ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 22 марта 2011 г. N 01/3140-1-32
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ
СИСТЕМУ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В целях обеспечения сбора, обобщения и
анализа информации о результатах осуществления территориальными органами
Роспотребнадзора государственного контроля (надзора) за исполнением требований
ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N
261-ФЗ) и иных нормативных правовых актов в области энергосбережения и
повышения энергоэффективности Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека обращает внимание на следующее.
Во исполнение п. 24 Плана мероприятий по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской
Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утв.
распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 N 1830-р (далее - План),
Роспотребнадзор является ответственным за предоставление в Минпромторг России
сведений, необходимых для подготовки доклада о состоянии рынка
энергоэффективных приборов освещения в части информации о соответствии
поставляемых на потребительский рынок ламп техническим характеристикам,
указанным на упаковке, этикетке и в технической документации (срок службы,
показатели энергоэффективности), о результатах контроля за оборотом ламп накаливания,
запрещенных к обороту.
Работа по сбору, обобщению и
ежеквартальному представлению в Минпромторг России необходимой аналитической
информации по названной тематике осуществлялась Роспотребнадзором в 2010 г. и
будет продолжена в 2011 г. с учетом соответствующих новаций в нормативном
правовом регулировании отношений в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности.
В этой связи следует иметь в виду, что в
настоящее время Роспотребнадзор во исполнение подп. "ж" п. 8 Правил
создания государственной информационной системы в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, утв.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2010 N 391 (далее - Правила создания
государственной информационной системы в области энергосбережения), в
соответствии со ст. 23 Федерального закона N 261-ФЗ и п. 80 Плана, а также
Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
информации для включения в государственную информационную систему в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности (см. п. 1 приложения
1 к данным Правилам), утв. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 20
(далее - Правила), является ответственным за предоставление данных о нарушениях
законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности, выявленных в ходе выполнения Федеральной службой
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложенных
на нее функций по осуществлению государственного контроля в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Указанная информация предоставляется по
форме 3-1 приложения 2 к Правилам, включает данные о выполнении требований
законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности при производстве, ввозе или реализации товаров,
содержащих информацию о классах энергетической эффективности или иную обязательную
информацию об энергетической эффективности в технической документации,
прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках.
Сбор и обобщение такой информации
основаны на соответствующих полномочиях Роспотребнадзора (его территориальных
органов), связанных с осуществлением государственного контроля (надзора) на
потребительском рынке, и правоприменении взаимосвязанных положений ст. 10
Федерального закона N 261-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N
1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе
энергетической эффективности которых должна содержаться в технической
документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и
принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической
эффективности товара", подп. "г" п. 5 Правил создания
государственной информационной системы в области энергосбережения, п. 2 ст. 10
Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее
- Закон о защите прав потребителей).
При этом в силу полномочий, закрепленных
ст. 23.49 КоАП РФ, Роспотребнадзор как орган, осуществляющий функции по
контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка,
рассматривает дела об административных правонарушениях, объективную сторону
которых определяют факты выпуска производителем или ввоза на территорию
Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его
энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической
эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его
маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения
указанной информации (ч. 1 ст. 9.16 КоАП РФ), либо факты реализации товаров без
информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной
информации об энергетической эффективности в технической документации,
прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие
такой информации является обязательным (ч. 2 ст. 9.16 КоАП РФ).
Учитывая, что данные составы административных
правонарушений предусматривают ответственность, в т.ч. в виде конфискации
предметов административного правонарушения (соответствующей продукции),
необходимо в каждом случае при производстве по делу об административном
правонарушении принимать меры, направленные на их изъятие или арест. При этом
необходимо иметь в виду, что правом принятия решений о конфискации предметов
административных правонарушений наделены исключительно судебные органы (ч. 1
ст. 3.7 и ст. 23.1 КоАП РФ).
Вид продукции, подлежащей контролю
(надзору) со стороны Роспотребнадзора с 1 января 2011 г. и соответственно
включаемой в форму 3-1 приложения 2 к Правилам, должен соответствовать Перечню
видов товаров, которые должны содержать информацию о классе энергетической
эффективности, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222, и
Перечню категорий в пределах видов, утв. Приказом Минпромторга России от
07.09.2010 N 769.
Объективную сторону административных
правонарушений по ч. 1 и ч. 2 ст. 19.16 КоАП РФ, как это вполне определенно
следует из содержания ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 261-ФЗ, должны
образовывать деяния, связанные с невыполнением обязательств по доведению в
отношении соответствующих товаров информации о классе их энергетической
эффективности, которые возникли с 1 января 2011 г. у производителей и
импортеров соответствующих бытовых энергопотребляющих устройств.
При этом названная императивная
обязанность в части включения соответствующей информации в техническую
документацию, прилагаемую к товарам, в их маркировку, на их этикетки должна
реализовываться ими с соблюдением правил, утв. Приказом Минпромторга России от
07.09.2010 N 768 (см. ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 261-ФЗ), а в части
непосредственного определения класса энергетической эффективности товаров - с
соблюдением требований Приказа Минпромторга России от 29.04.2010 N 357 (см. ч.
4 ст. 10 Федерального закона N 261-ФЗ).
В розничной торговле обязанность
продавцов по доведению до потребителя соответствующей информации об
энергетической эффективности товаров, основанная на положениях абз. 7 п. 2 ст.
10 Закона о защите прав потребителей, в отношении бытовых энергопотребляющих
устройств, производимых на территории Российской Федерации или импортируемых в
Российскую Федерацию, также возникла после 1 января 2011 г.
Это означает, что в отношении
соответствующих бытовых энергопотребляющих устройств, находящихся в гражданском
обороте (включая реализацию), но произведенных либо ввезенных на территорию
Российской Федерации до 1 января 2011 г., требования о наличии в технической
документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках
информации о классе энергетической эффективности или иной обязательной
информации об энергетической эффективности предъявлены быть не могут.
По общему правилу, закрепленному п. 3 ст.
10 Закона о защите прав потребителей, информация о товаре из числа обязательной
доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к
товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных
видов товаров.
Учитывая, что названные положения п. 3
ст. 10 Закона о защите прав потребителей и соответствующие положения ст. 10
Федерального закона N 261-ФЗ полностью между собой гармонизированы, указанное
означает, что информация об энергетической эффективности товаров, в отношении
которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с
законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности, может доводиться в технической документации, прилагаемой к
товарам, на этикетках, маркировкой. Однако применительно к этикетке - с соблюдением
особых требований, предусмотренных пп. 5 - 7 Правил включения информации о
классе энергетической эффективности товара в техническую документацию,
прилагаемую к товару, в его маркировку и нанесения этой информации на его
этикетку, утв. Приказом Минпромторга России от 07.09.2010 N 768.
Учитывая приоритетность государственного
регулирования в области энергетической эффективности, одним из способов
которого является установление специальных требований к бытовым
энергопотребляющим устройствам, в целях обеспечения предоставления полной и
достоверной информации в государственную информационную систему в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в целях
повышения исполнительской дисциплины должностных лиц территориальных органов
Роспотребнадзора, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей поручает руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам
РФ:
- обеспечить безусловную реализацию
функций по осуществлению государственного контроля и надзора в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в первую очередь, в
ходе проведения плановых проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих реализацию соответствующей продукции;
- обеспечить правоприменение ч. 1 ст.
9.16 КоАП РФ, а также изъятие продукции, запрещенной к обороту, в соответствии
с процессуальными нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях,
определяющими механизм административного производства;
- определить соответствующим приказом
должностных лиц Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ, ответственных за
сбор, обобщение, анализ, своевременное предоставление полной и достоверной
информации в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека согласно приложениям 1 и 2 к настоящему письму (не
приводятся).
Информацию в соответствии с приложениями
1 и 2 к данному письму направлять в электронном виде по адресу
Orlova_MS@gsen.ru с одновременным направлением документированных сведений за
подписью уполномоченного должностного лица Управления Роспотребнадзора по
субъекту РФ. Наименование файла, направляемого в адрес Федеральной службы,
должно соответствовать наименованию территориального органа Роспотребнадзора,
представляющего электронную информацию.
Отчетные данные представляются
ежеквартально в срок до 25-го числа последнего месяца квартала.
Обращаем особое внимание, что при
заполнении табличных форм запрещается менять их формат, за исключением длины
таблицы формы 3-1 приложения 1 к письму (в конце которой указываются итоговые
показатели граф с 4 по 9).
В пояснительной записке к направляемой
информации обязательно указывать сведения о стране происхождения ламповой
продукции (ламп накаливания мощностью до 100 Вт, ламп люминесцентных низкого
давления, ламп накаливания мощностью свыше 100 Вт), изготовителе, импортере
отдельно по каждому виду продукции, реализуемой с нарушениями.
Предоставление информации по письму
Роспотребнадзора от 03.03.2010 N 01/2912-0-32 "О контроле за ламповой
продукцией" отменить.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО