МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 30 сентября 2010 г. N 01/14118-0-32
ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.07.2007
N 45 "О нарушениях санитарного законодательства при обращении с отходами
производства и потребления", Приказа Роспотребнадзора от 29.07.2008 N 258
"О дополнительных мерах по проведению государственного
санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов
при обращении с отходами производства и потребления" проанализировала
сложившуюся ситуацию в этой сфере, при этом установила, что на контроле органов
и организаций Роспотребнадзора в 2009 году находилось 1192004 предприятия,
наибольшее количество из них - 847187 (70,1%) образуют бытовые отходы, 154026
(12,7%) - промышленные отходы, 168877 (14,0%) - другие виды отходов
(птицеводства и животноводства, осадки сточных вод и др.).
Управления Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации осуществляют контроль за работой 10 мусоросжигательных и 9
мусороперерабатывающих заводов, 68 мусоросортировочных комплексов, а также 269
полигонов промышленных отходов (из них для хранения 1 - 2 класса опасности -
20) и 4726 полигонов ТБО, из которых лицензию на деятельность по обращению с
отходами производства и потребления имеют 832 (17,6%) полигонов, с
коэффициентом заполнения > 90% эксплуатируется 412 полигонов.
Полигонному захоронению подвергается 97%
ТБО (около 43 млн. тонн). Ежегодно под эти полигоны отводится около 11000
гектаров земли вблизи городов и населенных пунктов.
Удельный вес полигонов твердых бытовых
отходов I группы санитарно-эпидемиологического благополучия составляет лишь
4,33%, II группы - 51,22%, III группы - 44,45%.
Основными нарушениями эксплуатации
полигонов ТБО являются:
- отсутствие подъездных дорог с твердым
покрытием, ограждений, дезинфицирующих ванн, спецтехники и достаточного
освещения;
- складирование отходов проводится без
изоляционных слоев или с нерегулярными уплотнениями и промежуточной изоляцией;
- отсутствие мониторинга за качеством
подземных, поверхностных вод, почвы, атмосферного воздуха и воздуха рабочей
зоны в местах размещения полигонов;
- отсутствие количественного и
качественного учета принимаемых отходов.
В 2008 - 2009 гг. во всех субъектах
Российской Федерации проводилась определенная работа с органами местного
самоуправления по узакониванию или ликвидации несанкционированных мест
размещения отходов в сельских населенных пунктах. Однако в 2009 г., по
сравнению с 2008 г., количество несанкционированных свалок увеличилось на 1820
(с 12436 до 14256). Вопрос сбора и удаления твердых бытовых отходов по-прежнему
остается не решенным, поскольку сбор отходов в сельских населенных пунктах
практически не организован, вследствие чего вокруг них продолжают
образовываться новые несанкционированные свалки.
В Чувашской Республике большинство
объектов для захоронения ТБО не соответствуют санитарно-эпидемиологическим
требованиям по их размещению и эксплуатации, не организован и не осуществляется
учет принимаемых отходов. В Алтайском крае функционирует 976 полигонов твердых
бытовых отходов, из них 453 (46%) полигона не соответствуют требованиям
санитарных правил и нормативов.
В 2009 г. в стране действовали 264
полигона промышленных отходов (в 2008 г. - 351), из них для хранения отходов 1
- 2 классов опасности - 20 (2008 г. - 25), 3 - 4 классов опасности - 167 (2008
г. - 201). Лицензию на деятельность имеют 161 (61,0%).
Полигоны для промышленных отходов
отсутствуют в 32 субъектах Российской Федерации: Воронежской, Ивановской,
Тамбовской, Тверской, Калининградской, Псковской, Ростовской, Кировской,
Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской,
Новосибирской, Томской, Амурской и Сахалинской областях, г. г. Москве и Санкт-Петербурге,
республиках Адыгеи, Калмыкии, Дагестане, Мордовии, Кабардино-Балкарской,
Карачаево-Черкесской, Чеченской, Алтае, Хакасии, Бурятии и Удмуртской,
Приморском крае, Еврейской АО.
Промышленные отходы 1 и 2 классов
опасности, в большинстве случаев, временно хранятся на территориях промышленных
предприятий, затем передаются на утилизацию в специализированные организации по
договорам или вывозятся для утилизации в другие регионы Российской Федерации. В
2009 г. на предприятиях было организовано 23652 места хранения промотходов (в
2008 г. - 23269 мест).
Одной из причин сложившегося негативного
положения в сфере обращения с отходами по-прежнему является невыполнение
органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них Федеральными
законами от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и
потребления", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного
самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми
актами.
При этом муниципальными властями не
устанавливается порядок, условия и способы сбора, использования,
обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и
потребления, не принимаются меры к ликвидации несанкционированных свалок, не
ведется разработка проектов новых полигонов ТБО, принимаются незаконные
правовые акты о предоставлении земельных участков для размещения полигонов ТБО,
не осуществляется контроль за деятельностью муниципальных унитарных
предприятий, занимающихся очисткой и благоустройством территорий.
Недостаточно применяются меры
административного принуждения за нарушение требований санитарного
законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, так,
по ст. 8.2 КоАП Российской Федерации "Несоблюдение экологических и
санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и
потребления или иными опасными веществами" количество административных
наказаний в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилось:
- число наложенных штрафов составило лишь
6036 (2009 год) против 13649 (2008 год), в том числе на юридических лиц - 515
(2009 год) против 1719 (2008 год);
- число вынесенных постановлений о
направлении в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных
дел - 21 (2009 год) против 36 (2008 год).
Учитывая изложенное, Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предлагает:
1. Подготовить совместно с
заинтересованными организациями и внести предложения в органы местного
самоуправления о принятии действенных мер по обеспечению эффективной очистки
территории населенных мест и ликвидации несанкционированных свалок промышленных
и бытовых отходов, а также по разработке и утверждению систем удаления отходов
населенных мест.
2. Ужесточить меры административного
воздействия за нарушение санитарного законодательства в области обращения с
отходами производства и потребления.
3. При выявлении нарушений требований
санитарных правил и нормативов индивидуальными предпринимателями и юридическими
лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами производства и
потребления принять меры по отзыву лицензий на осуществляемый вид деятельности.
4. О принятых мерах информировать ФГУЗ
"Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора при
представлении годовых отчетов.
5. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии" Роспотребнадзора обобщить полученные материалы и результаты
представить в Роспотребнадзор в срок до 01.04.2011.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО