МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 12 июня 2009 г. N 01/8271-9-23
О РУКОВОДСТВЕ ВОЗ ПО МЕРАМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ В ОТВЕТ
НА ПАНДЕМИЮ ГРИППА, ВЫЗВАННОГО ВИРУСОМ A (H1N1)
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека направляет разработанное по
поручению 62-ой сессии ВОЗ "Руководство ВОЗ по мерам на государственном
уровне, предпринимаемым странами в ответ на пандемию нового гриппа, вызванного
вирусом A (H1N1)".
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
РУКОВОДСТВО
ВОЗ ПО МЕРАМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫМ
СТРАНАМИ В ОТВЕТ НА ПАНДЕМИЮ НОВОГО ГРИППА, ВЫЗВАННОГО
ВИРУСОМ A (H1N1)
9 июня 2009 года
Введение
ВОЗ предоставляет следующее руководство
для содействия странам в борьбе против нынешней пандемии нового гриппа,
вызванного вирусом A (H1N1). В настоящем руководстве отражены имеющиеся знания
и опыт, накопленные с апреля 2009 года. В ближайшие недели и месяцы ожидается
дальнейшее международное распространение пандемического вируса. Однако в
настоящее время эпидемиологическая ситуация в разных странах варьируется в
широких пределах - от стран, где не зарегистрировано или зарегистрировано
несколько случаев заболевания, до стран, переживающих широко распространенные
вспышки болезни на уровне местных сообществ. Во время прошлых пандемий самое
значительное воздействие на здоровье было оказано в течение первого года, но
повышенное число случаев смерти, связанных с распространением пандемического
вируса, отмечалось на протяжении двухлетнего периода.
Общее руководство
для всех стран
Мониторинг пандемии. Странам необходимо
поддерживать проведение эпиднадзора <1> во время пандемического периода
путем:
--------------------------------
<1>
http://www.who.int/csr/resources/publications/swineflu/surveillance/en/index.html.
- Мониторинга вируса на предмет важных
генетических, антигенных или функциональных изменений (например, на
чувствительность к противовирусным препаратам).
- Мониторинга болезни и вспышек болезни
для выяснения того, поднимаются ли или снижаются уровни активности.
- Мониторинга функционирования системы
здравоохранения для обеспечения непрерывности и быстрого корректирования.
- Выявления и расследования необычных
случаев заболевания, кластеров или вспышек болезни с целью быстрого выявления
важных изменений в эпидемиологии или степени тяжести.
- Подробной характеристики клинических и
эпидемиологических признаков в первых 100 или более случаях пандемической
болезни в любых новых условиях для сбора важнейшей информации и обеспечения
широкого доступа к ней.
- Частого и быстрого предоставления ВОЗ информации,
полученной в результате эпиднадзора.
Коммуникация и информирование населения.
Страны должны сделать активный обмен информацией составной частью своих
стратегических ответных действий путем предоставления точной и последней
информации по таким вопросам, как пандемическая активность и действия,
проводимые правительствами <2>.
--------------------------------
<2> Для руководства см.
http://www.who.int/infectious-disease-news/IDdocs/whocds200528/whocds200528en.pdf.
Адаптация планов и мероприятий к нынешней
пандемии. Страны должны пересмотреть уже имеющиеся национальные планы в
отношении пандемии с тем, чтобы национальные действия в ответ на нынешнюю
пандемию проводились стабильно и соответствовали текущей степени тяжести
нынешней пандемии <3>, в частности:
--------------------------------
<3> Для дальнейшего руководства см.
http://www.who.int/csr/disease/influenza/pipquidance2009/en/index.html.
- Национальные усилия необходимо
сфокусировать, в первую очередь, на смягчении воздействия вируса на здоровье и
его социального воздействия путем уделения основного внимания не попыткам
сдерживания передачи болезни, а надлежащему уходу за больными людьми.
- Системы здравоохранения должны
подготовиться к ведению возрастающего числа случаев заболевания и потенциально
более серьезных случаев заболевания.
- Страны должны осуществлять планы
приобретения основных лекарственных средств и оборудования, а также
противовирусных препаратов и вакцин.
В дополнение к общему руководству,
приведенному выше, странам также рекомендуется принять к сведению следующее
руководство, которое соответствует их нынешнему уровню передачи болезни и
контексту.
Руководство для
стран с широко распространенной передачей
инфекции на уровне местных сообществ
Эпиднадзор
- Национальный эпиднадзор, в основном,
должен отслеживать: 1) распространение и увеличение или уменьшение числа
случаев заболевания, смертельных исходов и вспышек болезни, связанных с
пандемическим вирусом; 2) функционирование системы здравоохранения; 3)
какие-либо изменения в вирусах.
- Сбор клинических образцов для
тестирования вируса необходимо ограничивать так, чтобы в течение оставшегося
пандемического периода в целях экономии лабораторных ресурсов тестировались
образцы, взятые только в отдельных, а не во всех случаях заболевания, но в то
же время в количестве, достаточном для сбора критической информации.
Меры по борьбе
- Основное внимание необходимо уделять
надлежащему ведению пациентов либо в домашних условиях, либо в медицинских
учреждениях.
- Необходимо обеспечивать защиту и
поддержку системы здравоохранения с тем, чтобы она могла продолжать
функционировать.
- Пандемическую инфекцию у большинства
людей можно диагностировать клинически, без лабораторного тестирования.
- Меры на уровне местных сообществ, такие
как закрытие школ и отмена массовых собраний, могут быть предусмотрены в каждом
конкретном случае с целью замедления распространения инфекции и уменьшения
давления на систему здравоохранения. При принятии таких мер необходимо
учитывать дезорганизацию, к которой они могут привести, а также практическую
осуществимость и устойчивый характер их проведения.
Руководство для
стран, где не зарегистрировано случаев
пандемической инфекции
Эпиднадзор
- Страны должны определить любые
национальные потенциальные возможности для проведения эпиднадзора болезни и
вируса, которые могут быть использованы для выявления и мониторинга случаев
заболевания, включая лаборатории с потенциалом для тестирования вирусов гриппа.
Если в стране не имеется такого потенциала, ВОЗ может содействовать в отправке
клинических образцов в другую лабораторию.
- Эпиднадзор должен фокусироваться на
таких местах, как закрытые сообщества (например, школы, военные лагеря,
медицинские учреждения), особенно в городских условиях, так как новые случаи
заболевания, вероятно, произойдут именно в этих местах.
- Необходимо поддерживать базовый
эпиднадзор за гриппом или тяжелыми респираторными заболеваниями.
- Проверка в аэропортах при прилете и
вылете и отслеживание контактов могут быть предусмотрены, но такие действия являются
ресурсоемкими, а их преимущества будут уменьшаться по мере распространения
инфекций. Такая проверка может выявить случаи заболевания, но не может
предотвратить распространение болезни, так как бессимптомные и субклинические
инфекции не будут выявлены.
Меры по борьбе
- Приезжающим людям, которые больны,
необходимо предоставлять информацию, необходимую для получения медицинской
помощи.
- Сектор здравоохранения должен: 1) быть
готов к ведению возрастающего числа пациентов с респираторными заболеваниями;
2) обеспечить наличие основных лекарственных средств и материалов для лечения
пневмонии, а также других распространенных болезней, представляющих угрозу для
жизни, в местных сообществах; 3) обеспечить подготовку работников
здравоохранения в области диагностирования и лечения пациентов с гриппом
<4>.
--------------------------------
<4> Ресурсы доступны на:
//www.who.int/csr/disease/swineflu/guidance/clincal/en/index.html.
- ВОЗ не рекомендует закрывать границы и
вводить ограничения на поездки, так как это не предотвратит распространение
болезни и может оказать негативное воздействие на экономику.
Руководство для
стран, находящихся в переходной стадии
Эпиднадзор
- В соответствии с Международными
медико-санитарными правилами (2005) страны должны извещать ВОЗ о лабораторно
подтвержденных случаях заболевания <5>.
--------------------------------
<5> См.
http://www.who.int/ihr/9789241596664/en/index.html.
- Необходимо собирать подробную
эпидемиологическую, клиническую и вирусологическую информацию о первых 100
случаях заболевания или, по возможности, о большем числе случаев.
- Необходимо собирать информацию для
оценки степени тяжести болезни на национальном уровне <6>.
--------------------------------
<6> См.
http://www.who.int/wer/2009/wer8422.pdf.
- Необходимо прекратить проведение таких
крайне ресурсоемких действий, как отслеживание контактов, как только собираемая
информация потеряет свою ценность.
Меры по борьбе
- Страны, находящиеся в переходной
стадии, должны подготовиться к принятию мер по борьбе, рекомендуемых странам с
устойчивой передачей инфекции на уровне местных сообществ, как описано выше.
- Противовирусную профилактику в целом
необходимо ограничить и необходимо предусмотреть резервный запас
противовирусных лекарств для лечения пациентов, в частности, тяжелобольных
пациентов или пациентов, подвергающихся высокому риску развития тяжелых
заболеваний.