ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 13 января 2005 г. N 0100/95-05-32
С 1 января 2005 года в связи с введением
в действие соответствующих положений федерального законодательства,
предусматривающих замену льгот значительной категории граждан денежными
компенсациями, в отдельных регионах Российской Федерации произошло резкое обострение
социальной напряженности.
Основной причиной данной ситуации явилось
одновременное (в некоторых случаях - довольно значительное) повышение ставок и
тарифов на целый ряд жизненно важных и социально значимых товаров и услуг,
таких как услуги жилищно-коммунального хозяйства, проезд в общественном
транспорте общего пользования и т.д., которое зачастую осуществляется
опережающими темпами по сравнению с проводимыми мерами социальной защиты
граждан.
С учетом вышеизложенного и принимая во
внимание тот факт, что в ходе начавшегося процесса, связанного с
"монетизацией" льгот, допускаются или могут быть допущены нарушения
соответствующих прав и интересов потребителей, вышеназванная проблематика
должна стать предметом особого внимания со стороны территориальных управлений
Роспотребнадзора.
В целях соблюдения действующего
законодательства в сфере защиты прав потребителей предлагаю:
1) провести анализ обоснованности
изменения ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства,
общественного транспорта и другие услуги, предоставляемые гражданам в регионе,
уровень которых повысился с 1 января 2005 года по сравнению с предшествующим
периодом (применительно к сфере жилищно-коммунального хозяйства - на основе
соответствующих положений статьи 15 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1
"Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. Федеральных
законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ, от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от
17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-ФЗ, от 24.12.2002 N 179-ФЗ, от
06.05.2003 N 52-ФЗ), Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
17.02.2004 N 89, Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N
392);
2) осуществлять взаимодействие с
общественными организациями потребителей в защите законных прав и интересов
потребителей (в том числе посредством реализации полномочий, связанных с
вступлением в судебный процесс для дачи заключения по делу согласно положениям
п. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 3
ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей");
3) в пределах компетенции принимать
соответствующие меры административного производства, предусмотренные, в
частности, статьей 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" (не
допускающей завышение регулируемых государством тарифов на услуги, а равно иное
нарушение установленного порядка ценообразования) и частью 3 статьи 14.8
"Нарушение иных прав потребителей" КоАП РФ (не допускающей
непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом);
4) в рамках соответствующих полномочий
сосредоточить усилия на системе превентивных мер, направленных на недопущение
нарушений соответствующих прав граждан и снижение качества потребительских
свойств услуг, в отношении которых осуществляется политика
"монетизации".
Информацию о проделанной работе
представить в Роспотребнадзор в срок до 15 февраля 2005 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО