ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 3 января 2011 г. N 01/1160-1-32
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД ПОДЪЕМА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ГРИППОМ И ОРВИ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что как и в
странах Европейского региона, в большинстве субъектов Российской Федерации
зарегистрирован и продолжается рост заболеваемости населения гриппом и ОРВИ.
Наибольшая интенсивность эпидпроцесса
отмечается в субъектах Уральского, Сибирского, Центрального и Приволжского
федеральных округов. Превышение эпидемических порогов заболеваемости гриппом и
ОРВИ по совокупному населению обусловлено, прежде всего, заболеваемостью детей
дошкольного возраста 3 - 6 лет и школьников 7 - 14 лет. В ряде субъектов
Российской Федерации превышение эпидемических порогов заболеваемости отмечено
во всех возрастных группах населения.
По результатам лабораторного мониторинга
в структуре циркулирующих вирусов гриппа и ОРВИ за первые недели года
отмечается увеличение доли вируса гриппа A(H1N1)2009.
Регистрируются случаи тяжелого течения
заболевания гриппом, вызванным вирусом A(H1N1)-2009, осложненным пневмонией, в
том числе с летальным исходом, преимущественно лиц в возрасте от 16 до 65 лет,
относящихся к группам повышенного риска неблагоприятных последствий заболевания
(имеющих хронические заболевания легких, сердечно-сосудистые заболевания,
диабет, иммунодефицитные состояния и др.), а также среди беременных.
Анализ мероприятий, проводимых в
субъектах Российской Федерации в целях предупреждения распространения и
минимизации последствий заболевания гриппом показал, что принимаемые меры,
включающие приостановление учебного процесса в детских образовательных
учреждениях, организацию медицинской помощи населению, в том числе беременным и
другим группам повышенного риска, формирование необходимого запаса
лекарственных препаратов, медицинского оборудования, дезинфекционных средств и
средств индивидуальной защиты, информирование населения о мерах личной и
общественной профилактики гриппа и ОРВИ не всегда адекватны текущей
эпидситуации.
В связи с изложенным предлагаю:
1. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:
1.1. В целях оперативного анализа и
корректировки осуществляемых профилактических и противоэпидемических
мероприятий проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий с
регулярным заслушиванием руководителей административных территорий субъекта об
эпидситуации и принимаемых мерах.
1.2. При необходимости рассмотреть вопрос
о выделении дополнительных финансовых средств на закупку лекарственных
препаратов, средств индивидуальной защиты, медицинского оборудования для
оснащения госпитальных баз, дезинфекционных средств в соответствии с расчетной
потребностью.
1.3. С учетом текущей эпидситуации в
регионе и прогноза ее развития, рассматривать на заседаниях
санитарно-противоэпидемических комиссий необходимость введения ограничительных
мероприятий на основании представлений руководителей управлений
Роспотребнадзора совместно с органами управления здравоохранением и
образованием субъектов Российской Федерации.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора
по субъектам Российской Федерации совместно с органами управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Провести анализ готовности
лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) в период подъема
заболеваемости гриппом и ОРВИ, обратив особое внимание на перепрофилирование
стационаров, развертывание гриппозных отделений в амбулаторно-поликлинических
учреждениях, наличие медикаментов и средств индивидуальной защиты персонала,
дезинфекционных средств, выделение в ЛПУ, оказывающих помощь больным гриппом,
дополнительного медицинского персонала. Результаты анализа внести на
рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии.
2.2. Осуществлять анализ заболеваемости
гриппом, ОРВИ и пневмониями в субъекте Российской Федерации с оценкой заболеваемости
среди беременных и анализом степени тяжести течения заболеваний.
2.3. Организовать широкую информационную
кампанию среди населения о средствах и методах индивидуальной и коллективной
защиты от гриппа и необходимости своевременного обращения за медицинской
помощью в случае появления признаков заболевания.
3. Руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. Подготовить программу и организовать
систематическое обучение медицинского персонала, в том числе дополнительно
привлекаемого, по вопросам профилактики, диагностики и лечения гриппа, включая
грипп, вызванный вирусом (H1N1)2009.
3.2. Определить порядок работы
лечебно-профилактических учреждений в условиях подъема заболеваемости гриппом и
ОРВИ. Проработать вопрос об увеличении численности бригад неотложной
медицинской помощи для оказания первичной медицинской помощи на дому.
Обеспечить в ЛПУ раздельный прием пациентов с признаками ОРВИ, гриппа.
3.3. В целях минимизации последствий
заболевания гриппом среди беременных:
- обеспечить регулярный патронаж
беременных и госпитализацию их в специализированные стационары при появлении
первых признаков заболевания ОРВИ;
- предусмотреть организацию
специализированных (пульмонологических) отделений в стационарах для беременных,
заболевших гриппом и ОРВИ, с привлечением квалифицированных специалистов.
3.4. Провести рейдовые проверки
готовности учреждений здравоохранения к оказанию помощи больным ОРВИ и гриппом.
3.5. Принять меры по поддержанию
неснижаемого запаса противовирусных препаратов и средств индивидуальной защиты
в аптечной сети и стационарах.
4. Руководителям территориальных органов
управления образованием субъектов Российской Федерации:
4.1. Рассмотреть вопрос о готовности
детских образовательных учреждений к работе в условиях повышенной
заболеваемости гриппом и ОРВИ, в том числе обеспеченности необходимым
оборудованием (термометрами, бактерицидными лампами, дез. средствами,
средствами личной гигиены и индивидуальной защиты и др.) и подготовленными
медицинскими кадрами.
4.2. Совместно с управлениями
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации организовать и провести
совещания с директорами школ по вопросам организации и проведения
профилактических и противоэпидемических мероприятий в образовательных
учреждениях, включая обеспечение масочного режима, утренних фильтров,
необходимого температурного режима, влажной уборки помещений, проведение
дезинфекционных мероприятий, введение витаминизации пищи.
4.3. Обеспечить своевременную изоляцию
детей, учащихся и персонала с признаками ОРВИ в дошкольных и
общеобразовательных учреждениях.
4.4. При подъеме заболеваемости гриппом и
ОРВИ в организованных коллективах детей предусмотреть отмену кабинетной системы
обучения и объединенные уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов
или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте, а также массовые
спортивные и культурные мероприятия, проводимые в помещениях.
4.5. При одновременном отсутствии в
классе, группе, дошкольном и общеобразовательном учреждении более 20% детей,
заболевших гриппом и ОРВИ, приостанавливать посещение детьми класса, группы или
учреждения на срок не менее 7 дней.
4.6. С учетом эпидситуации в субъектах
Российской Федерации совместно с территориальными органами Роспотребнадзора
выносить на рассмотрение санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос о
принятии решения о продлении (изменении времени начала) школьных каникул, а
также приостановлении учебного процесса в образовательных учреждениях в целом
по муниципальному образованию (субъекту Российской Федерации) - при заболевании
более 30% школьников в большинстве (более 50%) школ.
4.7. Организовать обучение персонала
дошкольных и общеобразовательных учреждений мерам профилактики гриппа.
5. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль
выполнения ограничительных мероприятий лечебно-профилактическими,
образовательными учреждениями, предприятиями торговли, общественного питания,
рынков и другими организациями.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО