МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 20 апреля 2009 г. N 01/5203-9-32
О ПОЛНОМОЧИЯХ РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЯ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека информирует о полномочиях
Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
(Росалкогольрегулирование), установленных Положением об указанной службе,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля
2009 г. N 154.
В соответствии с пунктом 2 Постановления
Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной
службе по регулированию алкогольного рынка" указанная Федеральная служба в
отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртсодержащей продукции, в том числе возникших в результате
исполнения судебных решений, является правопреемником Минсельхоза России,
Минфина России, Федеральной налоговой службы Федеральной службы по тарифам.
При этом предусмотрено внесение изменений
в акты Правительства Российской Федерации, исключение из Положений о
Минсельхозе России, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по
тарифам соответствующих полномочий, которые переданы Росалкогольрегулированию.
Вместе с тем, вопросы Роспотребнадзора,
установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N
154, не затрагиваются.
Согласно Положению о службе
Росалкогольрегулирование уполномочено осуществлять государственный контроль за
производством и оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта,
алкогольной и спиртсодержащей продукции, соблюдением законодательства
Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими
лицензиями (пункт 5.3.8 Положения).
Росалкогольрегулирование осуществляет
контроль и надзор:
1) за представлением деклараций об
объемах производства и оборота соответствующей продукции;
2) за фактическими объемами производства
и оборота соответствующей продукции.
Таким образом, объектом
контрольно-надзорных функций Росалкогольрегулирования являются именно
соблюдение юридическими лицами объемов производства и оборота соответствующей
продукции.
Вопросы, отнесенные к полномочиям
Роспотребнадзора, в том числе в области соблюдения правил розничной торговли
алкогольной и спиртсодержащей продукцией, а также требований к производству и
обороту парфюмерно-косметической продукции, пива, натуральных напитков с
содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции,
изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта,
в пункт 5.4 Положения о Росалкогольрегулировании не включены, следовательно, и
в полномочия Росалкогольрегулирования не входят.
Росалкогольрегулирование осуществляет
проверку только в отношении юридических лиц в установленной сфере деятельности
(пункт 5.6 Положения об этой Службе).
В связи с этим деятельность
индивидуальных предпринимателей в сфере оборота алкогольной и спиртсодержащей
продукции не входит в область контроля и надзора указанной Службы и полностью
остается в компетенции Роспотребнадзора.
Росалкогольрегулирование уполномочено
рассматривать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы в
установленной сфере деятельности в соответствии с Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Составы административных правонарушений,
о которых составление протоколов отнесено к полномочиям одновременно и
Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора, предусмотрены статьями 6.14, 14.3,
частями 1 и 2 статьи 14.16, 15.12 КоАП.
Однако дела о данных правонарушениях
рассматриваются только судом, кроме ст. 14.3 КоАП, рассмотрение дел по которой
подведомственно Федеральной антимонопольной службе.
В связи с этим поступление протоколов,
составленных должностными лицами Росалкогольрегулирования, в органы Роспотребнадзора
исключено.
Кроме того, органы, осуществляющие
государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, наделены полномочиями по рассмотрению
дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16,
частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.13 КоАП.
Вместе с тем, к области контроля и
надзора Росалкогольрегулирования в полной мере будут относиться только те
административные правонарушения, которые связаны с нарушениями порядка
декларирования объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртсодержащей продукции, а также нарушениями требований по соблюдению объемов
(квот) производства и оборота такой продукции.
Данные правонарушения предусмотрены
следующими статьями КоАП:
- статьей 14.17 (незаконное производство,
поставка или закупка этилового спирта);
- статьей 14.19 (нарушение установленного
порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
- статьей 15.13 (уклонение от подачи
декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта).
Перечисленные составы административных
правонарушений к полномочиям Роспотребнадзора не относятся.
Что касается полномочий
Росалкогольрегулирования по рассмотрению дел об административных
правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП, то данные
правонарушения связаны с нарушениями правил розничной продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции, контроль (надзор) за соблюдением которых не
относится к полномочиям указанной Службы в соответствии с пунктом 5.4 Положения
о ней.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО