную
деятельность, их оснащения и подготовки в области гражданской обороны;
контроль проведения мероприятий по
обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения,
заблаговременного создания запасов дезактивирующих, дегазирующих и
дезинфицирующих веществ и растворов.
3.1.12. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со
срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в
военное время, являются:
организация санитарно-эпидемиологического
надзора за водоснабжением в условиях военного времени;
контроль за созданием на объектах
водоснабжения необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и
дезинфицирующих средств.
3.1.13. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со
срочным захоронением трупов в военное время, являются организация
санитарно-эпидемиологического надзора мероприятий по срочному захоронению
трупов, согласование мест возможных захоронений.
3.1.14. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с
разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов,
необходимых для устойчивого функционирования и выживания в военное время,
являются:
создание и организация работы в мирное и
военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования
учреждений и объектов Службы;
разработка и реализация в мирное и
военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах Службы,
продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых
для сохранения и (или) восстановления деятельности организаций и учреждений
Службы.
3.1.15. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с
обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:
создание и оснащение современными
техническими средствами специализированных формирований, а также сил
гражданской обороны;
обучение сил гражданской обороны,
проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
разработка и корректировка планов
действий сил гражданской обороны;
определение порядка взаимодействия и
привлечения сил и средств Службы в интересах гражданской обороны, а также
всестороннее обеспечение их действий.
3.1.16. Основными мероприятиями по
гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с
обучением сотрудников в области гражданской обороны, являются:
совершенствование
нормативно-методического обеспечения подготовки сотрудников Службы в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
планирование и осуществление обучения
сотрудников Службы в области гражданской обороны;
эффективное использование учреждений
дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников
гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны в субъектах Федерации и
муниципальных образованиях;
создание и поддержание в рабочем
состоянии учебной материально-технической базы для подготовки сотрудников
Службы в области гражданской обороны.
3.2. Организация и
порядок выполнения
мероприятий ведения гражданской обороны в
Федеральной
службе, в территориальных органах и организациях
3.2.1. Организация и порядок выполнения
мероприятий ведения гражданской обороны в Службе, в территориальных органах и
подведомственных организациях устанавливается соответствующими планами
гражданской обороны.
3.2.2. План гражданской обороны Службы
определяет объем, организацию, порядок, перечень и сроки выполнения мероприятий
по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при
переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.2.3. В План гражданской обороны
Федеральной службы включаются:
краткая оценка возможной обстановки на
территории Российской Федерации в результате воздействия противника;
мероприятия ГО и сигналы оповещения при
ее планомерном приведении в готовность;
мероприятия гражданской обороны и сигналы
оповещения при внезапном нападении противника.
3.2.3. Планом гражданской обороны Службы
определяется порядок перевода в высшие степени готовности по гражданской
обороне и отражаются:
цель и задачи деятельности Службы;
силы и средства Службы;
принципы организации работы Службы,
содержание, последовательность, критерии (нормативы) принятия решений по
управлению;
переход на единую организационно-штатную
структуру с прямым подчинением территориальным органам службы соответствующих
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" и других организаций,
обеспечивающих решение задач обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия при ведении военных действий или при возникновении опасностей
вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
основные и запасные пункты управления
Службы;
сроки формирования специализированных
формирований и нештатных аварийно-спасательных формирований Службы и их задачи;
порядок материально-технического
обеспечения гражданской обороны Службы.
3.2.4. Планом гражданской обороны Службы
предусматриваются мероприятия по организации управления, связи и оповещения, по
приведению в готовность защитных сооружений, защите и укрытию персонала Службы
и членов семей в защитных сооружениях, по проведению мероприятий по эвакуации,
по повышению устойчивости функционирования учреждений и объектов службы, по
обеспечению средствами индивидуальной защиты, организации АСДНР и
восстановления функционирования учреждений Службы.
3.2.5. На федеральном уровне План
гражданской обороны Службы разрабатывается на основе методических рекомендаций
и разработок Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
разработке планов гражданской обороны.
План гражданской обороны Службы и ее
центрального аппарата разрабатывается штатным структурным подразделением,
уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны Службы,
согласовывается с Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и
утверждается Руководителем Службы - Начальником гражданской обороны Службы.
План гражданской обороны территориальных
органов и подведомственных организаций Службы разрабатывается структурным
подразделением (работником), уполномоченным на решение задач в области
гражданской обороны, согласовывается с региональным (территориальным) центром
МЧС России и утверждается руководителем территориального органа или
организации, являющимися соответственно начальником гражданской обороны.
3.2.6. Планы гражданской обороны
разрабатываются, согласовываются и утверждаются в двух экземплярах с
соблюдением требований по защите сведений, составляющих государственную тайну.
Первый экземпляр после утверждения
остается в органе, в котором он разрабатывался и который организует и ведет
гражданскую оборону, второй экземпляр направляется в территориальное (местное)
управление МЧС России.
4. Заключительные
положения
4.1. В территориальных органах и
подведомственных учреждениях разработка, согласование, утверждение, уточнения
Плана ГО и последующий доклад в Федеральную службу завершаются не позднее 1
декабря текущего года.
4.2. Гриф секретности Планов гражданской
обороны устанавливается разрабатываемыми их структурными подразделениями
(работниками), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны,
в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N
5485-1 "О государственной тайне", Указа Президента Российской
Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений,
отнесенных к государственной тайне" (п. 44 - 46 Перечня) и Постановления
Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 870 "Об утверждении
Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным
степеням секретности".
4.3. Финансирование мероприятий по
гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется
в Службе в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми документами
Российской Федерации.
Расходы на подготовку и проведение мероприятий
по гражданской обороне финансируются:
бюджетными учреждениями Службы - в
соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов
этих учреждений;
учреждениями и организациями Службы, не
являющимися бюджетными учреждениями, в размерах, согласованных с
соответствующими органами Службы, осуществляющими управление гражданской
обороной, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ,
услуг).
4.4. Расходы, понесенные учреждениями и
организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне,
осуществляемых по заказу Службы, возмещаются соответствующими органами Службы в
соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет
предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных
средств.
4.5. Обеспечение мероприятий
регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий,
проводимых по планам субъектов Российской Федерации с участием сил и средств
Службы, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
4.6. Обеспечение мероприятий местного
уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий, проводимых по
планам муниципального округа с участием сил и средств Службы, является
расходным обязательством муниципального образования.
4.7. Контроль полноты планирования и
выполнения мероприятий по гражданской обороне в Службе, территориальных органах
и подведомственных организациях осуществляется:
при проведении мероприятий
государственного надзора в области гражданской обороны - должностными лицами
государственного надзора в области гражданской обороны с периодичностью,
установленной законодательством Российской Федерации;
при проведении плановых комплексных
проверок по планам Службы, территориальных органов и подведомственных
организаций Службы - должностными лицами центрального аппарата Службы,
территориальных органов и подведомственных учреждений по решению и поручению их
руководителей;
при проведении учений и тренировок по
вопросам гражданской обороны в соответствии с годовыми планами основных
мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций - руководителями центрального аппарата Службы,
территориальных органов, учреждений и организаций, а также должностными лицами,
являющимися руководителями (посредниками) на проводимых учениях и тренировках.
После утверждения планов гражданской
обороны руководители территориальных управлений наделяются правом организации
практической проверки и методической помощи соответствующих ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии", предусмотренных планами гражданской обороны,
реальности заложенных в планы показателей (расчетов) обеспечения мероприятий
гражданской обороны, наличия соответствующих запасов материально-технических
средств и оценки готовности к выполнению задач по гражданской обороне в
соответствии с действующими нормативными документами МЧС России. Мероприятия по
проверке должны предусматриваться годовыми планами работы территориальных
органов.
4.8. Ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, за
неисполнение обязанностей в области гражданской обороны должностными лицами
Службы, подведомственных территориальных органов, учреждений и организаций
влечет ответственность в соответствии со ст. 19 Федерального закона от
12.02.1998 N 28-ФЗ и ст. ст. 20.6, 20.7 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (N 195-ФЗ от 30.12.2001).
Заместитель Руководителя
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Б.П.КУЗЬКИН