МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 июня 2010 г. N 01/9619-0-32
О РЕЗУЛЬТАТАХ САНИТАРНО-КАРАНТИННОГО КОНТРОЛЯ
В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2009 ГОДУ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека информирует о результатах
санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации в 2009 году, который является одним из важнейших
направлений деятельности по санитарной охране территории.
По данным сводной формы отраслевого
статистического наблюдения N 28-06 в 2009 году санитарно-карантинный контроль в
пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
осуществлялся в 281 пункте пропуска, в том числе - 64 в морских портах, 9 - в
речных портах, 70 - в аэропортах, 33 - на железнодорожном транспорте, 105 - на
автодорожных переходах.
Санитарно-карантинный контроль направлен
на недопущение завоза и распространения на территории Российской Федерации
инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на
предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических,
биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных товаров и грузов,
представляющих опасность для населения.
Эпидемиологическая ситуация в мире по
ряду инфекционных болезней продолжает оставаться нестабильной.
В последние годы массовые вспышки холеры
произошли в странах, которые уже много десятилетий назад освободились от этой
болезни (Африка, Юго-Восточная Азия). По данным ВОЗ отмечается тенденция к
росту случаев заболевания этой нозологией. Так, в период с 2004 по 2008 годы
ВОЗ была уведомлена о более чем 800 тысячах случаев заболевания. В 1 полугодии
2010 года холера регистрировалась в Папуа-Новой Гвинее, Уганде, Вьетнаме,
Нигерии, Судане, Индии.
За последние 5 лет в 16 странах Африки,
Азии и Америки зарегистрировано более 12 тысяч случаев заболеваний чумой людей,
включая 843 летальных.
В Китайской Народной Республике в
последние годы складывается неблагополучная ситуация по энтеровирусной
инфекции, заболеваемость которой за 5 месяцев текущего года превышает в 2 раза
прошлогодние уровни. В 2009 - 2010 гг. в Республике Таджикистан наблюдается
эпидемический подъем заболеваемости, вызванный диким полиовирусом:
зарегистрировано свыше 640 случаев острых вялых параличей (ОВП), из которых 14
закончились летальным исходом. При этом на территорию Российской Федерации было
завезено 7 случаев полиомиелита.
Учитывая интенсивность миграционных
потоков и нахождение в нашей стране значительного числа трудовых мигрантов из
Республики Таджикистан и Китайской Народной Республики, принимаются необходимые
меры в целях предупреждения завоза и распространения опасных инфекционных
болезней на территорию Российской Федерации.
Ежегодно число лиц, выявленных по
результатам санитарно-карантинного контроля, не превышало 400 человек, вместе с
тем в 2009 году на досмотренных транспортных средствах выявлено 1133 лиц с
признаками инфекционных болезней, наибольшее количество которых приходилось на
железнодорожные составы и воздушные суда.
В связи с объявленной ВОЗ пандемией гриппа,
в России основное внимание в 2009 году уделялось мероприятиям по предупреждению
завоза и распространения вируса гриппа A(H1N1), своевременному выявлению
случаев заболевания, а также обеспечению готовности учреждений системы
здравоохранения к возможному росту числа пациентов.
В целях недопущения завоза на территорию
Российской Федерации пандемического гриппа, сотрудниками санитарно-карантинных
пунктов проводился мониторинг состояния здоровья прибывающих пассажиров. Только
в аэропортах, принимающих рейсы из стран Америки, Испании, Японии,
Доминиканской Республики, КНР, Таиланда, Кипра, Великобритании, Турции, за
время мониторинга было досмотрено свыше 29 тысяч рейсов, более 2,5 млн.
пассажиров и 190 тысяч членов экипажей. С признаками ОРВИ выявлено более 200
человек.
Также ежегодно в пунктах пропуска через
государственную границу обеспечиваются противоэпидемические мероприятия при
организации хаджа российских паломников. Из года в год возрастает число
паломников, отправляющихся в Королевство Саудовская Аравия. В 2009 году из 32
субъектов Российской Федерации через 15 пунктов пропуска выехало 20,5 тыс.
человек, из них авиационным транспортом около 10 тыс. человек и 10,5 тысяч -
наземным и морским. Среди прибывших паломников выявлено 22 человека с
признаками инфекционных болезней.
В связи с возрастающим числом российских
граждан, выезжающих на отдых в зарубежные страны, несмотря на проводимые
мероприятия, сохраняется угроза завоза на территорию нашей страны различных
инфекционных болезней. Так в марте - апреле текущего года на территорию
Российской Федерации жителями Московской и Воронежской областей, вернувшимися с
отдыха в Таиланде и на острове Бали (Индонезия), было завезено 2 случая
лихорадки Денге.
В Красноярском крае в апреле 2010 года
был зарегистрирован завозной случай брюшного тифа из Египта.
В июне 2010 года в г. Москве было
зарегистрировано 2 завозных случая холеры из Индии.
Вместе с тем, в ряде субъектов Российской
Федерации не принимаются меры по оснащению санитарно-карантинных пунктов
современным оборудованием и оргтехникой.
Отсутствует оборудование для
дистанционного определения температуры тела в пунктах пропуска в Белгородской,
Брянской, Ленинградской, Амурской областях, Республике Карелия, Забайкальском
крае.
В Российской Федерации в последние годы
проводится работа по созданию межведомственной информационной
автоматизированной системы (далее - МИАИС) для взаимодействия контрольных
органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Вместе с тем, ряд санитарно-карантинных пунктов в Республике Карелия,
Ленинградской области, все СКП в Брянской, Воронежской, Самарской Челябинской,
Сахалинской областях, Забайкальском крае, Республике Дагестан, железнодорожные
пункты пропуска в Курганской, Псковской, Приморском крае - не имеют доступа к сети
Интернет. При введении МИАИС в пунктах пропуска, отсутствие доступа к сети
Интернет не позволит должным образом обеспечить санитарно-карантинный контроль
в субъектах Российской Федерации.
В 2009 году в сравнении с предыдущим
годом возросло общее число досмотренных транспортных средств, в том числе
пассажирского и грузового транспорта, прибывшего из стран, неблагополучных по
опасным болезням, в 1,5 раза. При этом число морских судов, прибывших из
неблагополучных стран, увеличилось более чем в 10 раз.
В 2009 году уменьшилось на 20,2% число
транспортных средств, пропуск которых через государственную границу Российской
Федерации был приостановлен (временно прекращен). Вместе с тем, обращает
внимание увеличение числа воздушных и морских судов, которые были задержаны в
связи с несоблюдением санитарных правил (в 3 раза и 1,8 раза, соответственно).
Причинами послужили несвоевременно и неправильно оформленные разрешительные
документы, нарушения санитарного законодательства, выявленные в ходе проведения
контрольных мероприятий, и другие.
На это указывает возросшее в 1,9 раза по
сравнению с 2008 годом число выданных свидетельств о применении к транспортному
средству санитарных мер, в том числе на морских судах в 7,5 раза (порты г.
Санкт-Петербурга, Краснодарского края), на воздушных судах в 2 раза (аэропорты
Республики Саха (Якутия), г. Новосибирск, г. Екатеринбург). Санитарные меры в
отношении других видов транспортных средств в 2009 году не применялись.
Также в 1,8 раза по сравнению с 2008
годом увеличился объем проводимых на транспортных средствах дезинфекционных
мероприятий.
В 2009 году в 5 раз увеличилась доля
транспортных средств, задержанных во время досмотра при отбытии из Российской
Федерации, в первую очередь за счет морских судов, в том числе портов Архангельской,
Магаданской, Ростовской областей, города Санкт-Петербурга, а также выезд
автотранспортных средств в пунктах пропуска Республики Алтай, Брянской,
Псковской областей.
Вместе с тем, сотрудниками СКП управлений
Роспотребнадзора по Архангельской, Белгородской, Калининградской,
Ленинградской, Ростовской, Челябинской областям, Забайкальскому, Камчатскому,
Краснодарскому, Приморскому краям в 2009 году не осуществлялся досмотр
транспортных средств при отбытии из Российской Федерации.
По сравнению с 2008 годом выросло число
досмотренных партий груза на 6% (с 930714 до 987826 партий, соответственно). Из
них на долю пищевых продуктов, сельхозпродукции, продовольственного сырья и
материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, приходилось 42,2%.
Приостановлено (запрещено) к ввозу на
территорию Российской Федерации 2,4% от числа досмотренных партий грузов. Среди
грузов, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, как и в 2008
году, в 2009 году преобладали пищевые продукты (79% и 73%, соответственно).
Вместе с тем, выросла доля запрещенных к ввозу партий опасных грузов и
составила 35,5% (в 2008 году - 12,5%) от числа досмотренных.
Основной причиной приостановки грузов
являлось отсутствие (несоответствие) разрешительных документов (98% случаев).
Нарушение условий перевозки составило менее 1%, что может свидетельствовать о
недостаточном качестве контроля.
Нарушения условий перевозок грузов были
выявлены, в основном, при досмотре автотранспорта на СКП Брянской области (85
партий), воздушного транспорта в аэропорту г. Екатеринбурга (14 партий).
В целом, мероприятия, проведенные
управлениями Роспотребнадзора при осуществлении контроля в пунктах пропуска
через государственную границу Российской Федерации в 2009 году, позволили
сохранить стабильную санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории
страны.
В целях совершенствования мероприятий по
санитарной охране территории Российской Федерации, недопущения завоза и
распространения инфекционных болезней предлагаю:
1. Обеспечить мониторинг за инфекционной
заболеваемостью на приграничных территориях и организовать регулярный обмен
информацией.
2. Проанализировать состояние
материально-технического оснащения санитарно-карантинных пунктов и принять
необходимые меры по их дооснащенности.
3. При осуществлении
санитарно-карантинного контроля в отношении подконтрольных товаров уделять
особое внимание условиям их транспортировки.
4. Принять меры по соблюдению санитарного
законодательства при осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации, обратив особое
внимание на морские суда.
5. Повысить качество
санитарно-карантинного контроля в отношении лиц, транспортных средств и грузов,
представляющих потенциальную опасность для населения Российской Федерации, как
при въезде, так и выезде из Российской Федерации.
6. Принять необходимые организационные
меры в связи с началом функционирования с 1 июля 2010 года таможенного союза.
7. При выявлении лиц с признаками
инфекционных болезней обеспечить организацию и проведение комплекса
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных
действующими нормативно-методическими документами.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО