МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 28 октября 2010 г. N 01/15453-0-23
ОБ УСИЛЕНИИ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА ЗА ОБОРОТОМ
РЫБЫ И РЫБОПРОДУКТОВ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала
санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Российской Федерации и отмечает
увеличение случаев оборота недоброкачественной пищевой продукции, в том числе
рыбы и рыбопродуктов.
В 2009 году по результатам проведенных
надзорных мероприятий Роспотребнадзором вынесены постановления о снятии с
реализации 120500 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом
3895 тонн.
Данные многолетнего мониторинга
подтверждают неблагоприятную ситуацию по таким значимым группам продуктов как
рыба, мясо птицы, молоко, что может способствовать возникновению острых
кишечных заболеваний, пищевых отравлений и негативно сказаться на
санитарно-эпидемиологической ситуации.
Доля рыбы и рыбных продуктов, не
соответствующих нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим
показателям, выше, чем других групп пищевых продуктов.
Особенно беспокоит рост неудовлетворительных
проб в импортируемой продукции, так, число неудовлетворительных проб рыбы и
рыбопродуктов по санитарно-химическим показателям выросло с 1,7% в 2005 году до
11,2% в 2009 году.
Неблагополучная ситуация складывается с
использованием полифосфатов и глазури в рыбных продуктах, а также по
идентификации указанной продукции.
Из исследованных в 2009 году образцов не
соответствовали гигиеническим требованиям по содержанию фосфатов 5,9% образцов
продукции, в том числе импортной продукции - 4,9%, доля содержания глазури
превышала - 35,9%, в т.ч. в продукции импортных производителей - 41,1%.
В 2010 году ситуация по производству и
обороту рыбы и рыбных продуктов продолжает оставаться неблагополучной. Так, за
9 месяцев 2010 года вынесены постановления о снятии с реализации 6311 партий
рыбы и рыбных продуктов объемом более 44 тонн.
Дополнением N 17 к СанПиН 2.3.2.1078-01
"Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых
продуктов" с 1 октября 2010 года устанавливаются требования к маркировке
мороженой рыбной продукции и удельный вес содержания в ней глазури. При этом
норма массы глазури, нанесенной на мороженую рыбную продукцию, произведенную из
креветки, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водорослей, других
водных животных и растений, вступает в действие только с 1 апреля 2011 года.
Кроме того, требования к маркировке
товаров, содержащиеся в нормативных документах федеральных органов
исполнительной власти, со дня вступления в силу Федерального закона "О
техническом регулировании" и до вступления в силу соответствующих
технических регламентов подлежат обязательному исполнению только в части,
соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение
приобретателей (ст. 46 Федерального закона "О техническом
регулировании").
В этой связи предметом соответствующей
оценки соблюдения указанных выше требований должна являться собственно
информация о товаре, ее полнота и достоверность.
При этом необходимо иметь в виду, что в
случае нарушения установленного статьей 8 Закона РФ "О защите прав
потребителей" права потребителя на получение необходимой и достоверной
информации о товаре соответствующие действия (бездействие) виновного лица будут
квалифицироваться по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), тогда как несоответствие
самого товара требованиям государственного стандарта будет определять
объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 14.4
КоАП РФ. Несоблюдение же соответствующих гигиенических нормативов, санитарных
норм и правил квалифицируется по статье 6.3 КоАП РФ.
Исходя из того, что виды (сферы)
предпринимательской деятельности, в которых может быть совершено
административное правонарушение, предусмотренное диспозицией части 1 статьи
14.8 КоАП РФ, изначально нормами КоАП РФ не определены и не ограничены, при
установлении субъекта ответственности данного правонарушения необходимо
руководствоваться общими положениями статей 8, 10, 12, 13 Закона Российской
Федерации "О защите прав потребителей", согласно которым обязанной
стороной по предоставлению потребителю полной и достоверной информации
выступают в равной степени как продавцы, так и изготовители товаров. При этом
необходимо иметь в виду, что при доказывании наличия вины изготовителя следует
устанавливать конечную цель использования произведенной рыбной продукции - ее
поставку в розничную торговую сеть для продажи потребителю.
Что же касается части 1 статьи 14.4 КоАП
РФ, то ее применение в силу буквального содержания возможно только по отношению
к лицам, допускающим соответствующие противоправные виновные действия в сфере
розничной торговли.
Во всех случаях, помимо реализации
административных полномочий по фактам выявляемых правонарушений, необходимо
предпринимать действенные меры по судебной защите прав потребителей в
гражданско-правовом порядке.
Учитывая изложенное и принимая во
внимание п. 4 Перечня Поручений Президента Российской Федерации по итогам
совещания по вопросам развития переработки сельскохозяйственной и рыбной
продукции от 15 сентября 2010 года (г. Мурманск) Пр-2827 от 25 сентября 2010
года об усилении надзора за соблюдением требований законодательства в области
рыбохозяйственного комплекса, а также с целью недопущения попадания на
потребительский рынок недоброкачественной рыбной продукции прошу в срок до 20
ноября 2010 года по утвержденной схеме представить информацию, в том числе в
виде таблицы по системе электронного перевода отчетов на сайт report.gsen.ru с
учетом логина и пароля (E-mail: depart@gsen.ru, chikina_lv@gsen.ru), обратив
особое внимание на выявленные случаи несоответствия рыбной продукции установленным
требованиям, в том числе после вступления в силу СанПиН 2.3.2.2603-10
"Дополнение N 17 к СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования
безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".
Приложение: схема представления сведений
о проведении надзорных мероприятий за реализацией рыбы и рыбопродуктов.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
СХЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
СВЕДЕНИЙ О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЯ
ЗА ОБОРОТОМ РЫБЫ И РЫБОПРОДУКТОВ В РАМКАХ
ИСПОЛНЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО
ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 АПРЕЛЯ 2010 Г. N
27
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.3.2.2603-10
"ДОПОЛНЕНИЕ N 17
К САНПИН 2.3.2.1078-01 "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ И ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ ПИЩЕВЫХ
ПРОДУКТОВ"
┌──────────┬──────┬─────────────┬───────────────────────────────────┬──────┬───────┐
│Наименова-│Число
│Число прове- │
Исследовано проб продукции │Число
│Объем │
│ние │объек-│ренных объек-├─────────────────┬─────────────────┤забра-│забра-
│
│субъекта │тов,
│тов, реализу-│по санитарно- │по микробио- │кован-│кован- │
│Российской│реали-│ющих
рыбу и │химическим │логическим │ных │ных
│
│Федерации
│зующих│рыбопродукты │показателям │показателям │партий│партий │
│ │рыбу и├────┬────────┼────┬────────────┼────┬────────────┤ │ │
│ │рыбо- │все-│из
них │все-│из них не │все-│из них не │
│ │
│ │про- │го
│с лабо- │го │соответ- │го
│соответ- │ │ │
│ │дукты │ │раторным│ │ствует ги- │
│ствует ги- │ │ │
│ │ │
│конт- │ │гиеническим │ │гиеническим │ │ │
│ │ │
│ролем │ │нормативам │
│нормативам │ │ │
│ │ │
│ │ │(из графы 5)│ │(из графы 7)│ │ │
├──────────┼──────┼────┼────────┼────┼────────────┼────┼────────────┼──────┼───────┤
│ 1
│ 2 │ 3
│ 4 │ 5
│ 6 │ 7
│ 8 │
9 │ 14 │
├──────────┼──────┼────┼────────┼────┼────────────┼────┼────────────┼──────┼───────┤
│... │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
├──────────┼──────┼────┼────────┼────┼────────────┼────┼────────────┼──────┼───────┤
│... │ │
│ │ │
│ │ │ │ │
└──────────┴──────┴────┴────────┴────┴────────────┴────┴────────────┴──────┴───────┘
Наименова-
ние
субъекта
Российской
Федерации
|
Принятые меры
административного принуждения
|
Вынесено
постановлений о
назначении
административного
наказания в виде
штрафа
|
Сумма наложенных
административных
штрафов, руб.
|
Число дел о при-
влечении к адми-
нистративной от-
ветственности,
направленных на
рассмотрение в
суды, по которым
могло быть на-
значено админи-
стративное нака-
зание в виде ад-
министративного
приостановления
деятельности
|
Число дел о при-
влечении к адми-
нистративной от-
ветственности,
по которым суда-
ми принято реше-
ние о назначении
административно-
го наказания в
виде администра-
тивного приоста-
новления дея-
тельности (из
графы 22)
|
Всего
(в виде
админи-
стра-
тивного
штрафа)
|
Из них по
статьям КоАП
РФ
|
Все-
го
|
Из них по
статьям КоАП
РФ
|
ст.
6.3
|
ч. 1
ст.
14.4
|
ч. 1
ст.
14.8
|
ст.
6.3
|
ч. 1
ст.
14.4
|
ч. 1
ст.
14.8
|
1
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СХЕМА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ НАДЗОРНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ РЫБЫ И РЫБОПРОДУКТОВ
┌──────────┬──────┬─────────────┬───────────────────────────────────┬──────┬───────┐
│Наименова-│Число
│Число прове- │
Исследовано проб продукции │Число
│Объем │
│ние │объек-│ренных объек-├─────────────────┬─────────────────┤забра-│забра-
│
│субъекта │тов,
│тов, реализу-│по санитарно- │по микробио- │кован-│кован- │
│Российской│произ-│ющих
рыбу и │химическим │логическим │ных │ных
│
│Федерации
│водя- │рыбопродукты │показателям │показателям │партий│партий │
│ │щих ├────┬────────┼────┬────────────┼────┬────────────┤ │ │
│ │рыбу и├все-│из
них │все-│из них не │все-│из них не │
│ │
│ │рыбо- │го │с лабо- │го │соответ- │го
│соответ- │ │ │
│ │про- │
│раторным│ │ствует
ги- │ │ствует ги- │
│ │
│ │дукты │ │конт- │
│гиеническим │ │гиеническим
│ │ │
│ │ │
│ролем │ │нормативам │
│нормативам │ │ │
│ │ │
│ │ │(из графы 5)│ │(из графы 7)│ │ │
├──────────┼──────┼────┼────────┼────┼────────────┼────┼────────────┼──────┼───────┤
│ 1
│ 2 │ 3
│ 4 │ 5
│ 6 │ 7
│ 8 │
9 │ 14 │
├──────────┼──────┼────┼────────┼────┼────────────┼────┼────────────┼──────┼───────┤
│... │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
├──────────┼──────┼────┼────────┼────┼────────────┼────┼────────────┼──────┼───────┤
│... │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
└──────────┴──────┴────┴────────┴────┴────────────┴────┴────────────┴──────┴───────┘
Наименова-
ние
субъекта
Российской
Федерации
|
Принятые меры
административного принуждения
|
Число
нало-
женных
штрафов
|
Сумма
нало-
женных
штрафов
|
Число дел о
привлечении к
административной
ответственности,
направленных на рассмотрение
в суды, по которым могло
быть назначено
административное наказание в
виде административного
приостановления деятельности
|
Число дел о
привлечении к
административной
ответственности, по которым
судами принято решение о
назначении
административного наказания
в виде административного
приостановления
деятельности (из графы 17)
|
1
|
15
|
16
|
17
|
18
|
...
|
|
|
|
|
...
|
|
|
|
|