ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 8 апреля 2005 г. N 0100/2569-05-32
О ПРЕСЕЧЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ ТОВАРА
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание
территориальных управлений, что в последнее время значительно возросло
количество обращений граждан по поводу обмана и введения их в заблуждение относительно
потребительских свойств и качества товаров, реализуемых вне стационарных мест
торговли, посредством ознакомления потребителей с предложенным описанием
товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п., а также
посредством электронных средств массовой информации и средств связи
(телерадиореклама, почтовая связь, Интернет).
Учитывая, что подобная форма продажи
(особенно через электронные средства связи) получает все большее
распространение, в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ была введена статья 26.1
"Дистанционный способ продажи товаров", призванная упорядочить
соответствующие отношения между продавцами и покупателями и обеспечить
последним дополнительную защиту, в первую очередь, за счет возложения на
хозяйствующих субъектов дополнительных обременений в части реализации
потребителями безусловного права на отказ от исполнения договора купли-продажи.
Поскольку в большинстве случаев защита
нарушенных потребительских прав граждан в рамках гражданского судопроизводства
все еще недостаточно совершенна и эффективна, а в отдельных случаях затруднена
или просто невозможна по причине умышленного несоблюдения со стороны продавцов
соответствующих обязательных требований законодательства о защите прав
потребителей, связанных, в частности, с доведением до потребителей полной,
необходимой и достоверной информации о продавце (что зачастую не позволяет даже
идентифицировать и определить надлежащего ответчика по делу), для
Роспотребнадзора приобретает особую значимость решение вопросов организации
целенаправленной деятельности по контролю и надзору за соблюдением требований,
предъявляемых к дистанционному способу продажи товаров, и выработки связанной с
этим системы превентивных мер.
Как показывает анализ обращений граждан,
поступающих в Федеральную службу, до 70% жалоб потребителей, пожелавших
воспользоваться услугами дистанционной торговли, приходится на факты обмана при
продаже биологически активных добавок к пище (БАД) и товаров медицинского назначения,
которые, как правило, в конечном итоге реализуются по месту нахождения
покупателя, т.е. непосредственно на дому у потребителя. При этом, зачастую, в
результате сознательного введения потребителей в заблуждение относительно
истинных потребительских свойств этих товаров причиняется вред их жизни и
здоровью, что является особенно недопустимым.
В этой связи территориальным управлениям
Роспотребнадзора при рассмотрении жалоб и обращений граждан по фактам введения
их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров,
реализуемых дистанционным способом, при нарушении права потребителей на
получение необходимой и достоверной информации о товаре и самом продавце
(изготовителе) и включении в договор купли-продажи условий, ущемляющих установленные
законом права потребителя, а также в ходе проведения соответствующих
контрольно-надзорных мероприятий в целях недопущения и пресечения нарушений
потребительского законодательства, необходимо исходить из нижеследующего:
1. Пункт 2 статьи 26.1 Закона РФ "О
защите прав потребителей" возлагает на продавца обязанность до заключения
договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских
свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления
товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя),
о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке
годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в
течение которого действует предложение о заключении договора.
При этом указанная информация согласно
требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 10 Закона, должна быть достоверной и
обеспечивать возможность правильного выбора товара (т.е. исключать возможность
введения его в заблуждение).
Более того, в момент доставки товара
потребителю в письменной форме должна быть предоставлена необходимая информация
о товаре в объеме требований, предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона, а также
информация о порядке и сроках возврата товара, предусмотренная п. 4 ст. 26.1
Закона, отсутствие которой порождает для продавца гражданско-правовые
последствия, закрепленные в абз. 2 п. 4 той же ст. 26.1.
Полное или частичное отсутствие названной
информации, свидетельствующее о нарушении права потребителей на ее получение,
может служить основанием для привлечения продавца к административной
ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, а при определенных основаниях - по
ст. 14.7 КоАП РФ "Обман потребителей".
2. С учетом соответствующих положений ст.
437 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предложения заключить
договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1 Закона РФ "О
защите прав потребителей" (т.е. дистанционным способом продажи товаров),
адресованные неопределенному кругу лиц, следует рассматривать как публичную
оферту, а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав
потребителей", - как условия, необходимые (существенные) для заключения
договоров данного вида (ст. 432 ГК РФ).
3. Поскольку в целом положения ст. 26.1
Закона РФ "О защите прав потребителей" по своему буквальному
содержанию являются общими требованиями, регламентирующими дистанционный способ
продажи товаров, безусловная обязанность их соблюдения со стороны юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих продажу
товаров названным способом, должна корреспондироваться в том числе с
императивными нормами иных правовых актов (с учетом положений ст. 422 ГК РФ,
ст. 1 и ст. 26 Закона РФ "О защите прав потребителей") в части самой
возможности использовать этот способ для реализации тех или иных товаров.
В этой связи для субъектов
предпринимательской деятельности, осуществляющих или желающих осуществлять
розничную продажу товаров дистанционным способом, является обязательным
соблюдение соответствующих норм, закрепленных в абзаце 2 п. 4 Правил продажи
отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.01.1998 N 55 (с последующими изменениями и дополнениями), не
допускающих вне стационарных мест торговли продажу продовольственных товаров
(за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и
хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных
препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и
патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.
При этом, принимая во внимание, что
перечень соответствующих исключений из общей номенклатуры продовольственных
товаров, разрешенных к продаже вне стационарных мест торговли, является
закрытым, особое внимание в ходе осуществления соответствующей
контрольно-надзорной деятельности следует уделить фактам реализации посредством
дистанционной продажи БАД, относящихся к пищевым продуктам, и соблюдению
продавцами помимо вышеизложенных также и соответствующих положений СанПиН
2.3.2.1290-0 "Гигиенические требования к организации производства и
оборота биологически активных добавок к пище".
При выявлении со стороны должностных и
юридических лиц нарушений указанных правовых норм в отношении них в
установленном порядке необходимо применять меры административной
ответственности, предусмотренные ст. 14.15 КоАП РФ "Нарушение правил
продажи отдельных видов товаров" или (при несоблюдении определенного
санитарными правилами порядка реализации БАД) ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
4. В ходе практической деятельности,
связанной с пресечением нарушений прав потребителей со стороны хозяйствующих
субъектов, осуществляющих дистанционную продажу товаров (особенно при
рассмотрении соответствующих жалоб и обращений потребителей или при выявлении в
инициативном порядке публичной оферты, не соответствующей обязательным
требованиям, закрепленным в п. 2 ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав
потребителей"), среди прочего может возникать необходимость осуществления
определенных действий, направленных на установление точного наименования
продавца и его местонахождения, иногда сопряженных со значительными временными
затратами. В этом случае следует проводить административное расследование в
порядке, установленном ст. 28.7 КоАП РФ.
В рамках административного расследования
должностным лицам, осуществляющим производство по делу об административном
правонарушении, следует практиковать направление необходимых поручений и
запросов (ст. 26.9 КоАП РФ) и вынесение определений об истребовании
соответствующих сведений, необходимых для разрешения дела, имея в виду, что
неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего
государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению
этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет административную
ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
В то же время при принятии решения о
проведении административного расследования следует учитывать, что применительно
к полномочиям, реализуемым Роспотребнадзором, и согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ
оно возможно лишь после выявления административного правонарушения в области
законодательства о защите прав потребителей (а также законодательства о рекламе
- с учетом соответствующего правопреемства контрольно-надзорных функций по ст.
14.3 КоАП РФ, ранее осуществляемых Госторгинспекцией) и не может проводиться по
административным правонарушениям в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируемой санитарным
законодательством.
С учетом вышеизложенного и принимая во
внимание необходимость формирования эффективной единообразной
правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу, территориальным
управлениям Роспотребнадзора необходимо:
1. В течение второго и третьего кварталов
2005 года в плановом порядке провести контрольно-надзорные мероприятия в
отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров дистанционным
способом посредством размещения соответствующих предложений на региональном
(местном, кабельном) телевидении, в эфире FM-радиостанций, на Интернет-сайтах и
т.д. с нарушением соответствующих требований действующего законодательства,
обеспечивая по каждому факту выявленного нарушения применение мер
административного воздействия;
2. При наличии соответствующих жалоб и
обращений потребителей возбуждать дела об административном правонарушении и
проведении административного расследования в отношении виновных должностных и
юридических лиц (имея в виду, что требования потребителей имущественного
характера согласно ст. 11 ГК РФ подлежат рассмотрению только в рамках
гражданского судопроизводства и в административном порядке рассматриваться не
должны);
3. В ходе работы, направленной на
предупреждение и профилактику нарушений потребительского законодательства при
дистанционной продаже товаров, организовать в средствах массовой информации
регулярное информирование потребителей о соответствующих новациях, связанных с
введением в Закон РФ "О защите прав потребителей" ст. 26.1.
Обобщенную информацию о проделанной
работе (с указанием общего числа проверок и выявленных фактов правонарушений,
сведений о принятых административных мерах (в разрезе соответствующих статей
КоАП РФ) и числе наложенных и взысканных (добровольно уплаченных) штрафов (их
сумме), количестве рассмотренных жалоб и обращений потребителей, с описанием
структуры нарушений и т.д.) с приложением копий не менее двух наиболее
показательных административных дел из числа полностью завершенных представить в
Роспотребнадзор не позднее 20 сентября 2005 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО