МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 24 марта 2009 г. N 01/3667-9-32
ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПЕРИОД ПАВОДКА
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что по
предварительному прогнозу Росгидромета и МЧС России об угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций, вызванных паводком, в 2009 году подъем уровня водоемов
ожидается выше уровня 2008 года.
В ряде регионов, в частности, на реках
Ангара, Иртыш и Лена и других количество осадков в декабре и январе превысило
норму в 1,5 - 2 раза, а в Якутии, Камчатском крае, Амурской, Магаданской и
Сахалинской областях - в 2,5 - 5 раз.
Толщина льда на реках в Якутии,
Камчатском крае и Амурской области выше уровня 2008 года. Наибольшее количество
затороопасных участков расположено на реках Якутии, Хабаровского и
Красноярского краев, Иркутской и Архангельской областей, а также в Республике
Коми.
По имеющимся данным, в зону возможного
подтопления могут попасть 260 участков железной дороги общей протяженностью 317
километров, большинство аварийных участков которых находятся на юге России: в
Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Ростовской области.
Органы Роспотребнадзора участвуют в
разработке планов противоэпидемических мероприятий на паводковый и
послепаводковый периоды, в составлении списков населенных мест, где возможно
подтопление или затопление жилья.
В случае наступления чрезвычайной
ситуации специалисты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека участвуют в организации работ по надзору
за питанием, питьевой водой, обеспечением в достаточном количестве дезсредств
для обработки колодцев, выгребных ям на подтопленных территориях. Вопросы
подготовки к паводку рассматриваются на паводковых комиссиях и разрабатываются
мероприятия на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Совместно с органами местного
самоуправления проводятся мероприятия по контролю за готовностью работы
водоочистных и канализационных сооружений в условиях паводка. На отдельных
территориях проводятся мероприятия по контролю на объектах, расположенных в
подтопляемой зоне, а также за соблюдением санитарного законодательства при
складировании отходов производства и потребления, изданы распорядительные
документы по санитарной очистке селитебной территории.
Вместе с тем основными источниками
загрязнения открытых водоемов в местах водопользования населения продолжают
оставаться промышленные предприятия, жилищно-коммунальные объекты,
животноводческие комплексы, суда внутреннего и смешанного плавания, склады
минеральных удобрений и агрохимикатов, мойка автотранспорта. При этом в целом
по Российской Федерации, положение с очисткой и обеззараживанием на
водопроводах остается неудовлетворительным из-за отсутствия необходимого
комплекса очистных сооружений на водопроводах.
На основании анализа результатов
контрольных мероприятий, проведенных на территориях во время паводка в 2008
году, выявлены следующие основные нарушения санитарно-эпидемиологических правил
и норм:
- в ряде регионов продолжает
осуществляться сброс в открытые водоемы необеззараженных или частично
обеззараженных хозяйственно-бытовых сточных вод;
- нарушается технология водоподготовки и
осуществляется сброс сточных вод, не соответствующих гигиеническим нормативам
по микробиологическим и санитарно-химическим показателям;
- не соблюдаются
санитарно-эпидемиологические правила и нормы при складировании отходов
производства и потребления;
- имеются несанкционированные свалки
отходов производства и потребления в зонах санитарной охраны водоемов.
С целью предотвращения неблагоприятных
санитарно-эпидемиологических последствий паводка 2009 г. и снижения угрозы
здоровью населения, руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации предлагаю:
- усилить государственный
санитарно-эпидемиологический надзор за системами питьевого водоснабжения;
организовать проверки санитарного состояния водопроводных и канализационных
сооружений и сетей, обращая особое внимание на соблюдение технологии
водоподготовки и водоочистки, режима обеззараживания воды перед поступлением в
сети; наличие запасов реагентов и обеззараживающих средств.
Потребовать от органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
руководителей ЖКХ, водоканалов:
- активизировать работу по обеспечению
готовности к паводку эпидемиологически значимых объектов водоснабжения,
канализации (в т.ч. ливневой, очистке дренажных отводящих траншей), полигонов
бытовых отходов, скотомогильников, выгребных ям, надворных и общественных
туалетов;
- активизировать работу административных
комиссий по решению вопросов очистки и благоустройства территорий;
- взять под жесткий контроль обеспечение
водопроводов достаточным количеством реагентов и обеззараживающими средствами с
учетом расхода реагентов в сутки;
- поддерживать готовность объектов по
обеспечению жизнедеятельности населения на затопленных и подтопленных
территориях (в первую очередь-водоснабжение, питание, медицинская помощь);
- осуществлять контроль за соблюдением
технологического режима обработки и обеззараживания питьевой воды;
- неукоснительно соблюдать технологию
водоподготовки и водоочистки на очистных сооружениях;
- осуществлять производственный контроль
в процессе водоподготовки и в разводящей сети с учетом паводковой ситуации;
- обратить особое внимание на обеспечение
сельского населения водой гарантированного качества, обеспечение
обеззараживания воды децентрализованных систем водоснабжения (каптажей,
общественных колодцев), благоустройство территорий;
- обратить внимание на состояние иловых
площадок, навозохранилищ, полигонов складирования бытовых и промышленных
отходов, скотомогильников, нефтебаз и складов ГСМ, несанкционированных свалок
(в том числе промышленных отходов), складов ядохимикатов и пестицидов, особенно
расположенных в водоохранных зонах;
- обеспечить планирование запаса
медицинских и лекарственных средств, в том числе препаратов, необходимых для
экстренной профилактики населения по эпидемическим показаниям на случай
возникновения возможных чрезвычайных ситуаций в период прохождения весеннего
паводка.
При выявлении в ходе проверок нарушений
санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологической
безопасности населения в полной мере использовать полномочия, предоставленные
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, а также шире использовать меры
административного принуждения к виновным в его нарушениях, вплоть до
прекращения эксплуатации объектов.
О всех случаях возникновения чрезвычайных
ситуаций (паводковых, аварийных) срочно и без напоминания сообщать в
Роспотребнадзор (E-mail: arsen@gsen.ru, факс (499) 973-27-34).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО