МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 25 апреля 2006 г. N 0100/4724-06-23
О ПРИНЯТИИ МЕР,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МИНЕРАЛЬНОЙ
ВОДЫ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ, В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ
6 апреля 2005 года Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации было вынесено Постановление N 13
"Об усилении надзора за производством и оборотом минеральной и питьевой
воды". За истекший после издания данного Постановления период времени, в
результате проводимых территориальными органами Роспотребнадзора мероприятий по
контролю (надзору), выявлены факты реализации населению минеральной
лечебно-столовой воды с нарушением требований к информации для потребителей,
установленных пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О качестве и безопасности
пищевых продуктов", пунктом 2 статьи 4, пунктом 1 статьи 10 Закона
Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Согласно результатам лабораторных
исследований, такие свойства минеральных вод, расфасованных в емкости, как:
общая минерализация, ионный состав, жесткость, не соответствуют показателям,
указанным на этикетках продукции. Кроме того, продолжают выявляться партии
минеральной воды, которые, находясь в обороте: не имеют
санитарно-эпидемиологических заключений, а также документов, подтверждающих
качество и безопасность товаров; хранятся с нарушением условий хранения; не
имеют данных о проведении всесторонних и полных исследований в одном из
институтов курортологии Российской Федерации в соответствии с Приказом
Минздрава России от 16.09.2003 N 445 "Об установлении лечебных свойств
природных лечебных ресурсов, других природных объектов и условий".
Вышеуказанные нарушения требований
законодательства Российской Федерации не позволяют надлежащим образом
идентифицировать проверяемую продукцию, что свидетельствует о введении
потребителей в заблуждение об истинных потребительских свойствах минеральной
воды и вместе с выявляемыми нарушениями установленных законодательством
требований к информации не обеспечивает возможности их правильного выбора
потребителями (пункт 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите
прав потребителей"), а также пригодность для целей, для которых товар
такого рода обычно используется.
Между тем, согласно пункту 2 статьи 4
Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", продавец,
осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли-продажи, обязан
передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода
обычно используется. Потребитель, кроме того, на основании пункта 1 статьи 7 Закона
Российской Федерации "О защите прав потребителей" имеет право на то,
чтобы товар был безопасен для его жизни и здоровья при обычных условиях его
использования. При этом товар должен отвечать обычно предъявляемым к пищевым
продуктам требованиям в части физико-химических и иных показателей и
соответствовать установленным нормативными документами требованиям к
допустимому содержанию химических веществ и их соединений (пункт 1 статьи 15
Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Особую озабоченность у Роспотребнадзора
вызывает наличие в обороте на территории Российской Федерации минеральных вод
из Республики Грузия, в частности - минеральных вод "Боржоми" и
"Набеглави".
Так, специалистами Территориального
управления Роспотребнадзора по Московской области в Ленинском районе на складе
безалкогольных напитков и пива обнаружена продукция - минеральная вода
"Набеглави", которая хранилась с нарушениями законодательства
Российской Федерации. А именно: в товарно-транспортных накладных на воду не
указаны документы, подтверждающие качество и безопасность продукции, на
этикетках отсутствуют дата розлива и номер партии, не указаны противопоказания
к применению, а также другие нарушения. Материалы административного
производства направлены в соответствующий суд, нарушителю назначено наказание.
В результате приостановлен оборот указанной продукции в объеме 9371 бутылки,
изъяты образцы для проведения лабораторных исследований, которые показали
результаты, не соответствующие требованиям нормативных документов.
18.04.2006 специалистами Территориального
управления Роспотребнадзора по городу Москве были проведены мероприятия по
контролю на одном из складов. На момент обследования на складе находилась
минеральная вода "Боржоми" в пластиковой и стеклянной таре различной
емкости с разными датами розлива в количестве 25072 бутылки. В результате
контрольных мероприятий установлено, что санитарно-эпидемиологическое
заключение о соответствии государственным санитарным правилам и нормативам
видов деятельности (работ, услуг) отсутствовало. Сопроводительная документация,
подтверждающая качество и безопасность продукции (справки ГТД,
товарно-транспортные накладные, сертификаты соответствия,
санитарно-эпидемиологические заключения, регистрационные свидетельства), на момент
обследования отсутствовала. Реализация указанной партии минеральной воды
приостановлена.
Специалистами Территориального управления
Роспотребнадзора по городу Москве для проведения лабораторных исследований было
отобрано свыше 60 образцов воды минеральной питьевой лечебно-столовой
"Боржоми" (производитель - Республика Грузия). Результаты
исследований показали, что общее количество отобранных образцов не
соответствует требованиям ГОСТ 13273-88 "Воды минеральные питьевые
лечебные и лечебно-столовые" в различных комбинациях по:
органолептическим, физико-химическим показателям (по ионному составу: хлориды,
сульфаты, магний, калий, кальций, натрий, общая минерализация); требованиям
безопасности минеральной воды "Боржоми" (перманганатная окисляемость,
содержание фтора), в том числе - 47 образцов не соответствуют по минеральному
составу той информации, которая указана на этикетке продукции.
В связи с вышеизложенным руководителям
территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации,
по железнодорожному транспорту - главным государственным санитарным врачам по
субъектам Российской Федерации, на железнодорожном транспорте предлагаю:
1. При выявлении в обороте минеральной
воды "Боржоми", "Набеглави", а также других видов вод,
ввозимых из Республики Грузия, не соответствующих установленным требованиям,
выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим
оборот минеральной воды, предписания на основании статьи 50 Федерального закона
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" о прекращении
реализации продукции, не соответствующей нормативным документам. В случае, если
реализация данной продукции не осуществляется, а осуществляются иные виды
оборота (перевозка, хранение и т.п.) - давать предписания об изъятии из оборота
на основании статьи 24 Федерального закона "О качестве и безопасности
пищевых продуктов";
2. Информировать организацию, выдавшую
санитарно-эпидемиологическое заключение или свидетельство о государственной
регистрации на данную продукцию, о выявленных нарушениях для принятия решения о
приостановлении действия вышеназванных документов;
3. При выявлении в обороте минеральной
воды "Боржоми", "Набеглави", а также других видов вод,
ввозимых из Республики Грузия, на которые действие санитарно-эпидемиологических
заключений или свидетельств о государственной регистрации приостановлены,
осуществлять изъятие данной продукции в соответствии с требованиями КоАП РФ и
направлять материалы в судебные органы в установленном порядке для целей
возможной конфискации;
4. В целях предотвращения завоза на
территорию Российской Федерации недоброкачественной и фальсифицированной
продукции, произведенной на территории Республики Грузия в срок до 07.05.2006,
совместно с региональными управлениями ФТС России, провести, в соответствии с
действующим законодательством, контрольные мероприятия по проверке
хозяйствующих субъектов, осуществляющих ввоз и оборот вышеуказанной минеральной
воды;
5. Доложить в Роспотребнадзор о
проделанной работе и выявленных нарушениях с указанием реквизитов продукции,
санитарно-эпидемиологических заключений или свидетельств о государственной
регистрации в вышеуказанный срок.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО