ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 3 февраля 2006 г. N 0100/1049-06-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 21.11.2005 N 776
В связи с поступающими обращениями
органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека о применении Приказа от 21 ноября 2005
года N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ,
услуг), продукции, проектной документации" (далее - Приказ) сообщаю.
Основаниями для проведения
санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний,
токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее - санитарно-эпидемиологические
экспертизы) в рамках надзора в соответствии с Федеральным законом от 30 марта
1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" могут быть предписания главных государственных санитарных
врачей (их заместителей) в адрес проверяемого юридического лица или
индивидуального предпринимателя (пункт 5 раздела 2 Приказа).
Предписание в адрес федеральных
государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии
(далее - ФГУЗ) не направляется, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи
10 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)" предписание - это мера, принимаемая
должностным лицом органов государственного контроля (надзора) по фактам
нарушений, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Согласно статье 26.4 КоАП РФ, в случаях,
если при производстве по делу об административном правонарушении возникает
необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве
или ремесле, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело,
выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для
исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Основанием для проведения
санитарно-эпидемиологических экспертиз вне рамок надзора для ФГУЗ являются
заявления, поданные гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими
лицами непосредственно в адрес ФГУЗ, что является их коммерческой
хозяйственно-договорной деятельностью, не относящейся к надзорной деятельности
территориального управления.
При отборе проб в порядке проведения
мероприятий по надзору следует руководствоваться статьей 3 Федерального закона
от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора)", предусматривающей, что данное мероприятие должно проводиться
уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора)
с составлением соответствующего акта, а также статьей 26.5 КоАП РФ, согласно
которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об
административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы
товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. При этом
следует отметить, что обеспечение деятельности по отбору проб осуществляется
специалистами ФГУЗ в обязательном присутствии уполномоченного должностного лица
территориального управления и подписании им акта отбора проб.
Проведение санитарно-эпидемиологических
экспертиз осуществляется только ФГУЗ на основании направлений или вынесенных
определений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, ее территориальных органов в целях:
- осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора;
- проведения расследований причин и
условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных,
профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды
обитания человека;
- обеспечения санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях, которые могут
привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) людей и (или) оказать негативное воздействие на среду обитания;
- принятия мер в связи с поступающими
жалобами граждан;
- выполнения решений правоохранительных и
судебных органов, обращений федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления.
Выдача санитарно-эпидемиологических
заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную
документацию, предназначенные для использования на объектах железнодорожного
транспорта общего пользования, осуществляет Территориальное управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по железнодорожному транспорту (пункт 4.2 Приказа). В соответствии со
ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный
транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс,
включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный
подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения
потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках
железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в
выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Таким образом,
выдача санитарно-эпидемиологических заключений на другие виды деятельности
(работы, услуги), продукцию, проектную документацию Территориальным управлением
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по железнодорожному транспорту является неправомочной.
В соответствии с Федеральным законом от
30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии
является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического
заключения о соответствии санитарным правилам отдельных видов деятельности,
подлежащих лицензированию. Санитарно-эпидемиологические заключения на виды
деятельности выдаются на деятельность, подлежащую лицензированию, а также на
производство новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство)
пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья на безвозмездной
основе. Указанные заключения оформляются без ограничения срока действия.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
предусматривает, что ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных
объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о
соответствии таких объектов санитарным правилам. Оформление таких заключений
производится территориальными управлениями и их территориальными отделами на
бланках санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работ,
услуг) на основании результатов осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора. При необходимости
санитарно-эпидемиологических экспертиз к их осуществлению могут привлекаться
ФГУЗ, причем санитарно-эпидемиологические экспертизы и выдача
санитарно-эпидемиологических заключений территориальными управлениями в этих
случаях осуществляется на безвозмездной основе. Указанные заключения
оформляются без ограничения срока действия.
Санитарно-эпидемиологические заключения
на продукцию, перечисленную в Приложении N 3 к Приказу, в том числе поступающую
для таможенного оформления в субъект Российской Федерации, выдаются Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, но
не ее территориальными управлениями, независимо от места таможенного оформления
груза.
При выдаче санитарно-эпидемиологических
заключений на вид деятельности, работ, услуг с использованием источников
ионизирующего излучения следует руководствоваться действующими санитарными
правилами ОСПОРБ-99 СП 2.6.1.799-99, в п. 3.4.3 которых определено: "Санитарно-эпидемиологическое
заключение о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения
санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет". Письмо
Роспотребнадзора "О сроках действия СЭЗ на виды деятельности с
использованием ИИИ" (исх. N 0100/11744-05-27 от 22.12.2005) считать
недействительным.
Приложение N 3, пункт 7 Приказа
распространяется на материалы и изделия, содержащие повышенные уровни природных
радионуклидов выше 740 Бк/кг. Приложение N 5, п. 12 Приказа распространяется и
на минеральное сырье.
Ранее выданные
санитарно-эпидемиологические заключения действуют до окончания указанного в них
срока действия.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО