МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 8 апреля 2009 г. N 01/4493-9-32
О ВСПЫШЕЧНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2008 ГОДУ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в
соответствии с формой 23-06 отраслевого статистического наблюдения
"Сведения о вспышках инфекционных заболеваний" в течение последних
5-ти лет в Российской Федерации ежегодно регистрируется от 600 до 1250 очагов
инфекционных заболеваний (от 5-ти случаев в каждом). Прошедший, 2008 год, не
стал исключением - было зарегистрировано 664 очага с общим количеством
пострадавших 10071 человек, в том числе 7251 ребенок.
Наибольшее число очагов инфекционных
болезней с групповой заболеваемостью наблюдалось в детских образовательных
учреждениях (48,1% в структуре всех вспышек) и среди населения городов и
поселков - 19,0%. Самыми актуальными явились очаги с реализацией
контактно-бытового и пищевого путей передачи инфекции, составившие 52% и 40%
соответственно. Наиболее неблагополучными в эпидемическом отношении в 2008 году
были предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли,
пищеблоки учреждений, с которыми установлена причинно-следственная связь в 33%
вспышек.
За прошедшее пятилетие также остается
неизменным удельный вес средних и крупных очагов инфекционных и паразитарных
болезней в структуре всей вспышечной заболеваемости, составляющий ежегодно 9% -
13%.
В соответствии с требованиями Приказа
Минздравсоцразвития России от 31.05.2005 N 376 в 2008 году было
зарегистрировано 85 эпидемических очагов, что практически соответствует цифрам
предыдущего 2007 года (88 вспышек инфекционных болезней). Вместе с тем, общее
число пострадавших составило около 4 тысяч человек, в том числе более 2,5 тысяч
детей, что на 30% меньше, чем в 2007 году.
В структуре эпидемических очагов
преобладали инфекции с фекально-оральным механизмом передачи, составившие
89,4%. Доминировали острые кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции
установленной этиологии, на долю которых пришлось 23,5% вспышек (20 очагов).
Удельный вес сальмонеллезов и шигеллезов составил по 15 - 17% (14 и 13 вспышек
соответственно). Было зарегистрировано 5 очагов иерсиниоза, по 4 очага
ротовирусной и энтеровирусной инфекций, по 3 - норовирусной и менингококковой,
по 2 - гепатита А и острых респираторных инфекций, по одному - стрептококковой
инфекции, эпидемического паротита, аденовирусной инфекции, орнитоза,
микроспории, гнойно-септической инфекции.
В 2008 году расширился этиологический
спектр расшифрованных очагов в связи с повышением качества лабораторной
диагностики, связанный с внедрением в практику современных диагностических
систем (для диагностики норовирусов, энтеровирусов, аденовирусов группы F и
др.). Вместе с тем, не отмечено положительной динамики в расшифровке очагов
инфекционных болезней: ежегодно 10 - 15% вспышек остаются этиологически
нерасшифрованными (2008 - 11%, 2007 - 14%).
В этой связи следует обратить внимание на
неудовлетворительное выполнение Приказа Роспотребнадзора от 17.03.2008 N 88
"О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и
паразитарных болезней". Данным документом определена трехуровневая система
лабораторной индикации и мониторинга, включающая проведение исследований на
территориальном, региональном и центральном уровнях:
Созданы региональные и референс-центры по
мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, центры
индикации и диагностики особо опасных инфекций (ООИ):
- 7 региональных центров по мониторингу
за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II - IV групп
патогенности;
- 17 - по мониторингу за возбудителями
особо опасных инфекций (I - II групп патогенности);
- 6 центров индикации и диагностики ООИ;
- 45 референс-центров по мониторингу за
возбудителями инфекционных и паразитарных болезней на базе 17-ти
научно-исследовательских институтов;
- 4 национальных центра верификации
диагностической деятельности.
Утверждены функции, порядок
взаимодействия региональных и референс-центров по мониторингу с учреждениями
Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.
Однако взаимодействие с региональными
центрами (в соответствии с указанным Приказом) было организовано только при
расследовании 3-х очагов (3,5%), а выезд специалистов - только в 2-х (в г.
Абазе и г. Абакане Республики Хакасия работали специалисты из г. Новосибирска).
Не многим более оптимистична ситуация по
взаимодействию между субъектами Российской Федерации и референс-центрами по
мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней. В 2008 году
методическая помощь референс-центров по лабораторной диагностике была оказана в
14,1% наиболее значимых эпидемических очагов (12 очагов), выезд специалистов
научно-исследовательских институтов был осуществлен в 6 очагов (7%). При этом
организация помощи проводилась только после указания Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Наибольшее число вспышек в 2008 году
зарегистрировано в Красноярском крае и Московской области (по 9 эпидемических
очагов). По 3 очага наблюдались в Волгоградской, Оренбургской области,
Удмуртской Республике и Республике Бурятия, по 2 - в Забайкальском крае,
Амурской, Нижегородской, Мурманской, Липецкой, Свердловской, Астраханской,
Тульской, Вологодской, Тамбовской областях, г. Москве и Республике Хакасия.
Более половины - 60% эпидемических очагов
наблюдалось в детских учреждениях: 12 - в оздоровительных лагерях, 18 - в
дошкольных учреждениях, 20 - в школах (школы-интернаты, специальные учебные
заведения общеобразовательного типа). В лечебно-профилактических учреждениях и
среди населения зарегистрировано по 16 очагов (по 19%), в прочих учреждениях -
3.
Пищевой путь передачи инфекции был
реализован в 64% вспышек (54 очага), контактно-бытовой - в 24% (20 очагов),
водный - в 3,5% (3 очага). Эпидемические очаги с аэрозольным механизмом передачи
инфекции составили 7% (6 очагов).
Причиной 56% вспышек (48 очагов) пищевого
характера послужили блюда, приготовленные на пищеблоках учреждений с нарушением
санитарных и технологических требований. Факторами передачи при этом наиболее
часто являлись холодные закуски, не подвергающиеся повторной термической
обработке. С продукцией предприятий общественного питания (многокомпонентные
салаты, кондитерские изделия) в структуре пищевых вспышек связано 10 очагов
(8,5%), с продукцией промышленных молокоперерабатывающих производств - 1 (1%).
Вспышки контактно-бытового характера были
обусловлены нарушениями санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях,
заносом инфекционных заболеваний больными и персоналом, несоблюдением
гигиенических норм.
Эпидемические очаги с водным путем
передачи инфекции были связаны с неудовлетворительным состоянием коммунальных
систем, несоблюдением питьевого режима при использовании воды
децентрализованных источников, а также правил водоподготовки перед подачей воды
населению.
Что касается причин и факторов,
способствующих формированию очагов инфекционных болезней, следует в очередной
раз подчеркнуть значимость своевременно и качественно проведенных мероприятий
по надзору за соблюдением требований санитарного законодательства. Так, в 2008
году, в ходе эпидемиологического расследования очага псевдотуберкулеза в
Красноярском крае с вовлечением 3-х детских учреждений, был выявлен целый ряд
нарушений санитарно-эпидемиологических правил в летних оздоровительных лагерях,
который не был указан в актах при плановом обследовании.
Необходимо понимание, что работа по
локализации и ликвидации очага проводится под руководством специалистов
эпидемиологического профиля и является совместной деятельностью как
специалистов клинического и лабораторного звена (микробиологов, вирусологов),
так и специалистов по вопросам гигиены (питания, детей и подростков,
коммунальной и т.д.).
При анализе работы в очагах инфекционных
болезней специалистами Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации в ряде случаев отмечается позднее начало проведения расследования и,
как следствие, удлинение сроков локализации и ликвидации очага. Часто
информация о зарегистрированных случаях инфекционных болезней из органов
здравоохранения подается несвоевременно (очаги иерсиниоза в Красноярском крае)
или не подается вообще (вспышка ОКИ во Владимирской области в санатории
"Русский лес", вспышка норовирусной инфекции в ЛОУ в Красноярском
крае).
В основе лежит несоблюдение специалистами
лечебной сети действующих нормативных документов, а также отсутствие должного
взаимодействия с Управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской
Федерации.
При организации расследования и
проведении противоэпидемических мероприятий в очагах особое внимание следует
обратить на необходимость тщательного юридического сопровождения всех этапов.
Необходимо помнить, что специалисты ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации
привлекаются для проведения эпидемиологического обследования очага, проведения
лабораторных исследований на основании предписания главного государственного
санитарного врача по субъекту Российской Федерации. Вместе с тем, во многих
управлениях Роспотребнадзора документы по выходу в очаг не оформляются
соответствующим образом (Приморский край, Чукотский автономный округ) -
отсутствуют документальные требования, выход в очаг врачей ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии" оформляется распоряжением, в предписаниях не
указывается перечень обследований, исследований, которые необходимо провести.
В целях оптимизации противоэпидемической
работы, недопущения формирования очагов инфекционных и паразитарных болезней,
своевременной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в общественном
здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера на территории Российской
Федерации предлагаю:
1. Обеспечить своевременное и
качественное проведение плановых мероприятий по контролю за соблюдением
санитарного законодательства, обратив особое внимание на предприятия
"эпидемического риска" - детские учреждения, предприятия пищевой
промышленности, организации общественного питания.
2. Осуществлять межведомственное
взаимодействие на всех этапах проведения санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий, в том числе на этапе регистрации случаев
инфекционных и паразитарных болезней.
3. Организовать деятельность лабораторной
сети в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 17.03.2008 N 88 "О
мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и
паразитарных болезней".
4. Обеспечить качественное проведение
лабораторных исследований по этиологической расшифровке эпидемических очагов.
5. Взять на контроль соблюдение
требований регламентирующих документов по взаимодействию управлений
Роспотребнадзора и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах
Российской Федерации при организации и проведении мероприятий в очагах
инфекционных и паразитарных болезней.
6. Обеспечить обязательное юридическое
сопровождение на всех этапах противоэпидемической работы.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО