МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 30 июня 2010 г. N 01/9674-0-32
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В условиях повышенной температуры,
установившейся в ряде субъектов Российской Федерации летом 2010 года,
отмечаются случаи нарушения электроснабжения, перебои в работе холодильного
оборудования, используемого при изготовлении, транспортировке, хранении и
реализации пищевой продукции, нарушения водоснабжения населения, ухудшения
санитарного состояния мест отдыха и оздоровления населения.
При этом увеличивается риск возникновения
инфекционных болезней населения, связанных с неудовлетворительным
санитарно-эпидемиологическим состоянием организаций, занимающихся
изготовлением, транспортировкой, хранением пищевой продукции, а также с
нарушениями санитарно-эпидемиологических требований на объектах общественного
питания и в местах массового сосредоточения людей.
В связи с лесными пожарами в ряде
территорий отмечаются случаи эвакуации населения из населенных пунктов,
находящихся в зоне пожаров, а также персонала и детей из летних оздоровительных
учреждений, расположенных в этих районах.
Так, в Республике Марий Эл в июне 2010
года из-за угрозы распространения огня на населенные пункты и детские
оздоровительные учреждения было эвакуировано почти 2000 человек, большинство из
которых дети - 1249 человек, отдыхавшие в пяти детских оздоровительных лагерях
и двух учреждениях для отдыха родителей с детьми.
Крупные пожары возникали в июне 2010 года
в Липецкой, Нижегородской, Ростовской и Рязанской областях, Ханты-Мансийском
автономном округе, Забайкальском крае.
В связи с установившейся жарой в
Оренбургской области власти были вынуждены ввести режим чрезвычайной ситуации
сразу в 35 районах.
В условиях повышенной температуры
значительно увеличилось количество людей в зонах рекреации для купания, занятия
спортом и отдыха, в том числе не оборудованных для этих целей, что создает
реальную угрозу жизни и здоровью людей.
В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики нарушений
санитарного законодательства в условиях повышенной температуры органам
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному
транспорту необходимо:
- обеспечить оперативное взаимодействие с
органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления,
другими заинтересованными организациями на стадии принятия решений об эвакуации
из-за лесных пожаров населения и детских оздоровительных учреждений,
предоставлении водного объекта или его части для рекреационных целей. Порядок
взаимодействия изложен в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека от 18.11.2005 N 0100/10185-05-32
"Об оперативном взаимодействии территориального управления Федеральной
службы с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления";
- рекомендовать руководителям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления,
администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные
учреждения, а также руководителям этих учреждений, организациям, осуществляющим
отдых детей по регионам, обеспечить в полном объеме выполнение Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 01.04.2008
N 23 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010
годах" (зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2008 г. N 11590);
- потребовать у руководителей
организаций, осуществляющих перевозки детей автомобильным транспортом к местам
отдыха и обратно, соблюдения ограничений на время нахождения детей в пути не
более 4-х часов в соответствии с п. 3.6 Постановления Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 01.04.2008 N 23;
- предложить руководителям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
установить специальные информационные знаки о запрещении купания в необорудованных
местах, информировать население всеми доступными средствами о местах,
разрешенных для купания;
- обратить особое внимание на санитарное
состояние водных объектов, отнесенных к специальному водопользованию - зоны
рекреации (купание, занятие спортом, отдых) в летний сезон;
- рекомендовать органам исполнительной
власти, органам местного самоуправления, руководителям ЖКХ, водоканалов,
водостоков обеспечить жесткий контроль за качеством и безопасностью питьевой
воды и санитарным содержанием зон рекреации;
- обязать владельцев зон рекреации на
водоемах обеспечить контроль качества воды водоемов и санитарного состояния
береговой полосы;
- потребовать от юридических и частных
лиц, являющихся владельцами судов, соблюдения санитарных правил и нормативов в
зоне рекреации;
- обеспечить лабораторный контроль воды
водоемов, песка, донных отложений в рамках государственного
санитарно-эпидемиологического надзора с включением конкретных точек отбора,
времени отбора, с указанием количества отбираемых проб на микробиологические,
санитарно-химические, паразитологические показатели;
- проводить мониторинг за качеством воды
водоемов и песка в зонах рекреации перед началом купального сезона, в период
его проведения и после окончания;
- в полном объеме проводить расследование
каждого случая вспышки ОКИ водного характера с соответствующей административной
и правовой оценкой, а при необходимости с передачей дел в правоохранительные
органы;
- ужесточить контроль за предприятиями
пищевой промышленности, общественного питания и розничной торговли в
соответствии с требованиями СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям общественного питания, изготовлению и
оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья",
обратив особое внимание на предприятия общественного питания, расположенные на
пляжах и в зонах отдыха населения;
- обратить особое внимание юридических и
физических лиц, эксплуатирующих детские оздоровительные учреждения, на
организацию режима дня детей, соблюдение мер безопасности при отдыхе детей,
занятиях спортом и купании;
- активизировать работу по применению мер
административного принуждения за нарушения санитарного законодательства;
- проводить санитарно-просветительную
работу среди населения, используя средства массовой информации, обратив особое
внимание на профилактику кишечных инфекций, пищевых отравлений.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО