МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 30 марта 2011 г. N 01/3540-1-32
О ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2010 ГОДУ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в 2010 году
число зарегистрированных эпидемических очагов от 5-ти случаев в каждом в соответствии
с формой отраслевого статистического наблюдения 23-09 "Сведения о вспышках
инфекционных заболеваний" (далее - форма 23-09) составило 2399 и, по
сравнению со среднемноголетними цифрами, выросло в 2,4 раза. При этом
пострадало 36954 человека, в том числе 32015 детей.
В соответствии с Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11
"О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном
здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (далее -
Постановление), когда проводится оперативная регистрация наиболее значимых, в
том числе средних и крупных вспышек инфекционных и паразитарных болезней, имели
место 166 эпидемических очагов (превышение среднемноголетних цифр в 1,8 раза) с
числом пострадавших 7200 человек, в том числе 3549 детей.
Рост числа очагов был обусловлен в первую
очередь неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми
кишечными инфекциями в Российской Федерации, сложившейся в 2010 году. Так,
заболеваемость ОКИ установленной этиологии по сравнению с 2009 годом в целом по
стране выросла на 14,0%, ОКИ неустановленной этиологии - на 18,6%, острой
дизентерией (которая снижалась в течение 10-ти лет) - на 8,9%.
Сальмонеллезы остались на стабильно
высоких уровнях заболеваемости, наблюдаемых с 2003 года, - 30 - 35 на 100 тысяч
населения.
Превышение среднемноголетних уровней
заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями явилось следствием
активной циркуляции вирусов - возбудителей гастроэнтеритов, удельный вес
которых в структуре ОКИ установленной этиологии по сравнению с 2009 годом
увеличился на 5,0%. При этом, заболеваемость ротавирусными инфекциями выросла
на 25%, а норовирусными - в 2,4 раза. Необходимо отметить, что это следствие не
только повышения качества диагностики данных нозологических форм, но и
объективный рост, который отразился также в повышении показателей
нерасшифрованных ОКИ. В условиях аномально жаркого лета уменьшение дебита
водоисточников, нарушения правил хранения и обработки пищевых продуктов привели
к обострению эпидемической ситуации. Только за летний период острые кишечные
инфекции стали причиной 70% всех зарегистрированных по оперативным данным
очагов инфекционных болезней.
В связи с осуществлением
Роспотребнадзором контрольных функций в рамках новой законодательной базы
государства по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество
надзорных мероприятий, проведенных в 2010 году. При этом, 73,3% эпидемических
очагов возникли в учреждениях (на предприятиях), плановые мероприятия по
надзору в отношении которых проводились более 2-х лет назад или не проводились
вообще в связи с недавним открытием.
В 62,7% эпидемических очагов,
зарегистрированных по Постановлению, распространение инфекции происходило
пищевым путем, что связано с несоблюдением требований по содержанию
функциональных помещений, грубыми нарушениями технологического процесса
приготовления пищи, хранения продуктов и готовых блюд, выполнения правил личной
гигиены персоналом. По-прежнему при эпидемиологическом расследовании очагов в
большинстве случаев отмечается отсутствие документов, удостоверяющих
безопасность и качество поступающих в учреждения продуктов.
Наибольший удельный вес в структуре всех
очагов по форме 23-09 составили инфекции с реализацией аэрозольного (69,4%) и
фекально-орального (29,1%) механизмов передачи инфекций. При этом, 96,7%
составили очаги ветряной оспы, 11,0% - ротавирусной инфекции, по 4,0% -
норовирусной инфекции и сальмонеллеза, 1,8% - гриппа и ОРВИ. Не
регистрировались очаги с парентеральным механизмом и половым путем передачи
инфекции, что свидетельствует об отсутствии внимания к проблеме этих
нозологических форм в управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации. Так, в период 2008 - 2010 гг. в Архангельской, Пензенской, Ростовской
областях, Чеченской Республике было выявлено 7 случаев заражения детей
ВИЧ-инфекцией, чьи родители не были инфицированы ВИЧ. В результате
расследования, которое было начато только в конце 2010 года, возможно
предположить формирование 4-х очагов внутрибольничной инфекции.
Наиболее часто очаги инфекционных
болезней регистрировались в детских учреждениях (детские сады, школы,
интернаты, летние лагеря), доля которых по форме 23-09 составила 85,1% (2041
очаг), по Постановлению - 47,6%. Среди населения городов и поселков наблюдалось
25,3% оперативных вспышек, лечебно-профилактические учреждения (стационары,
санатории) в общей структуре составили 12% (по форме 23-09 - 3,1%).
Наибольшее число средних и крупных
эпидемических очагов было зарегистрировано в Сибирском (38 очагов), Центральном
(30 очагов) и Дальневосточном (28 очагов) федеральных округах. При этом,
наибольшее число вспышек наблюдалось в Московской области (9 очагов),
Хабаровском крае (9 очагов), Омской (6 очагов), Сахалинской (6 очагов),
Свердловской (6 очагов), Иркутской (5 очагов) областях, Красноярском (6 очагов)
и Алтайском (5 очагов) краях, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах
(по 5 очагов).
В этиологической структуре средних и
крупных эпидемических очагов, зарегистрированных по Постановлению, преобладали
острые кишечные инфекции вирусной этиологии (ротавирусы, норовирусы и
смешанные), составившие 24% (40 очагов). Далее по значимости следовали
сальмонеллезы - 15% (25 очагов), острые кишечные инфекции (ОКИ) и пищевые
токсикоинфекции, вызванные установленными условно-патогенными микроорганизмами,
- 12% (20 очагов), острая дизентерия - 10,2% (17 очагов).
Необходимо отметить улучшение качества
этиологической расшифровки эпидемических очагов. В 2010 году удельный вес ОКИ
неустановленной этиологии по форме 23-09 составил 4,6% (в 2009 году аналогичная
цифра составляла 20,4%). Вместе с тем наметившаяся с 2007 года (14%) тенденция
к уменьшению удельного веса неустановленных возбудителей в структуре средних и
крупных очагов, зарегистрированных по Постановлению, не оправдала себя в 2010
году (9,0% по сравнению с 7,0% в 2009 году). Как правило, это пищевые
токсикоинфекции или острые кишечные инфекции с пищевым путем передачи,
протекающие в форме гастроэнтерита. Причинами такой ситуации явился, в первую
очередь, несвоевременный (поздний) отбор биологического материала (что играет
важную роль в диагностике пищевых токсикоинфекций, вызванных условно-патогенной
микрофлорой) или отсутствие в лабораториях диагностических систем на широкий
спектр вирусных инфекций. Не расшифрованными в 2010 году остались 3 очага ОКИ в
Московской области, по одному очагу ОКИ и ПТИ в Ленинградской, Владимирской,
Брянской, Вологодской, Кемеровской, Калининградской областях, г. Москве,
Красноярском и Хабаровском краях, Ханты-Мансийском автономном округе, на
железнодорожном транспорте.
В результате проведенного анализа, было
установлено, что на начало 2011 года все центры гигиены и эпидемиологии в
субъектах Российской Федерации имеют в наличии оборудование для ускоренной и
экспрессной лабораторной диагностики. При этом, суммарно в наличии 186 приборов
для ПЦР с детекцией в режиме "реального времени", 95 приборов для ПЦР
с детекцией по "конечной точке", 247 приборов для ПЦР с
электрофоретической детекцией, 290 иммуноферментных анализаторов. Вместе с тем
отмечается не всегда равномерное распределение этого оборудования между
головным учреждением и филиалами. Так, в г. Москве из 11-ти приборов для ПЦР с
детекцией в режиме "реального времени" 5 - находятся в центральной
лаборатории. Остаются регионы, в которых отмечена нехватка таких приборов (по
одному прибору в Республике Саха (Якутия), Республике Хакасия, Удмуртской
Республике, Волгоградской, Магаданской и Томской областях, Республике Карелия).
С другой стороны, есть лаборатории, которые хотят иметь прибор ПЦР для каждой
нозологической формы, а обозначенная ежемесячная нагрузка на них составляет в
среднем 100 исследований. Между тем, каждый прибор ПЦР в режиме "реального
времени" может выполнять от 30-ти исследований ежедневно. Таким образом,
целесообразно формировать специальные блоки для молекулярно-генетических
исследований, которые позволят рационально использовать приборную базу и
обеспечат необходимые (в соответствии с требованиями нормативных методических
документов) условия по соблюдению биологической безопасности по работе с таким
оборудованием.
Отсутствие внимания к проблемам
животноводческого комплекса в сочетании с аномально жаркими погодными условиями
в 2010 году привело к росту числа заболеваний сибирской язвой и бруцеллезом
среди людей с формированием очагов инфекции. Так, по оперативным данным, было
зарегистрировано 3 эпидемических очага бруцеллеза с групповой заболеваемостью
(Республика Дагестан, Волгоградская область и Республика Калмыкия) и 3 очага
сибирской язвы с групповой заболеваемостью (более 2-х случаев в каждом - Омская
область, Республика Дагестан и Чеченская Республика). Наиболее крупный очаг
сибирской язвы среди людей с вовлечением мясоперерабатывающего предприятия в
2010 году был зарегистрирован в Омской области (6 случаев заболеваний, в том
числе 1 - закончился летальным исходом).
Причинами заболеваний людей явились
непосредственные контакты с больными сельскохозяйственными животными (крупный и
мелкий рогатый скот, свиньи, лошади) в процессе ухода и убоя, что привело к
развитию кожных форм инфекции.
При анализе проведенных
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах
болезней, общих для человека и животных, выявлен ряд недоработок как по
отношению к плановому надзору, так и действиям при регистрации случаев
сибирской язвы среди людей, в том числе:
- недостаточный охват иммунизацией
сельскохозяйственных животных и подлежащих контингентов людей;
- отсутствие настороженности по сибирской
язве как у ветеринарных специалистов, так и у медицинских сотрудников на
территориях, не благополучных по заболеванию;
- плохой учет сибиреязвенных
скотомогильников;
- недостаточное взаимодействие с
ветеринарными службами;
- позднее обращение больных за
медицинской помощью, в некоторых случаях (Омская область) - поздняя диагностика
заболеваний;
- низкая санитарная грамотность
населения, неудовлетворительное санитарное содержание подсобных хозяйств и
населенных пунктов, низкая ответственность владельцев личных подсобных
хозяйств;
- использование полномочий
Роспотребнадзора не в полном объеме и несвоевременно.
Продолжается работа по оптимизации
деятельности референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и
паразитарных болезней. Активно участвуют в работе по оказанию практической и
методической помощи при ликвидации эпидемических очагов рефренс-центры по
мониторингу за возбудителями полиомиелита (ГУ "НИИ вирусологии им. М.П.
Чумакова РАМН"), кори (ФГУН "Московский научно-исследовательский
институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского"
Роспотребнадзора), сальмонеллеза, гепатита, менингококковой инфекции, инфекций
верхних и нижних дыхательных путей (ФГУН "ЦНИИЭ" Роспотребнадзора),
иерсиниоза (ФГУН "Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии
имени Пастера"), сибирской язвы (ФГУЗ "Ставропольский НИПЧИ"
Роспотребнадзора), природно-очаговых болезней (ФГУЗ "Иркутский НИПЧИ
Сибири и Дальнего Востока" Роспотребнадзора), лихорадки Западного Нила
(ФГУЗ "Волгоградский НИПЧИ" Роспотребнадзора). Вместе с тем остается
ряд вопросов по организации лабораторных исследований на современном уровне. Так,
в референс-центре по мониторингу за возбудителями острых кишечных инфекций
(ФГУН "ЦНИИЭ" Роспотребнадзора), лихорадки Западного Нила (ФГУЗ
"Волгоградский НИПЧИ" Роспотребнадзора) не проводятся исследования
культуральными методами. В итоге материал для углубленных лабораторных
исследований и установления причинно-следственной связи формирования очагов
направляется в другие научные учреждения. Также до настоящего времени остаются
не аккредитованными в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих
санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" на соответствие
требованиям международного стандарта ИСО/МЭК 17025-2006 ряд
научно-исследовательских институтов, в том числе ФГУН "ГНЦ ВБ
"Вектор" Роспотребнадзора и ФГУН "ГНЦ ПМБ" Роспотребнадзора
(пос. Оболенск).
С учетом переработанных в 2010 году 12-ти
санитарно-эпидемиологических правил по профилактике ряда нозологии, общих для
человека и животных (вместо ранее действующих ветеринарно-санитарных правил), а
также разработанных впервые санитарно-эпидемиологических правил по профилактике
ВИЧ-инфекции, вирусного гепатита А, энтеровирусных инфекций, легионеллеза, в
настоящее время в целом создана современная нормативно-методическая база для
осуществления качественного эпиднадзора в отношении инфекционных болезней.
Вместе с тем в 2011 г. запланировано обновление ряда действующих СП и МУ, в том
числе в связи с необходимостью внедрения современных методов мониторинга и
оценки эпидемиологической ситуации в отношении инфекционных и паразитарных
болезней.
В целях систематизации и повышения
качества отчетных документов по противоэпидемической работе в 2010 году
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
утверждена форма акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной)
болезни с установлением причинно-следственной связи, что поможет упорядочить
работу с органами исполнительной власти и прокуратуры.
В 2010 году по выявленным в ходе
проверок, связанных с эпидемиологическим расследованием очагов инфекционных и
паразитарных болезней, зарегистрированных по оперативным данным, вынесено
постановлений о наложении штрафа более чем на 750 тысяч рублей. Была
приостановлена деятельность объектов в 26,0% очагов, переданы материалы в
прокуратуру - в 34,4%, приостановлена реализация продукции - в 4,2%.
В целях оптимизации противоэпидемической
работы, недопущения формирования очагов инфекционных и паразитарных болезней,
своевременной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в общественном
здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера на территории
Российской Федерации предлагаю:
1. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
1.1. Проанализировать
противоэпидемическую работу на курируемой территории, определив объекты и
территории наибольшего эпидемического риска. Результаты анализа использовать
при плановых надзорных мероприятиях.
1.2. Обеспечить качество работы
специалистов в очагах инфекционных и паразитарных болезней с проведением
необходимого объема лабораторных исследований для формирования
эпидемиологического диагноза с установлением причинно-следственной связи.
1.3. Обеспечить взаимодействие с
референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных
болезней.
1.4. Обратить особое внимание на инфекции
с парентеральным механизмом передачи, обеспечить проведение эпидемиологических
расследований в соответствии с действующими нормативными методическими
документами.
1.5. Организовать взаимодействие с
органами управления ветеринарии и управлениями Россельхознадзора в субъектах
Российской Федерации по вопросам профилактики болезней, общих для человека и
животных. Взять на строгий контроль охват профилактической вакцинацией по
эпидемическим показаниям лиц, подверженных риску заражения инфекциями, общими
для человека и животных.
1.6. Обеспечить подготовку и
своевременное представление отчетных документов по работе в очагах инфекционных
и паразитарных болезней.
1.7. Совместно с органами управления
здравоохранением в субъектах Российской Федерации организовать обучение специалистов
лечебно-профилактических учреждений по вопросам диагностики и профилактики
инфекционных болезней.
1.8. Обеспечить обучение специалистов на
курсах усовершенствования по вопросам организации работы в эпидемических
очагах.
2. Главным врачам центров гигиены и
эпидемиологии в субъектах Российской Федерации:
2.1. Провести анализ обеспеченности
диагностическим оборудованием и тест-системами для ускоренной и экспрессной
лабораторной диагностики.
2.2. Принять меры по рациональному
распределению оборудования для ускоренной и экспрессной лабораторной
диагностики между филиалами центра гигиены и эпидемиологии и внутри
лабораторий.
2.3. Обратить внимание на качество
проведения микробиологических исследований.
2.4. Обеспечить наличие диагностических
тест-систем и диагностических препаратов для индикации широкого спектра
возбудителей в очагах инфекционных болезней, а также строгое соблюдение
требований по биологической безопасности в лабораториях.
2.5. Принимать активное участие в
проведении внешнего контроля качества лабораторных исследований.
2.6. Обеспечить своевременное обучение
специалистов современным методам исследования на инфекционные и паразитарные
болезни.
3. Директорам научно-исследовательских институтов
Роспотребнадзора:
3.1. Обеспечить деятельность
референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных
болезней по оказанию практической и методической помощи субъектам Российской
Федерации в плановом порядке и по эпидемическим показаниям.
3.2. Принять меры по аккредитации
лабораторий в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих
санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" на соответствие
требованиям международного стандарта ИСО/МЭК 17025-2006.
3.3. В течение 2011 года организовать и
провести внешний контроль качества лабораторной сети Роспотребнадзора в
субъектах Российской Федерации по курируемым нозологиям.
3.4. Обеспечить в референс-центрах
проведение полного комплекса исследований по идентификации патогенов, включая
выделение возбудителя культуральными и биологическими методами.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО