ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 июня 2005 г. N 0100/4938-05-32
О ПОЛНОМОЧИЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В связи с большим количеством обращений о
полномочиях общественных объединений потребителей по защите прав потребителей
Роспотребнадзор разъясняет.
Статья 45 Закона Российской Федерации
"О защите прав потребителей" (далее - Закон) определяет права
общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области защиты
прав потребителей.
Так, общественные объединения
потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей
вправе:
участвовать в разработке обязательных
требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в
области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу
качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия
потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами
(изготовителями, исполнителями) информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и
правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять
акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для
рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также
информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях,
участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения
прав потребителей;
распространять информацию о правах
потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах
сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную
информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов
потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их
ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров
(работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы
исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению
качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации
товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка
товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным
законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным
требованиям;
вносить в органы прокуратуры и
федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к
ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров
(выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним
обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с
просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных
органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих
законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей
нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту
прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы
потребителей, неопределенного круга потребителей).
Необходимо отметить, что отдельные
общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и
приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции,
организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их
компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного
(негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона.
Подобные факты дискредитируют общественное
движение потребителей и не способствуют ни росту его авторитета, ни
взаимопониманию с предпринимательским корпусом.
По мнению Роспотребнадзора, основными
ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных
объединений потребителей следует считать:
требования о предъявлении субъектами
предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их
медицинских книжек;
проверку соблюдения санитарных правил и
норм;
проверку наличия документов об
образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и
заключений Госпожнадзора;
проверку правильности применения
контрольно-кассовых машин;
проверку наличия и порядка ведения
журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст. 9 Федерального
закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)",
субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.
Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45
Закона, предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей и
правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также
составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит
соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций,
союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению
фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм
потребительского законодательства, устанавливающих эти права.
Таким образом, в соответствии с Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей" общественные
объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль
соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер
общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной
мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских
структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в
составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое
информирование населения через СМИ о правах потребителей.
Территориальным управлениям
Роспотребнадзора необходимо вырабатывать наиболее эффективные формы и
направления взаимодействия с общественными объединениями потребителей по
формированию и реализации национальной политики в области защиты прав
потребителей, что среди прочего может находить свое практическое выражение в
работе координационных советов по защите прав потребителей в субъектах
Российской Федерации и в региональных программах по защите прав потребителей.
Территориальным управлениям
Роспотребнадзора следует продолжить работу по обеспечению действенного
взаимодействия с общественными объединениями потребителей (их ассоциациями,
союзами), зарегистрированными в установленном порядке на территории
соответствующего региона.
По итогам работы с общественными
объединениями потребителей за III квартал 2005 года следует в срок до
01.10.2005 представить в Роспотребнадзор обобщенную информацию по данному
вопросу (в том числе на электронном носителе информации).
Заместитель
руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО