МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 9 ноября 2009 г. N 01/16798-9-32
О ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТСКИХ ИГР И ИГРУШЕК
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировав материалы,
представленные управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
о реализации Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 14.02.2005 N 5 "О повышении эффективности
контрольно-надзорных мероприятий за производством и реализацией детских игр и
игрушек", сообщает, что, несмотря на принимаемые меры, качество и
безопасность значительной части игрушек, реализуемых на потребительском рынке
страны, не соответствует требованиям санитарного законодательства.
Всего под контролем учреждений
Роспотребнадзора в 2009 году находились 214 предприятий - производителей
игрушек, из них в отношении 24 были проведены мероприятия по надзору, из 20247
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих игрушки,
проверены 2279, что составило около 11%.
В 2009 году учреждениями Роспотребнадзора
было проверено 92337 игр и игрушек, из которых снято с реализации - 21111
(22,9%) на общую сумму 2887067 руб., из них 18741 (88,8%) игрушка иностранного
производства, преимущественно КНР.
Наибольший процент изъятых из оборота
игрушек по отношению к проверенным зарегистрирован в Республике Хакасия
(53,7%), Ленинградской области (89,3%), Камчатском крае (66,5%), Ивановской
области (63,3%), Тверской области (59,3%), Самарской области (59,3%),
Свердловской области (57,2%), Приморском крае (54,0%).
Основными причинами изъятия игрушек из
оборота явились: отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность
игрушек; нарушение требований по маркировке товаров и несоответствие игрушек
требованиям безопасности по санитарно-химическим, токсикологическим
показателям, по превышению уровня звука.
Лабораторные исследования игрушек,
отобранных из торговой сети, показали несоответствие их нормативам в 37%
исследованных образцов (по органолептическим, санитарно-химическим,
токсикологическим показателям, стойкости защитно-декоративного покрытия к
действию слюны, пота и влажной обработке, уровню звука).
На территории Российской Федерации
увеличилось количество предприятий среднего и малого бизнеса, занимающихся
производством детских игр и игрушек (214) по сравнению с 2006 годом (130).
Однако на российском рынке по-прежнему игрушек отечественного производства
реализуется всего порядка 10%, около 70% реализуются игрушки китайского
производства и 20% приходится на европейские страны - Польшу, Германию,
Бельгию, Японию, Македонию, Испанию.
При проведении контрольно-надзорных
мероприятий Управлениями Роспотребнадзора Владимирской, Новосибирской,
Московской, Тульской, Ростовской, Псковской, Тверской, Рязанской и др. областей
(всего в 33 регионах) установлено, что все игрушки, не соответствующие
гигиеническим требованиям, - это игрушки импортного производства.
При этом большинство игрушек, не
соответствующих требованиям безопасности, выявлено у мелкооптовых фирм и
индивидуальных предпринимателей, реализующих свою продукцию на рынках Москвы и
Московской области, Самары, Новосибирска, Владивостока, Ярославля, Челябинска,
Екатеринбурга, Казани и других крупных городов.
Санитарно-эпидемиологическая оценка
игрушек показала высокую степень их химического загрязнения, что
свидетельствует об использовании низкокачественного сырья и нарушении
технологии при производстве детских игр и игрушек. Из всех исследованных
образцов игрушек 16,5% не соответствуют требованиям санитарного
законодательства по санитарно-химическим показателям.
Приоритетным загрязнителем является
фенол. Кроме того, отмечен большой удельный вес исследованных игрушек, не
соответствующих установленным гигиеническим нормативам по уровню миграции
альдегидов и фталатов.
По выявленным нарушениям в 2009 году
назначены административные наказания в виде наложения административного штрафа
в количестве 1216 на сумму 2181413 руб. В суд было направлено 12 дел
(Кемеровская, Омская, Ульяновская области, Хабаровский и Краснодарский край,
республики Калмыкия и Бурятия).
Из-за отсутствия необходимой лабораторной
базы исследования детских игр и игрушек не проводились в Чукотском АО и
Чеченской Республике.
Учитывая вышеизложенное, в целях
обеспечения безопасности и качества производимых и реализуемых детских игр и
игрушек на территории Российской Федерации предлагаю руководителям управлений
Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному
транспорту:
1. Продолжить проведение
контрольно-надзорных мероприятий за реализацией игрушек и принять
дополнительные меры по выполнению Постановления Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 14.02.2005 N 5 "О повышении
эффективности контрольно-надзорных мероприятий за производством и реализацией
детских игр и игрушек".
2. Усилить надзор за реализацией игрушек
и товаров детского ассортимента (посуда, мебель и др.), поступающих на
потребительский рынок, о случаях выявления некачественных детских товаров
сообщать в Федеральную службу.
3. При выдаче санитарно-эпидемиологических
заключений на импортные игрушки обратить особое внимание на наличие у заявителя
необходимого перечня документов и протоколов лабораторных исследований с полным
объемом исследований в соответствии с Методическими указаниями МУК 4.1/4.3.2038-05
от 19.12.2005 "Санитарно-эпидемиологическая оценка игрушек".
4. Принять исчерпывающие меры по
внедрению Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г.
N 307 "Об утверждении технического регламента о безопасности продукции,
предназначенной для детей и подростков".
5. Очередную информацию о результатах
надзора за производством и реализацией детских игр и игрушек, а также товарами
детского ассортимента представить в Федеральную службу по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.10.2010.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО