МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 21 октября 2009 г. N 01/15599-9-32
ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
ЗА ЛАМПОВОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
В Федеральную службу по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека продолжает поступать
информация о нахождении на потребительском рынке ламповой продукции, в отношении
которой отсутствует полная необходимая и достоверная информация, призванная
обеспечивать потребителям правильный выбор товаров и не вводить их в
заблуждение, с низкими потребительскими свойствами, в том числе не
соответствующими установленным требованиям безопасности, что может стать
источником причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Ранее Роспотребнадзор в своем письме от
01.08.2005 N 0100/5936-05-32 уже обращал внимание на данную проблематику,
отмечая необходимость ее учета в процессе текущей деятельности по контролю и
надзору.
Кроме того, отдельное поручение,
касающееся необходимости пресечения фактов реализации на потребительском рынке
г. Москвы галогенных ламп для автомобилей без информации на русском языке, в
2008 году давалось Управлению Роспотребнадзора по г. Москве.
В этой связи, руководствуясь п. п. 5.1.2,
5.1.3, 5.9, 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, необходимо на
основании пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008
N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) организовать проведение внеплановых
проверок в отношении соответствующих хозяйствующих субъектов, осуществляющих
реализацию ламповой продукции (люминесцентных ламп и энергосберегающих ламп
бытового потребления), на предмет соблюдения продавцами (юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями) обязательных требований ст. ст. 4, 7, 8, 10
Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав
потребителей", п. п. 5, 6, 11, 12, 14, 15, 17, 19 Правил продажи отдельных
видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.01.1998 N 55, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от
15.08.1997 N 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на
территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на
русском языке".
При организации, проведении и оформлении
результатов проверок следует руководствоваться соответствующими требованиями
Закона N 294-ФЗ, в частности, положениями ч. 5 ст. 10, согласно которым
внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам
малого или среднего предпринимательства, по основаниям, указанным в пп.
"а" п. 2 ч. 2 настоящей статьи, органами государственного контроля
(надзора) проводится после согласования с органом прокуратуры по месту
осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей.
В случаях выявления фактов,
свидетельствующих о наличии в действиях соответствующих должностных и
юридических лиц состава административного правонарушения, применять к ним в
пределах компетенции меры административного реагирования, предусмотренные
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в
том числе - необходимые меры обеспечения производства по делу об
административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ).
Кроме того, поскольку люминесцентные и
энергосберегающие лампы наполнены парами ртути, то при повреждении они являются
источником загрязнения атмосферного воздуха населенных мест, грунтовых вод и
почв химическим веществом первого класса опасности.
Отработанные люминесцентные и
энергосберегающие лампы также являются отходом первого класса опасности и
требуют специальной утилизации (централизованный сбор и переработка). Однако,
как свидетельствуют имеющиеся данные, на многих объектах (промышленные
предприятия, объекты строительства и связи, лечебно-профилактические,
образовательные учреждения и т.д.) не соблюдается порядок их сбора и
утилизации, что приводит к загрязнению среды обитания человека.
В этой связи в настоящее время требуется
усиление надзорных действий за проведением работ по сбору, транспортировке и
переработке отработанных люминесцентных ламп.
Отчеты о работе, проделанной по
настоящему поручению, представить в Роспотребнадзор, в срок до 10 декабря 2009
года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО