МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 7 ноября 2005 г. N 0100/9549-05-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, являясь уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере потребительского рынка, призвана среди прочего обеспечивать
действенный контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных
законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 5.1.3
Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2004 г. N 322).
Основу соответствующей деятельности
территориальных управлений в этом направлении должна составлять инициативная
целенаправленная работа, связанная с проведением необходимых, прежде всего,
плановых мероприятий по контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов.
В основе указанного планирования должен
лежать комплексный и системный подход, учитывающий как особенности состояния
потребительского рынка конкретного региона, так и соответствующие тенденции и
приоритеты его развития на федеральном уровне, включая традиционные колебания
спроса и предложения на отдельные товары, вызываемые сезонными факторами,
предпраздничными периодами и т.д. (весенне-летняя торговля, "школьные
базары", предновогодняя торговля и т.п.).
В любом случае, при организации и
проведении соответствующих контрольно-надзорных мероприятий следует добиваться
выполнения субъектами предпринимательской деятельности всего комплекса
требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими их
деятельность.
В этой связи обращаю внимание
руководителей территориальных управлений Роспотребнадзора на необходимость усиления
координации деятельности и обеспечения более действенного взаимодействия между
собой тех структурных подразделений (отделов защиты прав потребителей, отделов
организации надзора за питанием населения, отделов санитарного надзора), от
которых в первую очередь и зависит эффективность решения вопросов, связанных с
реализацией Федеральной службой полномочий по контролю и надзору в сфере
потребительского рынка.
Следует отметить, что применительно к
розничной торговле указанная деятельность не может и не должна ограничиваться
мероприятиями, направленными исключительно на проверку соблюдения
индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами соответствующих
санитарных правил и норм, поскольку приобретаемый потребителем товар должен
отвечать не только требованиям безопасности, но и условиям договора
купли-продажи по показателям качества (потребительским свойствам), а также
содержать необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность его
правильного выбора. При этом сама организация продажи товаров должна в полной
мере соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым к
торгово-технологическому процессу их реализации.
С учетом этого необходимо иметь в виду,
что предметом соответствующих контрольно-надзорных мероприятий должны быть не только
безопасность и нормируемые показатели качества проверяемой номенклатуры
товаров, но и правила их продажи, поскольку именно это направление контроля как
превентивная мера, направленная на упорядочение процесса организации розничной
торговли (особенно в отношении такой продукции, как автотранспортные средства,
технически сложные товары бытового назначения, швейные изделия, обувь и т.п.),
будет объективно способствовать предупреждению целого ряда наиболее часто
встречающихся нарушений прав потребителей.
На основании изложенного прошу учесть
высказанные замечания и взять под личный контроль их выполнение.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО