МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 12 мая 2006 г. N 0100/5326-06-32
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
ОТ 21.11.2005 N 776 (ВЗАМЕН ПИСЕМ N 0100/1049-06-32
ОТ 03.02.2006 И N 0100/2254-06-32 ОТ 01.03.2006)
Анализ хода реализации Приказа
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека от 21 ноября 2005 года N 776 "О санитарно-эпидемиологической
экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной
документации" (далее - Приказ) свидетельствует, что в ряде территорий
допускаются его неправильное толкование и применение.
Проведение санитарно-эпидемиологических
экспертиз для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора
должно осуществляться Центром гигиены и эпидемиологии. Это требование
обусловлено Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" и Положением об осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569,
которыми установлено, что Центры гигиены и эпидемиологии осуществляют свою
деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического
надзора. Для выполнения этой задачи федеральным бюджетом предусмотрено
соответствующее финансирование.
Вместе с тем необходимо отметить, что в
целях проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования,
обследования, исследования, испытания субъекты предпринимательства вправе
самостоятельно обратиться в любую организацию, аккредитованную в установленном
порядке, в том числе и в Центр гигиены и эпидемиологии, для которого в этом
случае проведение указанных работ является предпринимательской деятельностью,
выполняемой в соответствии с уставом.
Основанием для проведения Центром гигиены
и эпидемиологии санитарно-эпидемиологических экспертиз в рамках надзора в
соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" являются предписания
главного государственного санитарного врача (его заместителя) в Центры гигиены
и эпидемиологии ((подпункт 4) пункта 1 статьи 51 Федерального закона). Иных
оснований действующее законодательство не предусматривает.
Таким образом, оценка продукции, а также
оценка объекта с целью определения возможности осуществления на нем конкретного
вида деятельности, в том числе и с проведением экспертиз, расследований,
обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных
видов оценок, является составной частью государственного санитарно-эпидемиологического
надзора.
В случаях, если при производстве по делу
об административном правонарушении возникает необходимость в использовании
специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле и этими
возможностями не располагает Центр гигиены и эпидемиологии, главный
государственный санитарный врач или его заместитель в соответствии со статьей
26.4 КоАП РФ выносит определение о назначении экспертизы. Определение
обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено
проведение экспертизы.
Право отбора для исследований проб и
образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов,
закреплено п. 1 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
При отборе проб следует руководствоваться
статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)", предусматривающей, что данное
мероприятие должно проводиться уполномоченными должностными лицами органов
государственного контроля (надзора) с составлением соответствующего акта, а
также статьей 26.5 КоАП РФ, согласно которой должностное лицо, осуществляющее
производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы
почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения
экспертизы. При этом следует отметить, что в случае, если отбор проб
осуществляет специалист Центра гигиены и эпидемиологии, обязательно присутствие
уполномоченного должностного лица территориального управления и подписание им
акта отбора проб.
Выдача санитарно-эпидемиологических
заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную
документацию, предназначенные для использования на объектах железнодорожного
транспорта общего пользования, осуществляет Территориальное управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по железнодорожному транспорту (пункт 4.2 Приказа). В соответствии со
ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный
транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс,
включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный
подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения
потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках
железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в
выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Таким образом,
выдача санитарно-эпидемиологических заключений на другие виды деятельности
(работы, услуги), продукцию, проектную документацию Территориальным управлением
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по железнодорожному транспорту является неправомочной.
В приложении 4 к Приказу от 21.11.2005 N
776 приведены те виды деятельности, которые могут осуществляться только при
наличии санитарно-эпидемиологического заключения, что предусмотрено
соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, в том числе и
положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.
Санитарно-эпидемиологические заключения
на деятельность, подлежащую лицензированию, а также на производство новых видов
(впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов,
пищевых добавок, продовольственного сырья выдаются на безвозмездной основе.
Указанные заключения оформляются без ограничения срока действия.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
предусматривает, что ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных
объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о
соответствии таких объектов санитарным правилам. Оформление таких заключений
производится территориальными управлениями и их территориальными отделами на
бланках санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работ,
услуг) на основании результатов осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора. При необходимости к проведению
санитарно-эпидемиологических экспертиз привлекаются Центры гигиены и
эпидемиологии, причем санитарно-эпидемиологические экспертизы и выдача
санитарно-эпидемиологических заключений территориальными управлениями в этих
случаях осуществляется на безвозмездной основе. Указанные заключения
оформляются без ограничения срока действия.
Санитарно-эпидемиологические заключения
на продукцию, перечисленную в Приложении N 3 к Приказу, в том числе поступающую
для таможенного оформления в субъект Российской Федерации, выдаются Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, но
не ее территориальными управлениями, независимо от места таможенного оформления
груза.
При выдаче санитарно-эпидемиологических
заключений на вид деятельности, работ, услуг с использованием источников
ионизирующего излучения следует руководствоваться действующими санитарными
правилами ОСПОРБ-99 СП 2.6.1.799-99, в п. 3.4.3 которых определено:
"Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с
источниками ионизирующего излучения санитарным правилам действительно на срок
не более пяти лет". Письмо Роспотребнадзора "О сроках действия СЭЗ на
виды деятельности с использованием ИИИ" (исх. N 0100/11744-05027 от
22.12.2005) считать недействительным. Приложение N 3, пункт 7 Приказа
распространяется на материалы и изделия, содержащие повышенные уровни природных
радионуклидов выше 740 Бк/кг. Приложение N 5, п. 12 Приказа распространяется и
на минеральное сырье. Ранее выданные санитарно-эпидемиологические заключения
действуют до окончания указанного в них срока действия.
По имеющейся информации, в ряде
территорий допускаются факты издания писем, комментариев, искажающих смысл
Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от 21 ноября 2005 года N 776, в которых расширительно
толкуются права и полномочия Центров гигиены и эпидемиологии, что недопустимо.
Территориальным управлениям Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их
территориальным отделам следует установить постоянный контроль за деятельностью
Центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, в том числе и по вопросам
организации и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов
деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО