ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 28 февраля 2005 г. N 0100/1352-05-32
О ХОДЕ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ ГРАЖДАН НА ЛЬГОТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ (ПИСЬМО РОСПОТРЕБНАДЗОРА
ОТ 28.01.2005 N 0100/580-05-32)
Как показывает анализ информации,
поступившей в Федеральную службу 11 - 14 февраля 2005 года, в период с 7 по 11
февраля 2005 года территориальные органы в рамках выполнения поручения,
содержащегося в письме Роспотребнадзора от 28.01.2005 N 0100/580-05-32,
основное внимание уделяли проведению соответствующих контрольно-надзорных
мероприятий.
В целом за вторую неделю проверки
соблюдения территориальными управлениями Роспотребнадзора прав граждан на
льготное обеспечение лекарственными средствами ими было проверено (по
сведениям, поступившим из 76 субъектов Российской Федерации) около 1 тыс.
лечебных и лечебно-профилактических учреждений и почти 800 аптечных учреждений.
При этом из общего числа проверок 277
приходится на Ростовскую область, а в трех регионах общее число проверенных
объектов составило более ста: Республика Дагестан - 145; Алтайский край - 104;
Ярославская область - 101.
В девяти субъектах Российской Федерации
за отчетный период времени было проверено более пятидесяти лечебных,
лечебно-профилактических и аптечных учреждений, в том числе: по Челябинской
области - 88, по Рязанской области - 87, по Воронежской области - 76, по г.
Санкт-Петербургу - 72, по Республике Башкортостан - 67, по Ивановской области -
62, по Тамбовской области - 62, по Нижегородской области - 55, по Пермской
области - 51.
В то же время в донесениях целого ряда
территориальных управлений отсутствует какая-либо информация о проверках
аптечных учреждений. В частности, сведения на этот счет не представили
Адыгейское, Вологодское, Кемеровское, Курганское, Новгородское, Новосибирское,
Самарское, Томское, Тульское ТУ Роспотребнадзора. Из информации же
территориальных управлений по Хабаровскому краю и Ненецкому АО следует, что
проведение соответствующих контрольно-надзорных мероприятий там за отчетную
неделю вообще не планировалось.
Во многих регионах отмечается
недостаточный, а в отдельных случаях - недопустимо низкий уровень
обеспеченности лекарственными препаратами граждан, имеющих право на
государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (относительно
их обязательной номенклатуры согласно федеральному перечню). Так, в Иркутской
области аптеки обеспечены соответствующими препаратами на 10 - 35%, в Пермской
области - на 25 - 30%, в Республике Коми - на 15 - 50%, в Карачаево-Черкесии -
на 60%, в Костромской области - на 39 - 65%, в Тамбовской области - на 70%, в
Калининградской области - на 74%, в Якутии - на 79%.
Данное обстоятельство приводит к
значительному числу так называемых отсроченных рецептов (со сроком исполнения -
10 дней), на долю которых приходится от 5 - 10% (Башкортостан, Белгородская
область, Калмыкия, Мурманская область, Ярославская область) до 30 - 50%
(Владимирская область, Волгоградская область, Республика Карелия, Челябинская
область).
В двух регионах Российской Федерации
(Республика Тыва и Корякский АО) отмечается отсутствие договоров на возмещение
расходов, связанных с льготным лекарственным обеспечением отдельных категорий
граждан, заключенных с аптечными учреждениями, а также минимальных
ассортиментных перечней лекарственных средств, в соответствии с которыми
аптечные учреждения должны осуществлять обязательный отпуск медикаментов по
бесплатным и льготным рецептам.
В то время как во многих субъектах
Российской Федерации стремятся за счет различных
административно-организационных мероприятий минимизировать издержки
складывающейся ситуации с льготным лекарственным обеспечением (например, за
счет частичного покрытия дефицита федерального бюджетного финансирования
средствами регионального бюджета, увеличения числа уполномоченных аптечных
учреждений, привлечения дополнительного контингента врачей к выписке рецептов,
перевода отдельных аптек на круглосуточный режим работы и т.д.), обращает на
себя внимание факт установления ограничения по времени на отпуск льготных
лекарственных средств (с 8.00 до 14.00), практикуемый некоторыми аптечными
учреждениями Тверской области, явившийся предметом соответствующего
административного разбирательства со стороны территориального управления
Роспотребнадзора.
При этом отмечается и относительный рост
числа соответствующих административных дел в целом.
Так, за отчетный период времени ТУ по
Курской области было возбуждено 8 дел об административных правонарушениях,
связанных с несоблюдением прав граждан на льготное лекарственное обеспечение,
ТУ по Республике Коми - 7, ТУ по Воронежской области - 4, ТУ по Республике
Марий Эл и Чувашской Республике - по 2. Десять административных штрафов на
общую сумму 20 тыс. рублей наложено территориальным управлением по Республике
Дагестан.
В то же время обращаю внимание
территориальных управлений Роспотребнадзора на нижеследующие обстоятельства,
связанные с правоприменением статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (КоАП РФ).
Представление об устранении причин и
условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вносится
в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу
должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении
(т.е. руководителем территориального управления Роспотребнадзора или его
заместителем), при установлении причин административного правонарушения и
условий, способствовавших его совершению (часть 1 статьи 29.13 КоАП РФ).
Решение о внесении указанного
представления принимается в ходе рассмотрения дела об административном
правонарушении (глава 29 КоАП РФ), в основе которого в обязательном порядке
должен лежать протокол об административном правонарушении. С учетом данного обстоятельства
практика выдачи (внесения) отдельными территориальными управлениями (по
Оренбургской области, по Тамбовской области, по Республике Хакасия)
представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению
административного правонарушения, при условии отсутствия протокола об
административном правонарушении, подтверждающего факт его совершения, является
недопустимой.
С учетом вышеизложенного территориальным
управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека необходимо:
1) повысить эффективность и действенность
контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных письмами Роспотребнадзора от
28.01.2005 N 0100/580-05-32 и от 08.02.2005 N 0100/870-05-32, обеспечив
предоставление в установленный срок соответствующей информации о проделанной
работе;
2) применять по каждому факту виновного
непредоставления гражданам соответствующих льгот и преимуществ, связанных с их
лекарственным обеспечением (в рамках практической реализации Федерального
закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), меры административного воздействия
исключительно в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО