МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 8 мая 2007 г. N 0100/4714-07-32
О РАБОТЕ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека в дополнение к письму от
26.04.2007 N 0100/4346-07-32 информирует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24
Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее -
Закон), вступившего в силу с 11.04.2007, "организация розничного рынка,
организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ,
оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с
положениями настоящего Федерального закона не позднее шестидесяти дней со дня
его вступления в силу".
В этой связи лица, желающие заниматься
организацией торговли на рынках, обязаны в течение 60 дней привести свою
деятельность в соответствие с требованиями Закона, что означает необходимость
получения ими разрешения на право организации рынка при наличии
соответствующего права (собственности, аренды) на объект или объекты
недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается
организация рынка.
В соответствии со статьей 4 Закона рынок
организуется согласно плану, утвержденному органом государственной власти
субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными,
градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки
и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории
муниципального образования, а также с учетом потребностей в рынках того или
иного типа.
Рынок может быть организован юридическим
лицом, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на
территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании
разрешения, выданного органом местного самоуправления муниципального
образования, при этом, в соответствии со статьей 7 Закона, в предоставлении
разрешения заявителю может быть отказано при отсутствии права на объекты
недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать
рынок, при несоответствии места расположения этих объектов и типа рынка
утвержденному плану, а также в случае подачи документов, содержащих
недостоверные сведения либо поданных с нарушением установленных требований.
Юридическое лицо, получившее разрешение
на право организации рынка, признается управляющей рынком компанией.
Таким образом, на этапах утверждения
плана размещения рынков на территории субъекта Российской Федерации и получения
юридическим лицом разрешения на право организации рынка Законом не
предусмотрено получения согласования со стороны органов Роспотребнадзора.
Однако необходимо иметь в виду, что
вопросы соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
при размещении, строительстве и эксплуатации объектов, в том числе розничных
рынков, регламентируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в соответствии с
которым (статья 11) "Индивидуальные предприниматели и юридические лица в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования
санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и
санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц".
Статьей 12 данного Закона установлено,
что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем
территориального планирования, генеральных планов городских и сельских
поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей
городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и
сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон,
выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании,
строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении,
консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и
сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры
и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В случае выявления нарушения санитарного
законодательства должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека должны приниматься в
установленном законом порядке меры.
Учитывая изложенное, на этапах
утверждения плана размещения рынков на территории субъекта Российской Федерации
и получения юридическим лицом разрешения на право организации рынка управлениям
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации необходимо, руководствуясь
статьями 50 и 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ:
- проанализировать материалы, полученные
в ходе проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за
розничными рынками, с учетом их возможного негативного влияния на условия
проживания населения, состояние окружающей человека среды, водоснабжение,
канализацию, очистку территории, дать предписания об устранении выявленных
нарушений или в случае невозможности устранения принять в установленном законом
порядке меры по приостановлению их эксплуатации;
- внести в органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления предложения по
улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на розничных рынках с
указанием мер, которые необходимо принять для обеспечения выполнения требований
санитарного законодательства при организации их работы, либо о прекращении
эксплуатации.
В соответствии со статьей 13 Федерального
закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ управляющая рынком компания должна осуществлять
его своевременную уборку и благоустройство, проводить санитарно-гигиенические и
дезинфекционные мероприятия, обеспечивать энерго-, тепло- и водоснабжение, а
также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров. Кроме того, в
соответствии со статьей 15 торговые места размещаются на основе схемы, которая
разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с
органами, уполномоченными на осуществление контроля, в том числе, и органами по
контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и защиты прав потребителей.
При согласовании схем размещения торговых
мест, разработанных управляющими компаниями, следует обращать внимание на
выполнение требований санитарного законодательства в части обеспечения
гигиенических требований, предъявляемых к санитарно-защитной зоне, содержанию
функционального зонирования территорий, к привязке систем коммуникаций,
условиям приема, хранения и реализации пищевых продуктов и продовольственного
сырья, а также условиям труда работающего персонала.
Одновременно необходимо иметь в виду, что
планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация
зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, проводимая
управляющей кампанией в соответствии со статьей 11 того же Закона, должна
обеспечить при работе рынка выполнение требований законодательства Российской
Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения (статья 13).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО