МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 6 февраля 2008 г. N 01/682-8-32
О ПОСТАНОВЛЕНИЯХ ПЛЕНУМА
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с изданием Пленумом Верховного
Суда Российской Федерации Постановлений от 27 декабря 2007 г. N 52 "О
сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и
дел об административных правонарушениях", а также от 27 декабря 2007 г. N
51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и
растрате" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека сообщает следующее.
С учетом требований пункта 1 статьи 6
Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4
статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы
Российской Федерации, а также положений подпункта "с" пункта 3 статьи
14 Международного пакта о гражданских и политических правах дела об
административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной
задержки.
В условиях постоянного роста числа дел об
административных правонарушениях должностным лицам Роспотребнадзора следует
уделять особое внимание соблюдению установленных Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее - Кодекс) сроков рассмотрения дел об
административных правонарушениях, а также надлежащим образом выяснять вопросы,
установленные статьей 29.1 Кодекса, с выполнением в полной мере всех
необходимых процессуальных действий, производимых на этой стадии процесса.
Исключить случаи ненадлежащего извещения
участников процесса о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,
необоснованного отложения дел либо отложения дел без указания даты следующего
рассмотрения или назначения даты рассмотрения через значительный промежуток
времени без достаточных на то оснований.
В целях своевременного разрешения дел об
административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом
предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении
которого ведется производство по делу.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи
25.1 Кодекса, должностное лицо вправе рассмотреть дело об административном
правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у
должностного лица имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте
рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого
ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано
должностным лицом обязательным; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении
рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Ходатайство лица, в отношении которого
ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении
рассмотрения дела разрешается должностным лицом исходя из уважительности
приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица,
предусмотренных частью 1 статьи 25.1 Кодекса, а также возможности назначения
даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других
обстоятельств конкретного дела.
Должностным лицам Роспотребнадзора
надлежит соблюдать требования статьи 29.1 и части 1 статьи 29.4 Кодекса по
каждому делу об административном правонарушении.
Имея в виду, что Кодексом допускается
продление только пятнадцатидневного срока рассмотрения дел при наличии
названных в части 2 статьи 29.6 Кодекса оснований, а течение срока давности
привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно
в предусмотренном частью 5 статьи 4.5 Кодекса случае, подготовку к рассмотрению
дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления должностному
лицу протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В том случае, когда Кодексом установлены
сроки совершения названных в определении должностного лица процессуальных
действий (например, направления истребованных должностным лицом сведений или
уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях
своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо
указывать в определении.
Управлениям Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации и на железнодорожном транспорте не следует оставлять без
внимания факты несоблюдения установленных Кодексом сроков выполнения указанных
в определении должностного лица процессуальных действий, особенно в тех
случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к
административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая,
что Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального
документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и
должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении
должностного лица процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо
реагировать путем направления писем.
Также обращаем внимание на то, что дела
об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в пятнадцатидневный
срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело,
протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Исходя из статьи 29.6 Кодекса, при
наличии названных в части 2 этой статьи оснований возможно продление
пятнадцатидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Положения части 2 названной статьи не
исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела об
административном правонарушении. Однако в этом случае общий период, на который
осуществляется продление, не должен превышать одного месяца, а срок
рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более одного месяца и
пятнадцати дней со дня получения должностным лицом протокола об
административном правонарушении и других материалов дела.
Одновременно сообщаем, в случаях хищения
имущества органов и организаций Роспотребнадзора или приобретения права на имущество
органов и организаций Роспотребнадзора путем обмана или злоупотребления
доверием, органам и организациям Роспотребнадзора следует осуществлять защиту
своих прав не только способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского
кодекса Российской Федерации, но и посредством обращений в правоохранительные
органы Российской Федерации с целью установления в противоправных действиях
соответствующих лиц признаков составов преступлений, предусмотренных Уголовным
кодексом Российской Федерации.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО