МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 22 ноября 2007 г. N 0100/11983-07-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
РОСПОТРЕБНАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 25.10.2007 N 234-ФЗ
С 12 декабря 2007 года вступает в силу
Федеральный закон от 25.10.2007 N 234-Ф3 "О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую
Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 234-ФЗ). В
этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека в целях формирования единообразной правоприменительной практики
считает необходимым обратить внимание территориальных органов Роспотребнадзора
на нижеследующие отдельные положения указанного законодательного акта.
1. Подпунктом а) пункта 3 статьи 1 Закона
N 234-ФЗ в абзац третий пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от
07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N
2300-1) внесено соответствующее дополнение, императивно закрепляющее основание
для указания в обязательном порядке в отношении продуктов питания информации о
наличии в них компонентов, полученных с применением
генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), - "в случае, если
содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти
десятых процента".
Таким образом, с учетом объективной
необходимости определения порядка соответствующего маркирования пищевых
продуктов, полученных из ГМО, как формы реализации права потребителя на
своевременное получение необходимой и достоверной информации о составе пищевых
продуктов, обеспечивающей возможность их правильного выбора, Закон N 2300-1 был
гармонизирован с требованиями Европейского Союза по этикетированию пищевых
продуктов, полученных из ГМО, установленными Директивой Европейского Парламента
и Совета от 22.09.2003 N 1829/2003 о генетически модифицированной пище и
кормах, которая с апреля 2004 года ввела 0,9% пороговый уровень для маркировки
пищевых продуктов, полученных из ГМО.
Ранее аналогичный показатель,
характеризующий точку отсчета наличия в пищевых продуктах компонентов ГМО, был
закреплен санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.3.2.2227-07
"Дополнения и изменения N 5 к санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН
2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности
пищевых продуктов" (зарегистрированы в Минюсте России 16.06.2007,
регистрационный номер 9852), установившими с 01.09.2007, что содержание в
пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО,
является случайной или технически неустранимой примесью и пищевые продукты,
содержащие указанное количество таких компонентов, не относятся к категории
пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО.
2. Подпунктом б) пункта 3 статьи 1 Закона
N 234-ФЗ абзац четвертый пункта 2 статьи 10 Закона N 2300-1, определяющий в
числе обязательной информации о товарах (работах, услугах) их цену в рублях и
условия приобретения, дополнен положениями, согласно которым при предоставлении
кредита является обязательным предоставление сведений о размере кредита, полной
сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы.
При этом указанная новация в контексте
взаимосвязанных положений статей 8 и 10 Закона N 2300-1 касается не как таковых
условий договора, заключаемого сторонами в установленном порядке, а именно
информации, доводимой до потребителей при заключении договора в наглядной и
доступной форме (пункт 2 статьи 8 Закона N 2300-1).
Обязанной стороной по своевременному
доведению этой информации в целях обеспечения возможности правильного выбора
товара (работы, услуги) потребителем (пункт 1 статьи 10 Закона N 2300-1)
является тот, кто на практике фактически предоставляет потребителю
соответствующий кредит, т.е. либо продавец - в рамках договора купли-продажи
товара в кредит, в том числе с рассрочкой платежа (статьи 488, 489 Гражданского
кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), либо исполнитель (банк или иная
кредитная организация) - в рамках кредитного договора (статья 819 ГК РФ).
Нарушение продавцом (исполнителем) права
потребителя на получение указанной информации будет определять для виновного
лица состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.8 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Подпунктом в) пункта 3 статьи 1 Закона
N 234-ФЗ изменена редакция абзаца восьмого пункта 2 статьи 10 Закона N 2300-1,
что связано с необходимостью устранения существовавшего двоякого толкования его
содержания относительно определения в качестве обязательной той части
информации, которая содержалась в скобках после слова "изготовителя"
(в части информации об уполномоченной организации или уполномоченном
индивидуальном предпринимателе, импортере).
С учетом внесенного изменения следует
исходить из того, что наличие в наглядной и доступной форме информации об
адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) уполномоченной
организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера по
общему правилу является обязательным. Однако обязанность по ее предоставлению в
любом случае будет находиться в прямой зависимости от факта того - есть или нет
в отношении конкретного товара уполномоченная организация, уполномоченный
индивидуальный предприниматель или импортер (в этой связи очевидным является
лишь то, что в отношении любого импортного товара наличие соответствующей
информации об импортере будет по определению обязательным).
Непредоставление такой информации может
порождать для продавца как гражданско-правовую ответственность перед
потребителем в соответствии со статьей 12 Закона N 2300-1, так и определять
состав соответствующего административного правонарушения. Причем, поскольку
сама по себе эта информация в числе прочих сведений отнесена законодателем
именно к информации о товаре, ее непредоставление продавцом может служить
основанием для его привлечения к административной ответственности по части 1
статьи 14.8 КоАП РФ.
4. В целях совершенствования
нормативно-правового регулирования общественных отношений с участием
потребителей взаимосвязанными положениями пункта 4 статьи 1 и пункта 3 статьи 2
Закона N 234-ФЗ внесены изменения соответственно в статью 18 Закона N 2300-1 и
статью 503 ГК РФ. При этом то обстоятельство, что статья 503 ГК РФ (в редакции
Закона N 234-ФЗ) с учетом содержания ее пункта 6 в целом стала носить
диспозитивный характер по отношению к статье 18 Закона N 2300-1,
свидетельствует о том, что дальнейшая гармонизация названных актов гражданского
законодательства между собой идет по пути все возрастающего приоритета норм
Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В этой связи особое внимание обращают на
себя изменения, касающиеся правовых аспектов предъявления потребителями
соответствующих требований в отношении технически сложных товаров с
недостатками (при том, что существующие в настоящее время особенности
реализации потребителями своих прав в отношении дорогостоящих товаров с
недостатками после вступления в силу Закона N 234-ФЗ специального правового
регулирования, отличного от общих правил, вообще иметь не будут).
При этом следует иметь в виду, что вновь
вводимые пунктом 1 статьи 18 Закона N 2300-1 основания для предъявления
потребителями соответствующих требований в отношении технически сложных товаров
касаются лишь тех из них, которые входят в соответствующий перечень,
утверждаемый Правительством Российской Федерации (см. Постановление
Правительства Российской Федерации от 13.05.1997 N 575).
Кроме того, обращаем внимание на
положения подпункта д) пункта 4 статьи 1 Закона N 234-ФЗ, согласно которым в
абзаце третьем пункта 5 статьи 18 Закона N 2300-1 определены сроки проведения
соответствующей экспертизы товара и закреплено право потребителя на присутствие
при ее проведении.
5. Новая редакция пункта 1 статьи 20
Закона N 2300-1 (согласно подпункту а) пункта 5 статьи 1 Закона N 234-ФЗ)
призвана минимизировать издержки потребителей, вызываемые необоснованным
затягиванием сроков устранения недостатков в товаре, и усилить ответственность
соответствующих хозяйствующих субъектов за ненадлежащее исполнение
обязательств.
В этой связи законодателем фактически
введено определение незамедлительного срока устранения недостатков; установлен
предельный срок для устранения недостатков, изначально определяемый соглашением
сторон (45 дней); определены основания, согласующиеся в этой части с
соответствующими положениями пункта 3 статьи 401 ГК РФ, не являющиеся поводом
для возможного заключения соглашения о новом сроке устранения недостатков
товара и не освобождающие от ответственности за нарушение срока, определенного
первоначальным соглашением сторон. При этом как таковая допустимость
дополнительного соглашения предполагает его безусловную добровольность и
наличие выраженного согласия потребителя.
Кроме того, в целях установления
механизма реализации тех положений пункта 1 статьи 18 Закона N 2300-1 (в
редакции Закона N 234-ФЗ), которые касаются определения в качестве оснований
для предъявления соответствующих требований потребителя в отношении технически
сложных товаров "невозможности использования товара в течение каждого года
гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие
неоднократного устранения его различных недостатков", пункт 3 статьи 20
Закона N 2300-1 дополнен императивными положениями о предоставлении потребителю
в письменной форме информации о дате его обращения с требованием об устранении
обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для
устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их
описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате
выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара, что
должно предполагать, в первую очередь, со стороны уполномоченных организаций и
уполномоченных индивидуальных предпринимателей (на практике осуществляющих
соответствующую деятельность через всякого рода гарантийные, сервисные и т.п.
центры) упорядочение их отношений с потребителями в части обязательного
формализованного наличия вышеперечисленных реквизитов в документе,
подтверждающем факт нахождения товара в гарантийном ремонте.
6. Содержание вновь вводимой в Закон N
2300-1 статьи 23.1 (пункт 8 статьи 1 Закона N 234-ФЗ) в целом следует
рассматривать в причинно-следственной связи с соответствующими нормами статей
456, 457, 463 и пункта 3 статьи 492 ГК РФ, а положения ее пункта 3 (в части
установления неустойки за просрочку исполнения обязанности по передаче
предварительно оплаченного товара) - в контексте с соответствующими
изменениями, вносимыми пунктом 1 статьи 2 Закона N 234-ФЗ в пункт 4 статьи 487
ГК РФ, и статьями 330 и 332 ГК РФ.
7. Признание пунктами 10 и 14 статьи 1
Закона N 234-ФЗ утратившими силу соответственно статьи 26 и статьи 38 Закона N
2300-1 означает, что таким образом в Законе Российской Федерации "О защите
прав потребителей" было исключено дублирование нормами этих статей
соответствующих положений ее статьи 1, закрепляющей полномочия Правительства
Российской Федерации по правовому регулированию отношений в области защиты прав
потребителей.
8. Новая редакция статьи 497 ГК РФ (пункт
2 статьи 2 Закона N 234-ФЗ), а также изменение, внесенное в пункт 1 статьи 26.1
Закона N 2300-1 (пункт 11 статьи 1 Закона N 234-ФЗ), позволили окончательно
выделить дистанционный способ продажи товаров в область самостоятельного
правового регулирования и устранить имевшие место коллизии, связанные со
смешением данного понятия с продажей товаров по образцам. Таким образом, нормы
статьи 497 ГК РФ и статьи 26.1 Закона N 2300-1 были гармонизированы не только
между собой, но и с Правилами продажи товаров дистанционным способом,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N
612.
В целом Роспотребнадзор отмечает, что все
изменения в Закон N 2300-1, внесенные в него Законом N 234-ФЗ, направлены на
усиление защиты прав и законных интересов потребителей, а также на
совершенствование механизмов реализации этих прав.
Дополнительно обращаем внимание, что иные
нормативные правовые акты, регулирующие отношения с участием потребителей и
имеющие положения, взаимосвязанные с нормами Закона N 234-ФЗ, до приведения их
в установленном порядке в соответствие с названным законодательным актом
действуют с соблюдением требований, закрепленных пунктами 5 и 6 статьи 3 ГК РФ,
а практическая реализация Закона N 234-ФЗ в целом после вступления его в силу
должна вестись с учетом общих принципов действия актов гражданского
законодательства во времени, установленных статьей 4 ГК РФ.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО