МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 4 декабря 2009 г. N 01/18506-9-32
ОБ ИТОГАХ ПОДГОТОВКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
К НОВОМУ 2009 - 2010 УЧЕБНОМУ ГОДУ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала результаты
осуществления управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и
по железнодорожному транспорту (далее - управления Роспотребнадзора)
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в сфере подготовки
общеобразовательных учреждений (далее - школ) к новому 2009 - 2010 учебному
году и сообщает.
Важнейшими факторами, влияющими на
здоровье детей, по-прежнему остаются: организация режима образовательного
процесса; организация питания обучающихся и их медицинского обслуживания;
оборудование и содержание помещений школ, их санитарное состояние.
При подготовке школ к новому 2009 - 2010
учебному году увеличился объем работ по ремонту зданий и помещений, устройству
систем централизованного водоснабжения и канализации, что позволило
сформировать наметившуюся тенденцию к увеличению количества объектов с позиции
улучшения их санитарно-эпидемиологического благополучия.
Доля школ, относящихся к I группе
санитарно-эпидемиологического благополучия, в сравнении с предыдущим годом,
увеличилась с 33,95% до 35,5%. При этом доля школ, относящихся ко II группе санитарно-эпидемиологического
благополучия, осталась на прежнем уровне и составила 58%, а доля школ,
относящихся к III группе, снизилась с 7,84% до 6,4%.
Недостатки и нарушения в работе школ,
выявленных в ходе подготовки их к новому учебному году, стали основанием для
выдачи 41 тыс. планов-заданий, содержащих более 500 тысяч мероприятий,
направленных на улучшение материально-технической базы учреждений:
реконструкцию систем водоснабжения, канализации, отопления, оснащение
пищеблоков современным холодильным и технологическим оборудованием, установку
фильтров по очистке воды; обеспечение медицинских кабинетов холодильным
оборудованием для хранения лекарственных и иммунобиологических препаратов;
приобретение необходимой учебной мебели и спортивного инвентаря.
К началу учебного года было выполнено 95%
предусмотренных мероприятий. Прежде всего, это было связано с недостаточным
финансированием, в результате чего в ряде субъектов Российской Федерации было
перенесено проведение ремонтов фасадов зданий, капитальных ремонтов инженерных
коммуникаций, замена санитарно-технического и технологического оборудования,
реконструкция систем освещения. В первую очередь это касается Архангельской,
Астраханской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Курганской областей и
Забайкальского края, что подтверждается количеством школ по показателю
санитарно-эпидемиологического благополучия. Доля посол, относящихся к I группе
санитарно-эпидемиологического благополучия, в этих субъектах Российской
Федерации ниже среднероссийского показателя, а относящихся к III группе выше.
Актуальность вопросов подготовки школ к
новому учебному году определила для Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека необходимость проведения
постоянного мониторинга, сбора оперативной информации и регулярного проведения
селекторных совещаний.
Хорошая подготовка образовательных
учреждений к новому 2009 - 2010 учебному году была отмечена в Республике Саха
(Якутия), Камчатском крае, Калининградской, Тверской, Ростовской, Московской
областях, где были полностью и в установленные сроки выполнены планы по
приобретению ученической мебели и укомплектованию пищеблоков оборудованием.
Архангельская, Астраханская, Брянская,
Мурманская, Новосибирская области, Республика Северная Осетия (Алания) с
положительной стороны были отмечены как субъекты, где с целью улучшения
медицинского обеспечения школьников проводилась реконструкция медицинских
блоков с выделением процедурных кабинетов, капитальные ремонты медицинских
блоков, было приобретено новое оборудование для медицинских кабинетов.
В то же время следует отметить, что в
целом по Российской Федерации процент приобретения ученической мебели составил
95%, а оборудования пищеблоков - 90,4%.
При этом только в 42% школ медицинские
кабинеты соответствовали требованиям санитарного законодательства, 38% школ не
имели медицинских кабинетов, а около 20% медицинских кабинетов школ не
соответствовали требованиям санитарного законодательства. Около 70% школ имели
спортзалы, соответствующие требованиям санитарного законодательства, в 15% школ
спортзалы не соответствовали требованиям санитарного законодательства и около
15% школ не имели спортивных залов.
Тот факт, что 55 школ остались
непринятыми к началу учебного года, а 9 - необследованными в определенной мере
свидетельствуют о недостаточно эффективной работе отдельных управлений
Роспотребнадзора.
Основными причинами отказов в принятии
учреждений к новому учебному году явились:
- незаконченные ремонты кровли,
пищеблоков и других помещений школы;
- не полностью подготовленные к работе
инженерные системы;
- незавершенное благоустройство
территорий учреждений;
- неподготовленность специализированных
помещений (мастерские, спортивные залы, медицинские кабинеты).
Как недостаток в деятельности отдельных
управлений Роспотребнадзора следует отметить работу по сбору и представлению
оперативной информации по количеству и качеству подготовки школ к учебному
году.
Не соблюдали сроки представления
информации, представляли неполную и недостоверную информацию республики:
Адыгея, Карелия, Тыва, Татарстан, Чувашская, Красноярский и Приморский края;
области: Владимирская, Вологодская, Еврейская, Иркутская, Костромская,
Ленинградская, Липецкая, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Свердловская,
Тамбовская, Тверская; Чукотский АО, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, г.
Москва, г. Санкт-Петербург.
Безусловным остается тот факт, что
формирование здоровья детского населения происходит под влиянием факторов
окружающей среды, в том числе среды образовательных учреждений. Развитие
патологических состояний во многом определяется влиянием таких факторов, как
неудовлетворительные показатели освещенности, микроклимата, неправильная
расстановка и несоответствие мебели росто-возрастным особенностям детей,
нерациональный режим учебно-воспитательного процесса, плохая организация
питания в школе.
Проведенные в последнее время научные
исследования показали, что наиболее благоприятные показатели динамики
умственной работоспособности, эмоционального, психосоматического состояния и
физиометрии выявлялись у школьников, которые обучались на базе школ, имеющих
оптимальные гигиенические условия внутришкольной среды, наличие и достаточность
помещений, в том числе для физкультурно-оздоровительной работы.
Установлена прямая зависимость
достаточного количества хорошо оборудованных спортивных залов и площадок,
наличия условий для организации дневного сна на показатели здоровья учащихся
начальных классов.
По данным научных исследований ГУ НИИ
гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, по отдельным группам
болезней четко прослеживается связь с неудовлетворительными условиями обучения.
Это в первую очередь касается частоты
миопий, возрастающей с момента поступления до окончания школы в 11 раз;
хронических болезней органов пищеварения (увеличение за указанный период с 69
до 203 на 1000 учащихся); шестикратного увеличения распространенности сколиоза.
Учитывая вышеизложенное, следует
отметить, что приоритетом в деятельности управлений Роспотребнадзора при
осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в ходе
подготовки школ к новому учебному году должны оставаться вопросы сохранения и
укрепления здоровья детей.
Исходя из данной позиции и в целях
качественного решения задач подготовки к 2010 - 2011 учебному году органам и
учреждениям Роспотребнадзора необходимо:
- проинформировать администрации
субъектов Российской Федерации о результатах государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в ходе подготовки школ к учебному году, в
том числе и о состоянии здоровья, факторах риска, определив при этом
приоритетные направления в области охраны здоровья школьников;
- провести работу по усилению
межведомственных отношений с заинтересованными ведомствами по вопросам охраны и
укрепления здоровья школьников;
- готовить планы-задания на основе
конкретных, выполнимых мероприятий, ориентированных на реальное улучшение
материально-технической базы школ, организации питания, медицинского
обслуживания школьников. Повысить требовательность по их выполнению;
- обеспечить применение мер административного
воздействия при выявлении нарушений законодательства вплоть до передачи дел в
судебные органы;
- обеспечить достоверность и
своевременность представляемых сведений о готовности школ к учебному году.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО