МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 6 августа 2009 г. N 01/11161-9-32
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
В соответствии с Планом основных
организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека на 2009 год Приказом Минздравсоцразвития
России от 23.04.2009 N 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с
высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере
здравоохранения Российской Федерации" и с целью формирования общей
стратегии Роспотребнадзора по организации профессиональной ориентации учащихся
общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений,
студентов и выпускников медико-профилактических факультетов медицинских вузов
Российской Федерации для работы в органах и организациях Роспотребнадзора
направляем информационно-методические материалы по данному вопросу.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
к письму Роспотребнадзора
от 6 августа 2009 г. N 01/11161-9-32
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, СРЕДНИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ, СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ
МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ОРГАНАХ
И ОРГАНИЗАЦИЯХ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Основная цель системы профессиональной
ориентации (профориентации) - подготовка всесторонне образованного абитуриента,
студента, выпускника, способного и умеющего учиться, испытывающего потребность
в повышении уровня знаний и ориентированного на свою будущую профессию.
Формирование конкурентоспособного на
рынке труда специалиста, владеющего профессиональными компетенциями,
подготовленного к профессиональной деятельности, должно учитывать как личные
интересы, так и общественные потребности.
Система профориентационной подготовки
включает следующие этапы:
- довузовская подготовка - профориентация
абитуриентов;
- додипломный этап - профориентация
студентов медико-профилактических факультетов;
- послевузовская профессиональная
подготовка (специализация) - профориентация выпускников медико-профилактических
факультетов.
Довузовская подготовка.
Организованные в медицинских вузах
факультеты довузовской подготовки являются начальным звеном в первичной
профессиональной ориентации учащихся, первым этапом подготовки специалиста с
высшим медицинским или фармацевтическим образованием. Поэтому начинать
профориентационную работу органам и организациям Роспотребнадзора необходимо
уже на этом первом этапе, используя следующие формы сотрудничества с
факультетами довузовской подготовки:
- организация специализированных классов
на базе общеобразовательных школ и профильных лицеев, гимназий;
- организация специализированных классов
при кафедрах медико-профилактических факультетов, функционирующих на договорной
основе между вузом и школами;
- участие в научно-методическом
обеспечении деятельности подготовительных курсов подготовки абитуриентов к
поступлению на медико-профилактические факультеты медицинских вузов;
- участие в организации и проведении
предметных олимпиад по химии, биологии.
С целью методического обеспечения
учебного процесса методические пособия по дисциплинам, учебные планы на
факультетах довузовской подготовки и профессиональной ориентации
разрабатываются совместно со специалистами органов и организаций
Роспотребнадзора.
Для профессиональной ориентации
выпускников общеобразовательных школ, средних профессиональных учебных
заведений, слушателей подготовительных курсов при медицинских вузах проводят
следующие мероприятия:
- организацию встреч руководителей,
ведущих специалистов и ветеранов санэпидслужбы со школьниками и молодежью,
проведение лекций и бесед о будущей профессии;
- проведение республиканских, областных,
городских олимпиад по гигиене, эпидемиологии и охране окружающей среды с
выделением целевых мест для победителей олимпиад;
- организацию и проведение
научно-практических конференций в рамках Всероссийского "Дня лицея" и
других мероприятий, проводимых местными органами управления образованием с
привлечением в качестве научных руководителей выполненных работ специалистов
органов и организаций Роспотребнадзора, в т.ч. научно-исследовательских
институтов;
- оказание научно-методической помощи
региональным образовательным учреждениям, в состав которых входят
специализированные классы (группы), чтение проблемных лекций, участие в
проведении практических занятий, бесед, "круглых столов";
- проведение кампаний, пропагандирующих
деятельность органов и организаций Роспотребнадзора в средствах массовых
информаций, интернете;
- публикацию тематических статей об
организации довузовской подготовки, отбор абитуриентов в условиях поступления,
в т.ч. по целевому набору на медико-профилактические факультеты медицинских
вузов в специализированных региональных изданиях Роспотребнадзора;
- проведение публичных мероприятий,
направленных на повышение престижа специальностей медико-профилактического
профиля, с освещением в местных и региональных средствах массовой информации;
- подготовку видеопрезентаций,
видеофильмов, иных материалов о деятельности специалистов Роспотребнадзора и их
распространение в общеобразовательных и средних профессиональных учебных
заведениях;
- участие руководителей кадровых служб
органов и организаций Роспотребнадзора в ярмарках вакансий и мероприятиях
Центров занятости;
- посещение Дней открытых дверей
медико-профилактических факультетов медицинских вузов.
Организация целевого приема на
медико-профилактические факультеты медицинских вузов по направлениям органов и
организаций Роспотребнадзора осуществляется согласно Порядку приема граждан в
государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего
профессионального образования, ежегодно утверждаемому Минобрнауки России.
Трехсторонний договор (соглашение) между
государственным образовательным учреждением высшего профессионального
образования, работодателем и студентом заключается в рамках целевой контрактной
подготовки специалиста (Приложение 3 к Методическим рекомендациям
"Организация подготовки кадров медико-профилактического профиля на базе
органов и организаций Роспотребнадзора", утвержденным Приказом Роспотребнадзора
от 20.07.2009 N 441), в котором стороны принимают на себя обязательства
реализовать целевую контрактную подготовку специалиста с целью удовлетворения
потребностей работодателя и с учетом интересов студента.
Додипломная подготовка.
Основными направлениями
профориентационной работы органов и организаций Роспотребнадзора на этапе
додипломной подготовки студентов медико-профилактических факультетов
медицинских вузов являются:
- проведение практических занятий,
требующих специализированного современного оборудования, на базе организаций
Роспотребнадзора (ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", организаций
дезинфекционного профиля, научно-исследовательских учреждений и др.);
- создание на базе органов и организаций
Роспотребнадзора специализированных классов для проведения занятий, элективов,
требующих применения современных информационных технологий
(социально-гигиенический мониторинг и др.);
- организация и проведение
производственной практики студентов медико-профилактических факультетов на базе
органов и организаций Роспотребнадзора;
- привлечение ведущих специалистов
органов и организаций Роспотребнадзора к чтению лекций, проведению практических
занятий, проблемных семинаров, "круглых столов", диспутов по
актуальным вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и
организации деятельности учреждений Роспотребнадзора;
- предоставление информационной базы
данных (заболеваемость, охват прививками, нормативно-методические документы и
др.) кафедрам медико-профилактического профиля для обеспечения учебного
процесса;
- подготовка предложений для
корректировки образовательных программ и планов подготовки;
- участие в подготовке методических
рекомендаций, учебных пособий, в том числе электронных, по вопросам организации
деятельности Роспотребнадзора;
- оказание студентам
медико-профилактических факультетов, занимающимся в студенческих научных
кружках и обществах, содействия в проведении научно-исследовательских работ и в
публикации результатов исследований в специализированных изданиях Роспотребнадзора;
- оказание методической и
материально-технической помощи медико-профилактическим факультетам медицинских
вузов;
- участие специалистов органов и
организаций Роспотребнадзора в распределении, итоговой государственной
аттестации.
Послевузовская профессиональная
подготовка (специализация).
Обучение в интернатуре (специализация)
выпускников медико-профилактических факультетов медицинских вузов является
основным направлением подготовки специалистов медико-профилактического профиля
для органов и организаций Роспотребнадзора и проводится в очной и очно-заочной
форме на кафедрах медико-профилактического факультета послевузовского
профессионального образования медицинского вуза в соответствии с договорами,
заключенными между вузом и органами и организациями Роспотребнадзора
(Приложения 1, 2 к Методическим рекомендациям "Организация подготовки
кадров медико-профилактического профиля на базе органов и организаций
Роспотребнадзора", утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 20.07.2009 N
441).
Приказом Минздравсоцразвития России от
23.04.2009 N 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и
послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере
здравоохранения Российской Федерации" определены основные этапы и
направления послевузовской подготовки выпускника медико-профилактического
факультета медицинского вуза (Приложение к Приказу Минздравсоцразвития России
от 23.04.2009 N 210н).
Профессиональная ориентация выпускников
медико-профилактических факультетов, интернов направлена на повышение уровня их
практической подготовки для работы в органах и организациях Роспотребнадзора по
выбранной ими специальности. С этой целью ведущие специалисты Федеральной
службы участвуют в разработке учебных программ подготовки специалистов медико-профилактического
направления, в которые включаются актуальные вопросы деятельности Управлений и
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", других учреждений структуры
Роспотребнадзора.
Обучение в интернатуре на базе органов и
организаций Роспотребнадзора осуществляется под контролем специалистов органа
(организации) Роспотребнадзора, несущих ответственность за их профессиональную
деятельность, с полугодовой аттестацией и написанием научно-практической
работы. Темы научно-практических работ определяются вузом совместно с органами
и организациями Роспотребнадзора и ориентированы на решение конкретных задач
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории
(региона) с обсуждением результатов научно-практических работ на итоговой научно-практической
конференции.
Руководители органов и организаций
Роспотребнадзора или их представители принимают участие в итоговом
квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста, дающего право
на занятие самостоятельной медицинской деятельностью, в соответствии с
действующим законодательством.