МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 19 апреля 2006 г. N 0100/4510-06-32
О ПРИНЯТИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ,
НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, В ЦЕЛЯХ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО
И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕМЫХ ТОВАРОВ
В настоящее время территориальными
управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по субъектам Российской Федерации во исполнение
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15.03.2006 N 6 "Об усилении надзора за оборотом алкогольной
продукции" и в соответствии с указаниями, содержащимися в письмах
Роспотребнадзора от 22.03.2006 N 0100/3167-06-32, от 25.03.2006 N
0100/3267-06-23, от 04.04.2006 N 0100/3835-06-23 и от 09.04.2006 N
0100/4023-06-23 проводятся мероприятия по контролю, направленные на проверку
соблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оборот на территории
Российской Федерации алкогольной продукции, соответствующих требований
санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
Целью указанных мероприятий является
обеспечение реализации гарантированных государством прав потребителей на
приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья,
а также защита потребительского рынка от некачественной, опасной и
фальсифицированной продукции за счет контроля соблюдения индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами в соответствующей части обязательных
требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Российской
Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей",
Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности
пищевых продуктов" и Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В этой связи продолжает вызывать
озабоченность неснижаемый объем выявляемого несоответствия алкогольной
продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия установленным
физико-химическим и органолептическим показателям (заявленному содержанию
этилового спирта, остаточного сахара, титруемой кислотности, общему содержанию
сернистой кислоты и др.), что среди прочего свидетельствует о несоблюдении
продавцами требований п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав
потребителей", закрепляющего на этот счет соответствующую императивную
норму, а импортерами - положений п. 3 ст. 13 ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции", определяющего, что качество ввозимой на таможенную территорию
Российской Федерации алкогольной продукции должно быть не ниже совокупности ее
соответствующих характеристик, предусмотренных государственными стандартами,
техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции.
Помимо этого во многих случаях
проверяемая продукция не может быть надлежащим образом идентифицирована, что в
конечном итоге свидетельствует о введении потребителей в заблуждение об
истинных потребительских свойствах алкогольных напитков и наряду с выявляемыми
нарушениями установленных законодательством требований к информации не
обеспечивает возможности их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона РФ "О
защите прав потребителей") и пригодность для целей, для которых товар
такого рода обычно используется (п. 2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав
потребителей").
Особую тревогу вызывает тот факт, что в
значительной доле исследованных образцов продукции, ввезенной из Республики
Молдова и Республики Грузия и произведенной на территории этих государств, были
обнаружены пестициды (ДДТ, алдрин, гептахлор, гексахлорциклогексан),
относящиеся к группе так называемых стойких органических загрязнений (СОЗ),
которые запрещены к применению соответствующей Стокгольмской конвенцией о СОЗ
(Стокгольм, 22 мая 2001 г.), вступившей в силу 17 мая 2004 года, по причине их
способности накапливаться в организме человека, нарушать его репродуктивную и
гормональную системы, приводить к генетическим мутациям и врожденным дефектам,
а также к снижению иммунного статуса.
Так, только по данным территориального
управления Роспотребнадзора по городу Москве (за период с 23.03.2006 по
18.04.2006) его специалистами было отобрано и направлено для лабораторных
исследований в ИЛЦ ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве и
его филиалы в административных округах более 1100 образцов алкогольной
продукции. Из 901 исследованного образца (вина различных наименований) в 473
(52,7%) отмечено несоответствие гигиеническим нормативам. При этом алкогольной
продукции производства Республики Грузия было исследовано 280 образцов, из
которых неудовлетворительными были признаны 172 (61%), причем 30 из них
содержали пестициды.
В отношении вин и виноматериалов
производства Республики Молдова за тот же период было исследовано 433 образца
продукции, из которых 214 (50,3%) оказались не соответствующими установленным
требованиям, а 60 (или 26,3% от общего количества неудовлетворительных
результатов) - содержали пестициды.
В результате, по материалам контрольных
(надзорных) мероприятий и лабораторных исследований были оформлены 118
санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии алкогольной продукции
производства Республик Молдова и Грузия санитарным нормам и правилам,
приостановлен ввоз в Москву 60 тыс. дал виноматериалов из Республики Молдова и
реализация 1345871 литра алкогольной продукции (производства Республики Молдова
- 67143,7 л, производства Республики Грузия - 54829 л) в предприятиях оптовой и
розничной торговли в связи с непредставлением санитарно-эпидемиологических
заключений и сопроводительных документов на продукцию, а также реализацией
продукции с нарушением установленных требований к маркировке.
По сведениям территориального управления
Роспотребнадзора по Свердловской области из 54 образцов алкогольной продукции
производства Республики Молдова 23, или 42,6%, по результатам соответствующих
лабораторных исследований не соответствовали установленным гигиеническим
нормативам (по продукции Республики Грузия - каждая вторая проба).
В Курганской области удельный вес
отрицательных проб составил: 45% - по молдавской алкогольной продукции и 31,6%
- по грузинской. В Пермском крае - 37,4% и 35,1% соответственно.
В Калининградской области при среднем
показателе неудовлетворительных лабораторных исследований отбираемых образцов
алкогольной продукции 18,5%, в отношении продукции Республики Грузия он
оказался равным 55% (при этом по коньяку он достиг абсолютной забраковки, т.е.
100%).
В Амурской области тот же средний
показатель, равный 28,6%, по вину грузинского производства был превышен более
чем на 10%, составив 39%.
В целом же по Российской Федерации за
период с 15 марта по 15 апреля 2006 г. 13403 партии алкогольной продукции
территориальными управлениями Роспотребнадзора были признаны не соответствующими
установленным требованиям, из которых 74% пришлось на долю алкогольной
продукции производства Республики Молдова (вино - 9540 партий, коньяк - 291
партия) и 21% на долю продукции Республики Грузия (вино - 2947 партий, коньяк -
149 партий). При этом по молдавскому коньяку из 160 исследованных проб не
соответствовали нормативным требованиям 43 пробы (26,9%), по грузинскому - 16
(19,5%) из 82.
При этом так или иначе территориальными
управлениями Роспотребнадзора отмечаются многочисленные случаи реализации
указанной продукции без сопроводительной документации, а также факты
непредставления копий справок к грузовой таможенной декларации и продажи
алкогольных напитков с нарушением установленных требований к ее маркировке, что
свидетельствует о несоблюдении хозяйствующими субъектами соответствующих
положений ст. ст. 10.2 и 16 ФЗ "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции", Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006
N 80 и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872.
Кроме того, следует отметить, что факты
ненадлежащего качества винодельческой продукции производства Республики Молдова
и Республики Грузия отмечаются не только территориальными управлениями и
учреждениями Роспотребнадзора, но и соответствующими уполномоченными
организациями Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии.
Так, по сведениям Орехово-Зуевского
филиала ФГУ "Менделеевский ЦСМ", проводившего соответствующие
исследования на основе аттестованного в установленном порядке метода по
выявлению синтетических красителей в винах, указанные красители (в частности,
Е-124, Е-122) в грузинских и молдавских винах присутствуют в 40% случаев (в
концентрации от 10 до 130 мг/л).
Между тем, как уже неоднократно
отмечалось Роспотребнадзором ранее, согласно положению, закрепленному п. 2 ст.
4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец, осуществляющий
продажу товаров по договору розничной купли-продажи, обязан передать
потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно
используется. При этом потребитель имеет право на то, чтобы алкогольная
продукция, как и любой другой товар, при обычных условиях ее использования была
безопасна для его жизни и здоровья (п. 1 ст. 7 Закона РФ "О защите прав
потребителей"), отвечая при этом обычно предъявляемым к пищевым продуктам
требованиям в части органолептических и физико-химических показателей, и
соответствовала установленным нормативными документами требованиям к
допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических
веществ и их соединений, микроорганизмов и других представляющих опасность
биологических организмов (п. 1 ст. 15 ФЗ "О качестве и безопасности
пищевых продуктов").
В этой связи очевидно, что нахождение в
обороте и на потребительском рынке алкогольной продукции производства
Республики Молдова и Республики Грузия, не соответствующей не только
нормативным и законодательно закрепленным, но и обычно предъявляемым
требованиям, не обеспечивает соответствующее санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения, является нарушением установленных законом прав
потребителей и представляет опасность для здоровья нынешнего и будущих
поколений.
С учетом изложенного и рассматривая
государственный контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции как
важнейший элемент государственного регулирования в области ее оборота,
направленного на защиту экономических интересов Российской Федерации и
обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, руководствуясь п. 1 ст. 51
Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", ст. ст. 23, 25 Федерального закона от 22.11.1995
N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предлагаю всем
хозяйствующим субъектам, осуществляющим оборот алкогольной продукции
производства Республики Молдова и Республики Грузия, т.е. закупку (импорт),
поставку, хранение и розничную реализацию, принять меры, направленные на
прекращение ее реализации и изъятие из оборота.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО