МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 20 февраля 2006 г. N 0100/1834-06-32
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БАНКА ДАННЫХ ПО ДОЗАМ ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН ЗА СЧЕТ
ЕСТЕСТВЕННОГО И ТЕХНОГЕННО ИЗМЕНЕННОГО РАДИАЦИОННОГО
ФОНА В 2005 ГОДУ
В целях обеспечения выполнения
Постановления Правительства Российской Федерации N 718 от 16.06.97 "О
порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных
доз облучения граждан (ЕСКИД)" и реализации Приказа Минздрава России N 298
от 31.07.2000 "Об утверждении Положения о ЕСКИД", Приказа Минздрава
России N 333 от 01.11.2002 "О создании федерального банка данных Единой
государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения
граждан" и Приказа Минздрава России N 268 от 21.06.03 "Об утверждении
положений о федеральных банках данных" на базе ФГУН НИИРГ имени профессора
П.В. Рамзаева Роспотребнадзора организована работа по сбору и ведению
федерального банка данных по дозам облучения граждан России за счет
естественного и техногенно измененного радиационного фона.
Целью создания Федерального банка данных
по дозам облучения граждан за счет естественного и техногенно измененного
радиационного фона (ФБДОПИ) является обеспечение долговременного
автоматизированного учета доз облучения граждан Российской Федерации на базе
единой формы. Для ее заполнения и ведения разработаны математический и
программный инструментарии, а также система инструктивно-методических
документов, утвержденных в установленном порядке.
Основные контролируемые параметры
облучения населения за счет естественного и техногенно измененного
радиационного фона, вносимые в ФБДОПИ:
уровни гамма-излучения в домах и на
открытой местности и дозы внешнего облучения населения;
данные о содержании изотопов радона в
воздухе жилых домов и дозах облучения жителей за счет ингаляции дочерних
продуктов радона и торона (ДПР и ДПТ);
дозы облучения жителей за счет
потребления пищевых продуктов и питьевой воды;
дозы облучения жителей за счет
долгоживущих природных радионуклидов в атмосферном воздухе.
Заполнение формы N 4-ДОЗ осуществляется в
соответствии с методическими рекомендациями N 11-2/283-09 от 28.11.2001. Для
автоматизации ввода, передачи и обработки данных введены новые средства
программного обеспечения (ПО) "F4DOS" и "F4_LRC".
В 2005 году федеральная государственная
статистическая отчетная форма N 4-ДОЗ поступила из 79 субъектов Российской
Федерации, в 43 сформированы региональные банки данных в электронной форме, 36
субъектов Российской Федерации электронными формами ведения и передачи
информации не владеют.
Территориальные управления по 9 субъектам
Российской Федерации (Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика
Карачаево-Черкессия, Республика Тыва, Чеченская Республика, Волгоградская,
Магаданская и Тюменская области, Ненецкий автономный округ) данные не
представили.
ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии" в Республике Башкортостан направил письмо об отсутствии
измерительных данных за 2004 г.
Представленные материалы ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии" в Республике Бурятия, Корякском и Эвенкийском
автономных округах не содержат измерительной информации.
В результате не удалось провести оценку
индивидуальных эффективных доз облучения населения по 13 субъектам Российской
Федерации.
Измерения мощности дозы гамма-излучения в
домах разных типов и на открытой территории населенных пунктов проводились в 76
субъектах Российской Федерации. В Коми-Пермяцком автономном округе и
Кабардино-Балкарской Республике эти измерения проводились только на открытой
местности.
Данные по форме N 4-ДОЗ в некоторых
случаях содержали ошибки при расчете доз внешнего облучения жителей
(Архангельская, Кировская, Тверская, Омская, Псковская области, Удмуртская
Республика, Приморский край, Чукотский автономный округ).
В тех случаях, когда ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии" в субъектах Федерации в форму N 4-ДОЗ или в
региональный банк данных не была внесена информация о численности населения,
проживающего в домах разных типов (Орловская, Оренбургская, Самарская,
Сахалинская, Ярославская области, Республика Хакасия и др.), расчет доз от
внешнего облучения жителей не представлялся возможным. Однако, если измерения
мощности эквивалентной дозы (МЭД) проводились только в домах одного типа, есть
возможность оценить дозы за счет внешнего облучения (независимо от количества
проживающих там людей). Такая оценка выполнена для Курганской и Владимирской
области, где измерения МЭД проводились только в многоэтажных каменных домах в
г. Курган и г. Владимир.
Средние по регионам значения мощности
дозы находятся в диапазоне:
0,02 - 0,18 мкЗв/ч - для деревянных
домов;
0,03 - 0,17 мкЗв/ч - для одноэтажных
каменных домов;
0,04 - 0,18 мкЗв/ч - для многоэтажных
каменных домов;
0,02 - 0,18 мкЗв/ч - для открытой
территории населенных пунктов.
Такой большой разброс значений МЭД
определяется не только реальной разницей гамма-фона в различных субъектах
Российской Федерации, но и техническими характеристиками используемых
дозиметров. Обращаем внимание, что расчет эффективных доз внешнего облучения
жителей должен проводиться согласно п. 5.3 Методических указаний МУ
2.6.1.1088-02.
Измерения содержания радона и торона и их
короткоживущих дочерних продуктов в воздухе жилых помещений, как и в предыдущие
годы, проводились не во всех регионах, представивших формы N 4-ДОЗ. В основном
это обусловлено отсутствием соответствующих приборов в ФГУЗ "Центр гигиены
и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации или аккредитованных
лабораториях на подведомственной территории.
Диапазон измеренных значений
эквивалентной равновесной объемной активности (ЭРОА) изотопов радона достаточно
велик и зависит как от типа домов в населенном пункте, так и от геологических
характеристик местности:
10 - 264 Бк/куб. м - в деревянных домах;
8 - 911 Бк/куб. м - в одноэтажных
каменных домах;
8 - 260 Бк/куб. м - в многоэтажных
каменных домах.
Именно этот параметр радиационной
обстановки явился определяющим при выделении критических групп населения.
Исследования по определению содержания
природных радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде проводятся в очень
незначительном количестве субъектов Российской Федерации. В большей части
отчетных форм принято среднемировое значение этой компоненты дозы - 0,12
мЗв/год, либо эти данные вообще не представлены. В методических документах по
заполнению форм N 4-ДОЗ содержатся аналитические формулы для расчета этой
компоненты облучения населения, так что при наличии данных о содержании
природных радионуклидов в компонентах рациона питания могут выполняться прямые
расчеты его величины.
Отчетные
формы некоторых субъектов
Российской Федерации
содержат информацию
о значениях годовых эффективных
доз за счет
потребления продуктов
питания и питьевой воды, отличающуюся от
среднемирового значения.
Эти данные, по-видимому,
приняты из
радиационно-гигиенических
паспортов субъектов Российской Федерации
или иных
отчетных документов. Правда,
в некоторых случаях не
удалось избежать
ситуации, когда расчетные данные уже включают в
40
себя вклад
в дозу К
(0,17 мЗв/год), в то время как в форме N
4-ДОЗ этот вклад
должен учитываться отдельно.
Диапазон значений доз за счет продуктов
питания и питьевой воды в некоторых субъектах Российской Федерации довольно
значителен. Так, для Архангельской области значение дозы составляет от 0,16 до
1,03 мЗв/год, для Хабаровского края - от 0,22 до 0,40, для Калужской области -
от 0,29 до 0,34, для Псковской области - от 0,17 до 0,51 мЗв/год. В форме N
4-ДОЗ Иркутской области указано значение этой компоненты дозы в диапазоне 0 -
1, однако эти значения не являются результатами проведенных исследований.
40
Вклад
К во внутреннее облучение жителей принят
одинаковым
для всех
субъектов Российской Федерации (0,17 мЗв/год).
Дозы облучения жителей России природными ИИИ
Оценка годовой эффективной дозы облучения
жителей Российской Федерации природными ИИИ получена с учетом численности
жителей и составила:
4,28 мЗв/год в 2001 году;
4,10 мЗв/год в 2002 году;
3,78 мЗв/год в 2003 году;
3,69 мЗв/год в 2004 году, из них:
1,27 мЗв/год приходится на долю внешнего
облучения населения, включая и вклад космического излучения;
2,06 мЗв/год - средняя по стране доза
внутреннего облучения за счет изотопов радона (с учетом вклада материнских
радионуклидов);
0,19 мЗв/год - среднее значение дозы за
счет содержания природных радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде;
40
0,17 мЗв/год - вклад в дозу К .
Отличия в оценках доз обусловлены в
основном недостаточной представительностью выборки обследованных зданий, а
также большой вариабельностью дозы за счет изотопов радона.
По данным за 2004 г., наименьшие дозы
(1,5 - 2,5 мЗв/год) облучения природными источниками излучения получили жители
Владимирской, Костромской и Камчатской областей, Удмуртской Республики и
Таймырского автономного округа, наибольшие (7,51 мЗв/год) - жители Ставропольского
края.
По данным форм N 4-ДОЗ за 2004 год,
средняя суммарная годовая эффективная доза облучения населения превысила 5
мЗв/год в следующих субъектах Российской Федерации: Ставропольский край (7,51
мЗв/год), Ивановская (5,07 мЗв/год), Иркутская (5,61 мЗв/год), Курганская (5,19
мЗв/год), Калининградская (5,17 мЗв/год), Липецкая (5,53 мЗв/год) и Читинская
(6,27 мЗв/год) области, а также Еврейская АО (5,67 мЗв/год). Кроме того, порог
в 5 мЗв/год превышают максимальные суммарные дозы облучения жителей Воронежской
(8,04) и Ростовской (8,27) областей.
По данным форм N 4-ДОЗ за 2004 год,
субъектов Российской Федерации, в которых средняя суммарная доза облучения
населения превышает 10 мЗв/год, нет (в 2001 - 2003 годы превышение отмечалось в
Еврейской автономной области).
В целях усиления надзора за радиационной
безопасностью населения от воздействия природных источников ионизирующего
излучения необходимо:
Руководителям территориальных управлений
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека:
Установить контроль за своевременным
представлением формы федерального государственного статистического наблюдения N
4-ДОЗ в федеральный банк данных, полнотой и достоверностью представляемых
данных, использованием программных средств. Особое внимание обратить на
выполнение требований Основных санитарных правил обеспечения радиационной
безопасности (ОСПОРБ-99) и Норм радиационной безопасности (НРБ-99) в части
наличия измерений радиационного фактора при отводе земельных участков под
строительство, приемке в эксплуатацию жилых домов и соответствие их
гигиеническим нормативам.
При планировании лабораторных
исследований в годовых и квартальных планах предусматривать инструментальные
исследования нормируемых параметров радиационных факторов природных источников.
Провести анализ состояния обеспечения
радиационной безопасности населения от воздействия природных источников с
указанием результатов исследования и при уровнях воздействия на население более
5 мЗв в год войти в территориальные органы исполнительной власти с
предложениями разработки региональных целевых программ или мероприятий для
включения в другие действующие программы по санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения.
Руководителям территориальных управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (Республик: Алтай,
Башкортостан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Тыва, Бурятия, Чеченская
Республика; областей: Волгоградская, Магаданская и Тюменская; автономных
округов: Ненецкий, Корякский и Эвенкийский) представить до 30.04.2006
объяснения по осуществлению надзора за радиационной безопасностью населения от
регламентируемых природных источников при отсутствии лабораторного контроля за
ними.
Главным врачам ФГУЗ "Центры гигиены
и эпидемиологии":
Обеспечить своевременный сбор форм 4-ДОЗ
и представление их в федеральный банк данных. Использовать аттестованные
программные средства для сбора и обработки информации. Обратить внимание на
наличие оборудования для проведения исследований на содержание природных
радионуклидов в объектах окружающей среды, питьевой воде. Предусматривать в
планах развития материально-технического обеспечения учреждения закупку
недостающего оборудования.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО