МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 27 марта 2009 г. N 01/3902-9-32
О ТИПОВЫХ ОШИБКАХ,
ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПРОЕКТОВ ПДВ
В адрес Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека регулярно поступают
обращения предприятий и организаций о неправомерных требованиях учреждений
Роспотребнадзора при рассмотрении проектов нормативов предельно допустимых
выбросов (ПДВ).
Так, рядом Управлений Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации при рассмотрении проектов ПДВ допускаются
следующие ошибки:
1. Оформление экспертных и
санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии проектной документации
требованиям санитарных правил и норм или отказ от принятия материалов на
рассмотрение ввиду отсутствия результатов натурных исследований атмосферного
воздуха.
2. Оформление экспертных и
санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии проектной документации
требованиям санитарных правил и норм или отказ от принятия материалов на
рассмотрение ввиду отсутствия заключения по проекту организации
санитарно-защитной зоны, в том числе с проведением натурных исследований в
полном объеме.
3. Включение в перечень документов, на
соответствие которым проводится санитарно-гигиеническая экспертиза проектной
документации, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция".
4. Предъявляются требования о разработке
ПДВ для объектов малого бизнеса, в том числе магазинов общей площадью менее
1000 м2, торговых палаток и тонаров, швейных мастерских и др.
В связи с изложенным Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет
следующее.
Согласно п. п. 4.2.3, 4.2.4 СанПиН
2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества
атмосферного воздуха населенных мест" проекты нормативов предельно
допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том
предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти
санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их
санитарным правилам.
Для проведения экспертизы по каждому
объекту должны представляться следующие материалы:
- инвентаризационный перечень
стационарных источников выбросов с качественной и количественной
характеристикой каждого из них;
- предложения по нормативам предельно
допустимых выбросов для каждого источника и загрязняющего вещества;
- план мероприятий по достижению
предельно допустимых выбросов;
- способ учета фоновых концентраций;
- результаты прогнозных расчетов (при необходимости
- первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения предельно
допустимого выброса;
- ситуационный план с изолиниями
концентраций на каждый этап достижения ПДВ.
Пунктом 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01
регламентируются общие требования к качеству атмосферного воздуха при
эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, которые не
относятся к установлению нормативов выбросов загрязняющих веществ на
действующих объектах и процедуре разработки и рассмотрения проектов ПДВ.
Также обращаем внимание, что требование
об организации санитарно-защитной зоны по проекту ПДВ и проведении натурных
исследований неправомерно. Основным документом для установления
санитарно-защитной зоны является проект установления (сокращения) санитарно-защитной
зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней
воздействия физических факторов, выполненный в соответствии с требованиями
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция",
причем на первом этапе устанавливается расчетная санитарно-защитная зона, а
натурные исследования (систематические, не менее чем годовые) проводятся на
этапе окончательного установления размеров санитарно-защитной зоны для
подтверждения расчетных параметров и установления линии градостроительного
регулирования (п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в новой редакции).
Концентрации загрязняющих веществ на
источнике выбросов в атмосферный воздух не регламентируются гигиеническими нормативами.
Определение содержания загрязняющих веществ производится в приземном слое
атмосферы на границе нормируемых территорий (жилая застройка, зона рекреации,
территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных
лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ,
коттеджной застройки, коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных
участков).
Учитывая изложенное, Управлениям
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центры гигиены
и эпидемиологии" по субъектам Российской Федерации предлагаю:
- при рассмотрении проектов ПДВ
руководствоваться требованиями п. п. 4.2.1 - 4.2.8 СанПиН 2.1.6.1032-01;
- не допускать необоснованных требований,
касающихся представления дополнительной документации, не относящейся к
установлению нормативов выбросов загрязняющих веществ, в том числе по
организации санитарно-защитных зон и проведению натурных исследований.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО