МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 апреля 2009 г. N 01/5401-9-32
О КОНТРОЛЕ ЗА РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКОЙ НА РАДИОАКТИВНО
ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, проведя анализ
радиационно-гигиенического мониторинга на территориях, загрязненных в
результате радиационных аварий, установила, что указанная работа проводится на
всех территориях, пострадавших в результате радиационных аварий.
В то же время следует обратить внимание
на следующие недостатки.
Управления Роспотребнадзора не ставят
перед ФГУЗами "Центр гигиены и эпидемиологии" конкретных задач по
обеспечению контроля и надзора на территории субъекта Российской Федерации с
учетом особенностей сложившейся ситуации и проводимых работ с источниками ионизирующего
излучения, поэтому лабораторные исследования в основном ограничиваются
определением изотопов цезия-137, стронция-90 на уровне детектируемой активности
(т.е. чувствительности спектрометрического метода), используя эти показатели и
в аналитической работе, и в мониторинге.
В настоящее время ни одна лаборатория
Роспотребнадзора, в том числе "Федерального центра гигиены и
эпидемиологии" и Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены, не
аккредитована на исследования по обнаружению, идентификации и определению содержания
йода в объектах окружающей среды и продуктах питания. Большинство лабораторий
не имеют аккредитации на определение спектрального состава, поэтому при работах
по обеспечению надзора не контролируются "Допустимые уровни радиоактивного
загрязнения рабочих поверхностей, кожи, спецодежды и средств индивидуальной
защиты" на соответствие НРБ-99.
Специалисты не достаточно владеют
радиохимическими методами выделения радионуклидов и измерений их удельного
содержания, слабо используют возможности межрегиональных центров. Не проводят
достаточного количества радиохимических исследований, поэтому отсутствуют
данные для анализа соотношения уровней содержания радионуклидов в образцах
"чистых" и "грязных" территорий и районов.
Методики отбора проб (подготовка среднего
образца) не выполняются, не проводится измерение МЭД от партии продукции, в
актах отбора проб отсутствуют определенные методическими документами сведения о
партии продукции, что в результате позволяет дать достоверную оценку только
поступившему образцу, но не партии или тем более виду продукции. До настоящего
времени в практике ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" основным
прибором является СРП. Все это вместе взятое свидетельствует о невыполнении
требований методических документов Роспотребнадзора и может приводить к
получению недостоверных результатов.
Для ведения социально-гигиенического
мониторинга и расчета доз облучения населения должны использоваться только
данные об истинном содержании радионуклидов в исследуемой продукции. Результаты
лабораторных исследований должны содержать информацию об отсутствии или наличии
"других" радионуклидов в исследуемых пробах, как того требует п. 3.20
СанПиНа 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой
ценности пищевой продукции" и НРБ-99, а не только сведения о содержании
цезия и стронция.
Специалисты, занимающиеся расчетом доз
облучения населения, не осваивают в должной мере программные средства, которые
разработаны для расчета доз облучения, полученных и получаемых в настоящее
время населением в результате последствий аварии на ЧАЭС.
По результатам проведенного анализа
заболеваемости населения, проживающего на радиоактивно загрязненных
территориях, выводы об установлении или отсутствии связи заболеваемости
населения с воздействием радиации сделаны без учета результатов работы
экспертных советов по установлению связи заболеваемости населения.
Следует обратить внимание на длительные
периоды внедрения методических документов Роспотребнадзора, в том числе в части
радиационного мониторинга. Например, Методические указания "Внедрение
показателей радиационной безопасности о состоянии объектов окружающей среды, в
т.ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов в систему
социально-гигиенического мониторинга" МУ 2.6.1.1868-04 до настоящего
времени внедрены не в полном объеме.
Радиохимические исследования (по данным
формы N 26-07 за 2008 год) на загрязненных территориях в Воронежской,
Орловской, Тамбовской областях не проводятся, в 7 областях проводятся только по
питьевой воде, в 10 - только в пищевых продуктах.
Состояние готовности органов и
организаций Роспотребнадзора к ликвидации радиационной аварии в настоящее время
следует оценить как недостаточное.
Учитывая изложенное, на 2009 год по
вопросу обеспечения радиационного контроля во всех субъектах Российской Федерации,
в том числе имеющих загрязненные территории, а также для повышения качества
радиационного контроля в системе социально-гигиенического мониторинга во всех
регионах Российской Федерации следует улучшить работу по следующим
направлениям:
1. Планирование исследований, сбор,
хранение, обработка и оценка результатов радиационного контроля по показателям
радиационной безопасности в соответствии с методическими документами
Роспотребнадзора.
2. Широкое использование результатов
радиохимических исследований продуктов питания местного производства при
анализе радиационной обстановки на территориях.
3. Оценка обеспечения готовности
управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации к
работе в случае радиационной аварии (взаимодействие, оснащение, овладение
методиками контроля, аккредитация лаборатории, обучение персонала, организация
работы лаборатории, в том числе наличие необходимого набора помещений).
4. Проведение аналитической работы по
вопросам лабораторного обеспечения надзора по радиационной гигиене и постановка
конкретных задач перед ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" по видам
лабораторных исследований, измерений источников ионизирующего излучения.
5. Обеспечение взаимодействия с
соответствующими межрегиональными центрами по решению наиболее значимых задач,
в том числе по обучению специалистов на рабочих местах и на семинарах по
контролю в области радиационной безопасности на территории субъекта Российской
Федерации.
6. Динамический анализ доз облучения
населения от различных видов источников и оценка заболеваемости, в том числе
населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях (расчет
коллективной дозы, оценка рисков, оценка данных банка регистрации лиц,
использование статистических отчетных форм по заболеваемости, установление
потенциального влияния доз облучения на показатели заболеваемости населения).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО