МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 16 мая 2011 г. N 01/5750-1-32
О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ
И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение решения
расширенного заседания коллегии Роспотребнадзора от 25.02.2011 "Об итогах
работы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека в 2010 году и задачах на 2011 год", протокола
совещания руководителей и специалистов управлений Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации "О результатах деятельности территориальных органов
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей и по вопросам правового
обеспечения деятельности в 2010 году и задачах на 2011 год" от 31.03 -
01.04.2011, а также в целях реализации соответствующих положений Приказа
Роспотребнадзора от 06.04.2009 N 318 "О совершенствовании системы
информирования и консультирования потребителей" провела анализ
деятельности ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах
Российской Федерации, по железнодорожному транспорту по информированию и
консультированию потребителей, результаты которого сводятся к следующему.
В целях организации и совершенствования
системы информирования и консультирования потребителей, на базе ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации и по
железнодорожному транспорту (далее - ФГУЗ "ЦГиЭ") Роспотребнадзором
были созданы и действуют 84 консультационных центра и 460 консультационных
пунктов для потребителей в 83 субъектах Российской Федерации, в деятельности
которых задействовано 887 специалистов.
В 2010 году указанными консультационными
центрами и пунктами было осуществлено более 137 тыс. консультаций граждан по
вопросам защиты прав в различных сферах потребительских правоотношений. В том
числе 22,4% всех консультаций были связаны с защитой потребительских прав при
покупке технически сложных товаров, 12% касались вопросов предоставления
жилищно-коммунальных услуг, 6,5% - соблюдения правил продажи продовольственных
товаров, 5,4% - оказания бытовых услуг, консультации по вопросам защиты прав
потребителей финансовых услуг составили 2,8%.
Нагрузка в среднем на 1 консультационный
центр (учитывая работу всех консультационных пунктов на территории субъекта)
составила 1638 консультаций в год, из которых на 1 специалиста,
задействованного в системе информирования и консультирования, приходится 155
консультаций в год.
Итоги работы, проведенной в 2010 году,
свидетельствуют о значительной разнице в степени участия ФГУЗ "ЦГиЭ"
в деятельности по информированию и консультированию потребителей.
Так, основная нагрузка по
консультированию и информированию потребителей приходится только на два
субъекта Российской Федерации - Свердловскую область и Камчатский край, на долю
которых в общей сложности приходится 16% всех консультаций по Российской
Федерации - 11142 и 11109 соответственно.
Кроме того, достаточно большое число
консультаций в 2010 году было дано консультационными центрами и пунктами в
следующих субъектах Российской Федерации:
- в Приморском крае более 8 тысяч (5,8%);
- в Ростовской области, Республике
Татарстан более 7 тысяч (5%) в каждом;
- в Пермском крае, Омской области более 6
тысяч (4,3%) в каждом;
- в Республике Хакасия более 5 тысяч
(3,6%);
- в Томской области более 4 тысяч (2,9%);
- в Московской области, Кировской области
более 3 тысяч (2%) в каждом.
Более 2 тысяч консультаций (или 1,5% от
общего числа по России) было дано ФГУЗ "ЦГиЭ" в Кемеровской,
Оренбургской, Воронежской, Липецкой областях, в Забайкальском крае, а также в
консультационных пунктах на базе ФГУЗ "ЦГиЭ" по железнодорожному
транспорту.
Несмотря на острую актуальность указанной
работы, в виду возрастающей потребности в повышении потребительской грамотности
населения, которая неоднократно подчеркивалась Роспотребнадзором, в том числе
была особо обозначена на селекторном совещании, проведенном 15.02.2010
руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека на тему "Об актуальных вопросах, связанных с
обеспечением защиты прав потребителей финансовых услуг и повышением уровня их
правовой информированности...", недопустимо низкий уровень работы,
проведенной в 2010 году консультационными центрами и пунктами, отмечен в
Волгоградской области, где в 2010 году было дано всего лишь 212 консультаций, в
Красноярском крае - 235, в Республике Башкортостан - 331, в Ярославской области
- 340, в Вологодской области - 434, в Смоленской области - 438, в Ульяновской
области - 450, в Пензенской области - 532, в Псковской области - 562, в Ставропольском
крае - 594.
Указанное свидетельствует о недостаточном
понимании главными врачами ФГУЗ "ЦГиЭ" особой важности деятельности
по повышению уровня потребительской и правовой грамотности населения как
основной превентивной функции, реализация которой способствует обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей
и потребительского рынка.
Кроме того, анализ деятельности
консультационных центров и пунктов для потребителей свидетельствует о
недостаточном объеме и качестве просветительской и консультационной работы,
проводимой с гражданами в целях реализации ими всех предусмотренных
законодательством Российской Федерации возможностей защиты своих
потребительских прав.
Одной из важных причин этого является
неприменение в полной мере закрепленных в уставах ФГУЗ "ЦГиЭ", а
также в уставах Федеральных бюджетных учреждений здравоохранения "Центр
гигиены и эпидемиологии" полномочий в части проведения различных видов
оценок, испытаний (исследований, измерений). В то время, как проведение
указанной работы способствует активному привлечению граждан в обеспечение
собственной безопасности посредством реализации своих прав на безопасность
продукции (товаров, работ, услуг), в том числе продовольственного сырья и
пищевых продуктов.
Данное обстоятельство явилось результатом
отсутствия у специалистов ФГУЗ "ЦГиЭ" четкого понимания механизма
проведения консультационными пунктами и центрами для потребителей оценки
потребительских свойств товаров по органолептическим, физико-химическим и
микробиологическим показателям путем проведения испытаний (исследований,
измерений), а также других видов оценок продукции, в т.ч. с целью установления
их соответствия требованиям законодательных, нормативных, технических
документов и информации, заявленной в документах, сопровождающих данную
продукцию.
С учетом обозначенного, в целях
дальнейшего совершенствования системы информирования и консультирования
потребителей, а также в связи с вступлением в фазу практической реализации
проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и
развитию финансового образования в Российской Федерации", осуществляемого
Роспотребнадзором совместно с Министерством финансов Российской Федерации при
поддержке Всемирного банка, необходимо:
1. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии"
в субъектах Российской Федерации, по железнодорожному транспорту обеспечить:
1.2. Предоставление для обобщения и
анализа в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии", в копии в
Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (по электронному адресу Osaulenko_LN@gsen.ru) полной информации о
практике использования в деятельности консультационных пунктов и центров для
потребителей оценки потребительских свойств товаров путем проведения всех видов
оценок продукции, в т.ч. с целью установления их соответствия требованиям
законодательных, нормативных, технических документов и информации, заявленной в
документах, сопровождающих данную продукцию (в срок до 01.06.2011).
1.3. Размещение на официальных сайтах еженедельной
информации о деятельности консультационных центров и пунктов для потребителей
(с указанием тем, по которым проведены консультации, кратким описанием
консультаций, количеством обратившихся).
2. Главным врачам ФГУЗ "ЦГиЭ"
по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту взять под
личный контроль соответствующую деятельность консультационных пунктов и
центров.
3. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии":
3.1. Провести изучение и анализ практики
применения консультационными центрами и пунктами для потребителей всех
предусмотренных правоустанавливающими документами функций и полномочий для
достижения целей деятельности. Отчет о состоянии дел и предложения по
разработке необходимых рекомендаций по вопросам соответствующей деятельности
представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека до 01.07.2011.
3.2. Проанализировать эффективность и
качество работы специалистов, задействованных в деятельности консультационных
центров и пунктов для потребителей. Разработать и в срок до 15.10.2011
представить в Роспотребнадзор показатели эффективности и качества деятельности
указанных специалистов.
3.3. Представить в Роспотребнадзор в срок
до 16.06.2011 план мероприятий по повышению уровня квалификации специалистов
консультационных центров и пунктов для потребителей на 2011 год. Отчет о
реализации плана представить в Роспотребнадзор в срок до 20.01.2012.
3.4. В рамках образовательных программ
повышения квалификации для специалистов Роспотребнадзора, ФГУЗ
"ЦГиЭ", лабораторий, аккредитованных на проведение испытаний и
исследований, предусмотреть освещение вопросов санитарно-эпидемиологического
благополучия с учетом применения в данной сфере Закона Российской Федерации от
07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
3.5. Проанализировать эффективность
разработанных Центром координации и методологической поддержки рекомендаций по
деятельности консультационных центров и пунктов для потребителей, отчет об
имеющейся разработанной методической документации и предложения с обоснованием
необходимости разработки дополнительных рекомендательных документов представить
в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека в срок до 10.06.2011, при необходимости разработать показатели
эффективности и результативности их реализации.
3.6. Проанализировать работу ФГУЗ
"Центров гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации и
по железнодорожному транспорту по использованию всех доступных средств
доведения информации в целях просвещения граждан-потребителей об их правах,
обратив особое внимание на вопросы защиты прав потребителей финансовых,
жилищно-коммунальных, транспортных услуг, услуг связи, туристических услуг.
Информацию об использовании в деятельности консультационных центров и пунктов
для потребителей средств массовой информации, периодических изданий,
Интернет-ресурсов представлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека в сроки до 15.07.2011 и до
15.01.2012.
4. Руководителям Управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному
транспорту:
4.1. Усилить координационную составляющую
во взаимодействии с ФГУЗ "ЦГиЭ" по вопросам информирования и
консультирования потребителей.
4.2. Обеспечить анализ эффективности
функционирования на обслуживаемой территории системы информирования и
консультирования граждан об их потребительских правах, способах защиты их прав
и законных интересов как в рамках самозащиты, так и в судебном порядке, при
необходимости реализовать меры, направленные на ее развитие и
совершенствование. Предоставить в Управление защиты прав потребителей
Роспотребнадзора информацию о состоянии дел в указанном направлении в срок до
15.09.2011.
4.3. Представить в Управление защиты прав
потребителей Роспотребнадзора информацию о практике взаимодействия с ФГУЗ
"ЦГиЭ" по вопросам информирования и консультирования потребителей в
срок до 15.12.2011.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО