МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 июня 2009 г. N 01/9005-9-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОТ 27.12.2007 N 94 "ОБ УСИЛЕНИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
И ЭЛИМИНАЦИИ МАЛЯРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала ход
реализации Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27.12.2007 N 94 "Об усилении мероприятий по предупреждению
паразитарных заболеваний и элиминации малярии в Российской Федерации" и
сообщает следующее.
На территории большинства субъектов
Российской Федерации принимаются действенные меры по элиминации малярии, в том
числе по возникновению местных случаев трехдневной малярии, проведению
фенологических наблюдений и противокомариных мероприятий, улучшению качества
лабораторной диагностики малярии и по предупреждению летальных исходов от
тропической малярии.
В результате принятых мер заболеваемость
малярией сократилось с 128 случаев в 2007 году до 94 случаев в 2008 году, число
случаев местной передачи трехдневной малярии сократилось с 10 в четырех
административных территориях до 6 в одной административной территории
(Московской области).
Улучшилось качество клинической
диагностики малярии: у 87% заболевших диагноз установлен в 1 - 4 дни болезни,
за исключением Краснодарского края, Республики Татарстан, Ленинградской
области, города Москвы, где отмечается поздняя диагностика малярии, в срок от
13 до 31 дня с момента обращения за медицинской помощью.
В большинстве субъектов Российской
Федерации имеется неснижаемый запас противомалярийных препаратов, проводится
своевременное обследование больных на малярию, в результате удается
предотвратить летальные исходы от тропической малярии в случае даже позднего
обращения больных за медицинской помощью (Тюменская, Саратовская области).
Исключением явилась Самарская область, где вопреки требованиям нормативных
документов исследование крови на малярию, своевременно не было назначено ни в
амбулаторных условиях, ни в инфекционном отделении, в результате
зарегистрирован летальный исход.
Во всех субъектах Российской Федерации
значительно улучшилось качество эпидемиологического обследования больных
малярией и заполнение карт эпидемиологического обследования, за исключением
сведений о фенологических наблюдениях.
Во всех субъектах Российской Федерации
проводится организационная работа по профилактике паразитозов. Вопросы борьбы с
паразитозами рассматриваются на межведомственных санитарно-противоэпидемических
комиссиях, вносятся на рассмотрение в органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Информация о принятых решениях направляется в органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, Прокуратуру.
По данным формы 6-06 "Сведения о
разработке и реализации региональных программ по вопросам обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения за 2008 год" в 8
субъектах Российской Федерации (Краснодарский край, Республика Дагестан,
Карачаево-Черкесская Республика, Московская, Пензенская, Челябинская,
Ростовская области, город Москва) приняты и финансируются целевые программы по
профилактике паразитарных заболеваний.
Однако на территориях (Тюменской, Томской
областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов), где
регистрируется 97% случаев заболевания описторхозом в Российской Федерации, и
откуда происходит завоз инвазии на другие территории, отсутствуют целевые
комплексные программы по профилактике описторхоза.
В Республике Саха (Якутия), Оренбургской
области, Алтайском крае, Ненецком автономном округе, где показатели
заболеваемости эхинококкозом превышают среднероссийский показатель в десятки
раз и регистрируются летальные исходы, отсутствуют целевые комплексные
программы.
Следует отметить, что пока процессы
дезинвазии объектов повышенной эпидемической опасности не станут перманентными,
а мониторинг регулярным и репрезентативным, невозможно будет добиться сколь
либо значимых результатов в снижении истинной, а не "статистической"
заболеваемости паразитозами на территории Российской Федерации.
Яйца гельминтов и цисты простейших
обнаруживаются в пробах почвы детских дошкольных учреждений и на детских
площадках (1,4%), курортах (0,3%), животноводческих комплексах (3,5%),
растениеводческих хозяйствах (1,5%), в зоне санитарной охраны источников
водоснабжения (0,9%).
В большинстве субъектах Российской
Федерации отсутствует контроль за организацией работ по дезинвазии, при этом в
большинстве случаев осуществляется лишь замена песка, который способствует
распространению яиц гельминтов и цист простейших.
Следует отметить действенный надзор за
проведением комплекса противопаразитарных мероприятий на животноводческих
комплексах в Белгородской и Липецкой областях.
Действенный надзор за технологическими
режимами обеззараживания сточных вод, их осадков с использованием овицидных
препаратов проводится в Приморском, Ставропольском, Краснодарском краях,
республиках: Дагестан, Карелия и Саха - Якутия, Астраханской, Белгородской,
Воронежской, Кемеровской, Калининградской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской
областях, Удмуртской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе (г.
Сургут).
Анализ материалов показал, что в 2008
году в ряде субъектов Российской Федерации проведена работа по укреплению
материально-технической базы паразитологических лабораторий. Вместе с тем
оснащение (пробоотборниками, бинокулярными микроскопами, вытяжными шкафами и
др.) ведется в основном в Центрах гигиены и эпидемиологии в субъектах
Российской Федерации, в то время как их филиалы оснащаются по остаточному
принципу, за исключением лабораторий в Ханты-Мансийском автономном округе,
Красноярском и Приморском краях, Саратовской и Новгородской областях.
В ряде субъектов Российской Федерации
принимаются меры по повышению квалификации специалистов по разделу
паразитологии, в том числе на центральных базах Российской медицинской академии
последипломного образования и в Институте медицинской паразитологии и
тропических болезней им. Е.И. Марциновского, ММА им. И.М. Сеченова (республики
Северная Осетия - Алания, Башкортостан, Дагестан, Краснодарский край, ЯНАО,
ХМАО, Амурская, Архангельская, Кемеровская, Калужская, Саратовская, Ростовская,
Липецкая области, г. Москва).
Следует отметить недостаток внимания к
вопросам переподготовки специалистов в ЕАО и Тамбовской области и комплексный
подход в организации мероприятий по борьбе с паразитарными заболеваниями в
Кемеровской и Липецкой областях.
В целях дальнейшего снижения
заболеваемости паразитарными заболеваниями и обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения предлагаю:
1. Руководителям Управлений Роспотребнадзора
по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, Руководителям органов
управлений здравоохранением субъектов Российской Федерации:
1.1. Продолжить работу по реализации
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 27.12.2007 N 94 "Об усилении мероприятий по предупреждению паразитарных
заболеваний и элиминации малярии в Российской Федерации".
1.2. Обеспечить контроль за организацией
и проведением своевременного обследования больных на малярию в соответствии с
показаниями.
1.3. Принять дополнительные меры по
улучшению подготовки специалистов лечебно-профилактических учреждений по
диагностике и лечению больных паразитарными болезнями, специалистов
Роспотребнадзора, курирующих вопросы по паразитарным заболеваниям.
2. Руководителям Управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
2.1. Потребовать от руководителей органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, ЖКХ, водоканалов разработки (доработки) мероприятий по
обеспечению очистки поверхностно-ливневых сточных вод, попадающих во второй
пояс зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и рекреационного
водопользования, по санитарной очистке территорий городских и сельских
поселений, внедрение новых эффективных способов по дезинвазии сточных вод и их
осадков.
2.2. Потребовать от руководителей
водоканалов, иных хозяйствующих субъектов независимо от подчиненности и форм
собственности взять на контроль все объекты, представляющие опасность смешения
с бытовыми сточными водами инфицированных сточных вод при сбросе в центральный
коллектор и на очистные сооружения канализации (инфекционные больницы, бойни,
мясокомбинаты, кожевенные заводы, биофабрики, шерстомойки, животноводческие
комплексы и др.). Организовать проведение производственного контроля за
составом сточных вод и качеством воды водных объектов в соответствии с
требованиями СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране
поверхностных вод", включая исследования воды (сточной, водоемов 1 и 2
категории) на жизнеспособные яйца гельминтов и цисты патогенных простейших.
2.3. Применять меры административной
ответственности к руководителям водоканалов и иных предприятий, допускающих
сброс неочищенных и необеззараженных стоков (инфицированных сточных вод) с
объектов, представляющих эпидемиологическую опасность, в водоемы, являющиеся
источниками питьевого водоснабжения, а также используемые для рекреационного
водопользования и в черте населенных мест.
2.4. Усилить надзор за проведением
комплекса противопаразитарных мероприятий в курортных городах.
3. Главным врачам ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации: принять
необходимые меры по дальнейшему укреплению материально-технической базы
паразитологических лабораторий (пробоотборниками, бинокулярными микроскопами,
центрифугами, вытяжными шкафами и т.д.) филиалов Центров гигиены и
эпидемиологии.
4. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по Тюменской, Томской, Омской и Новосибирской областям,
Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам обеспечить проведение
комплекса мероприятий по борьбе с описторхозом, обратив особое внимание на
осуществление действенного надзора за рыбоперерабатывающими предприятиями и
работой канализационных очистных сооружений по дезинвазии сточных вод и их
осадков.
5. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по республикам Башкортостан, Дагестан, Саха (Якутия),
Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольскому краю, Ненецкому и Чукотскому
автономным округам, Оренбургской, Курганской и Волгоградской областям
ужесточить надзор за проведением мероприятий по борьбе с эхинококкозом на
животноводческих комплексах и, прежде всего, за обезвреживанием продуктов убоя
скота, а также работой канализационных очистных сооружений по дезинвазии
сточных вод и их осадков.
О проделанной работе информировать
Роспотребнадзор в срок до 01.01.2010.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО