МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 30 января 2007 г. N 0100/820-07-23
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15.12.2006 N 770
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.12.2006 N 770 были внесены изменения в Правила продажи
отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.01.1998 N 55, предусматривающие изложение в новой редакции
абзаца четвертого пункта 136 указанных Правил, вступающие в силу с 1 февраля
2007 года.
В соответствии с этими изменениями,
начиная с указанного срока не допускается розничная продажа алкогольной
продукции, "если на потребительской таре единицы продукции отсутствует
предупреждающая надпись о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции
для здоровья человека, а также информация о противопоказаниях к ее употреблению,
содержание которой устанавливает Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации".
Текст такой надписи был утвержден
Приказом Минздравсоцразвития России от 19.01.2007 N 49 "Об утверждении
предупреждающей Надписи на потребительской таре единицы алкогольной продукции о
противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции", вступающим в силу
также с 1 февраля 2007 года.
При этом следует отметить, что само по
себе требование об указании противопоказаний к применению алкогольной продукции
в числе другой обязательной информации о ней в настоящее время закреплено
пунктом 138 тех же Правил продажи отдельных видов товаров, а до этого
содержалось в пункте 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 (в
редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.11.1996 N 1364,
от 14.07.1997 N 867, от 13.10.1999 N 1150, от 02.11.2000 N 840), утратившим
силу согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от
08.02.2006 N 80 "О внесении изменений в Постановление Правительства
Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 и признании утратившими силу
некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной
продажи алкогольной продукции".
Таким образом, вышеназванным Приказом
Минздравсоцразвития России, утвердившим содержание информации о
противопоказаниях к применению алкогольной продукции, было должным образом лишь
формализовано императивное требование о ее как таковом безусловном
предоставлении, первоначально введенное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 13.10.1999 N 1150 "О внесении изменений и дополнений в
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987".
Между тем следует иметь в виду, что
правовые основы производства и оборота алкогольной продукции в Российской
Федерации, включая ее розничную продажу, в первую очередь определяет
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции" (в редакции Федеральных законов от 07.01.1999 N 18-ФЗ, от
29.12.2001 N 186-ФЗ, от 24.07.2002 N 109-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от
02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. 31.12.2005), от 26.07.2006 N
134-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 29.12.2006 N 248-ФЗ), статья 16 которого
закрепляет исчерпывающий перечень ограничений на розничную продажу алкогольной
продукции, а статья 26 - ограничения на оборот алкогольной продукции в целом.
При этом пункт 1 статьи 25 того же Федерального закона закрепляет исчерпывающий
перечень оснований для изъятия и конфискации этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции из незаконного оборота, к числу которых относятся
только случаи ее реализации:
"без соответствующих лицензий;
без сертификатов соответствия;
без маркировки в соответствии со статьей
12 настоящего Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и
спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с
маркировкой поддельными марками;
без соответствия государственным
стандартам и техническим условиям;
без фиксации и передачи информации об
объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему,
за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего
Федерального закона;
с содержанием в своем составе этилового
спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки,
за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
как бесхозяйное имущество;
без документов, подтверждающих
легальность производства и оборота такой продукции".
С учетом вышеизложенного, в ходе проверки
соблюдения хозяйствующими субъектами правил розничной продажи алкогольной
продукции, необходимо, начиная с 1 февраля 2007 года, среди прочего
осуществлять контроль и надзор за ходом исполнения положений Постановления
Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 N 770 в части наличия на
потребительской таре каждой единицы реализуемой алкогольной продукции
предупредительной надписи утвержденного Минздравсоцразвития России содержания
(взамен соответствующих надписей на тот же счет, используемых в настоящее время),
имея в виду, что только полное отсутствие информации о противопоказаниях к
применению алкогольной продукции может служить основанием для применения к
указанным субъектам соответствующих мер административной ответственности. При
этом факт наличия на потребительской таре информации о противопоказаниях к ее
применению иного содержания в любом случае (вплоть до полного перехода к
единообразному тексту предупредительной надписи) не должен служить основанием
для изъятия алкогольной продукции из оборота.
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО