МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 24 ноября 2005 г. N 0100/10391-05-32
О САНИТАРНОМ СОСТОЯНИИ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
Проблема санитарной очистки является
одной из важнейших в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Российской Федерации.
В России в настоящее время накоплено
более 80 млрд. тонн отходов при ежегодном образовании около 30 млн. тонн
твердых бытовых отходов и 120 млн. тонн промышленных отходов. В среднем на
одного человека в год образуется около 1 тонны отходов: 200 кг ТБО (твердых
бытовых отходов) и 800 кг промышленных отходов.
Огромные территории заняты под хранение и
обезвреживание отходов. Общая площадь занятых отходами земель в целом по
Российской Федерации превышает 2 тыс. кв. км.
Около 50 - 60% объема твердых бытовых
отходов составляют полимерные упаковочные материалы.
Большие объемы и темпы накопления отходов
вызваны высоким уровнем их образования и слабым развитием индустрии вторичной
переработки. Отсутствует механизм экономической заинтересованности в
переработке отходов и в замене первичного сырья вторичным, так как это требует
привлечения дополнительных средств.
Система очистки населенных мест крайне
несовершенна. Основными нерешенными вопросами в сфере санитарной очистки
территории населенных мест являются:
- недостаточные мощности (или их
отсутствие) по сортировке, переработке и уничтожению мусора и отходов;
- отсутствие системы селективного сбора,
вывоза и переработки отходов;
- наличие несанкционированных свалок на
территории городов и населенных пунктов, приводящих к загрязнению почвы,
грунтовых вод, атмосферного воздуха и являющихся кормовой базой для мышевидных
грызунов;
- возникновение стихийных свалок вокруг
дачных поселков и садовых товариществ, при этом вместо вывоза практикуется
сжигание отходов, приводящее к загрязнению окружающей среды стойкими
органическими загрязнителями, в том числе диоксинами;
- нерациональное использование
строительных отходов, которые лишь в небольших объемах подвергаются вторичному
использованию и в большей части вывозятся на полигоны ТБО (твердых бытовых
отходов);
- неудовлетворительная утилизация
медицинских отходов.
Кроме того, серьезные проблемы с
обращениями отходов имеют место в жилищно-коммунальном секторе: несвоевременный
вывоз отходов с контейнерных площадок; неудовлетворительная организация сбора,
хранения и вывоза крупногабаритных отходов; несоблюдение санитарных правил
размещения контейнеров для сбора бытовых отходов вблизи жилых зданий.
Не соблюдаются требования СП
2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию
полигонов для твердых бытовых отходов", коэффициент заполнения многих
полигонов около 100%.
В стране в настоящее время построено
всего 15 мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, треть из них не
работает, так как используются зарубежные технологии, рассчитанные на
изначальный раздельный сбор отходов, практически не ведется строительство новых
полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов.
Многими хозяйствующими субъектами не
решается проблема утилизации и обезвреживания токсичных отходов, продолжается
порочная практика вывоза их на несанкционированные свалки, что представляет
наибольшую потенциальную опасность для здоровья населения.
Все это оказывает негативное влияние на
почву, в ряде территорий в 2004 году доля проб, не отвечающих гигиеническим
нормативам по санитарно-химическим показателям в селитебной зоне, значительно
превышает средний показатель по Российской Федерации - 11,4% (Свердловская
область - 54,2%, г. Санкт-Петербург - 50,2%, Красноярский край - 42,5%, г.
Москва - 31,1%, др.).
Стабильно неблагополучной продолжает
оставаться ситуация с превышением гигиенических нормативов по содержанию
тяжелых металлов в почве в Дальневосточном федеральном округе.
Неудовлетворительная организация плановой
санитарной очистки территорий населенных мест, особенно в неканализованном
жилом секторе, нехватка специализированного автотранспорта, контейнеров,
несвоевременный вывоз ТБО, отсутствие условий для мойки и дезинфекции
автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов приводит к
высокому уровню микробного загрязнения почвы на территории жилой застройки.
Так, в Приморском крае 15 - 20%
контейнеров в ветхом состоянии, требуют замены, износ специализированного
транспорта 40 - 70%, на 80% территории частных домовладений г. Владивостока
отсутствуют оборудованные площадки для сбора ТБО; в Тамбовской области
согласованные проекты имеют только 50% свалок ТБО; в Рязанской области только
за 4 месяца 2005 года поступили от населения 322 жалобы на несвоевременный
вывоз бытовых отходов; в Воронежской области только 18% мест размещения ТБО
(свалки, полигоны) санкционированы.
Доля пищевых продуктов в составе бытовых
отходов составляет одну треть, что приводит к увеличению заселенности
населенных мест грызунами, являющимися переносчиками таких инфекционных
заболеваний, как псевдотуберкулез, иерсиниоз, лептоспироз. В последние годы
заболеваемость этими зоонозами и число пострадавших от укусов крыс возросло,
чему способствует и снижение объема дератизационных работ.
Обращает на себя внимание снижение мер
административного воздействия, принимаемых территориальными управлениями
Роспотребнадзора в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 7% (Республики
Карелия, Коми, Удмуртская, Мордовия; Брянская, Владимирская, Ивановская,
Калужская области и др.).
Учитывая изложенное, Федеральная служба
предлагает Территориальным управлениям Роспотребнадзора:
1. Выйти с предложениями в органы
местного самоуправления:
- о принятии действенных мер по
обеспечению эффективной системы плановой очистки территории населенных мест и
ликвидации несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов;
- о разработке региональных целевых
программ в области обращения отходов производства и потребления, строительстве
современных полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых
отходов, благоустройстве свалок, строительстве мусоросжигательных и
мусороперерабатывающих заводов, а также о создании условий для раздельного
сбора, сортировки и переработки бытового мусора и промышленных отходов.
2. Ужесточить меры административного
принуждения за загрязнение почвы и нарушение санитарного законодательства в
области обращения с отходами.
3. Активизировать обучение работников
жилищно-коммунального хозяйства вопросам обращения отходов производства и
потребления, проводить с населением постоянную разъяснительную работу с
привлечением средств массовой информации о необходимости селективного сбора и
отходов.
4. Потребовать от индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению
отходов производства и потребления, строгого соблюдения требований санитарного
законодательства, регламентирующих данный вид деятельности.
5. Предлагаю также при проведении надзора
за обращением отходов производства и потребления учесть предложения нашего
письма от 06.10.2003 N 2510/11148-03-32.
6. Материалы по состоянию очистки
населенных мест представлять в Федеральную службу ежегодно во время сдачи
годового отчета.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО