МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 1 марта 2006 г. N 0100/2254-06-32
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В связи с поступающими обращениями о
применении отдельных положений Приказа Федеральной службой по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 N 776 "О
санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг),
продукции, проектной документации" разъясняю.
В приложении 4 к Приказу от 21.11.2005 N
776 приведены те виды деятельности, которые могут осуществляться только при
наличии санитарно-эпидемиологического заключения, что предусмотрено
соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации.
Так, например, для получения лицензии на
осуществление фармацевтической деятельности необходимо предоставление копии
санитарно-эпидемиологического заключения (Положение о лицензировании
фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 489), аналогичное требование
установлено для соискателей лицензий на осуществление медицинской деятельности,
деятельности по производству лекарственных средств и некоторых иных видов
деятельности.
В ряде случаев необходимость наличия
санитарно-эпидемиологического заключения как условие осуществления
определенного вида деятельности установлена Федеральным законом от 30 марта
1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения". Так, статья 18 указанного Закона прямо устанавливает, что
разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях
допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья
населения использования водного объекта.
Статьей 40 Федерального закона от 30
марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" предусмотрена выдача главными государственными санитарными
врачами санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов
санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований,
исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок,
оформленных в установленном порядке. При этом следует учитывать, что основанием
для проведения соответствующих экспертиз, расследований, обследований,
исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок
является только предписание главного государственного санитарного врача или его
заместителя (п. 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Иных оснований
действующее законодательство не предусматривает.
Изложенное свидетельствует, что оценка
объекта с целью определения возможности осуществления на нем конкретного вида
деятельности, в том числе и с проведением экспертиз, расследований,
обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных
видов оценок является составной частью государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.
Руководителями органов исполнительной
власти ряда субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
издаются нормативные акты, устанавливающие необходимость наличия у
индивидуальных предпринимателей, юридических лиц санитарно-эпидемиологического
заключения о их соответствии санитарным нормам и правилам, при этом перечень
видов деятельности, для осуществления которых требуется
санитарно-эпидемиологическое заключение, необоснованно расширяется.
Указанные факты следует рассматривать как
нарушение требований п. 4 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при
выявлении подобных фактов необходимо на основании части третьей подпункта 8
пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вносить в органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления предложения о приведении в соответствие с санитарным
законодательством принятых ими нормативных правовых актов.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО