МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 24 мая 2009 г. N 01/7076-9-32
О ТЕХНИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ВОЗ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека направляет технические
рекомендации ВОЗ о порядке действий на воздушном транспорте при обнаружении
лиц, заболевших гриппом A(H1N1), разработаны в сотрудничестве с Международной
организацией гражданской авиации и Международной ассоциацией воздушного
транспорта.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ВОЗ О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ЛИЦ, ЗАБОЛЕВШИХ ГРИППОМ A(H1N1)
Разработаны в сотрудничестве с
Международной организацией гражданской авиации и Международной ассоциацией
воздушного транспорта
I. Введение
Данный документ входит в ряд руководящих
документов, издаваемых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в ответ на
"чрезвычайную ситуацию в сфере здравоохранения международного
масштаба", связанную с новым гриппом A(H1N1), как было определено
Генеральным директором ВОЗ 25 апреля 2009 г. Эти документы регулярно обновляются
и доступны на веб-сайте ВОЗ <2>.
--------------------------------
<2> См.: Веб-страница ВОЗ по
готовности к эпидемии гриппа A(H1N1) и ответным действиям. Доступнона: http//:www.who.int/csr/
disease/swineflu/en/index.html.
Данный руководящий документ адресован
Национальным местным пунктам, ответственным за выполнение Международных
медико-санитарных правил (ММСП (2005))(1), и компетентным национальным органам
здравоохранения в аэропортах прибытия, а также владельцам аэропортов,
эксплуатантам воздушных судов, персоналу аэропортов, членам экипажа и другим
заинтересованным сторонам, связанным с воздушным транспортом.
С принятием ММСП (2005) Всемирной
ассамблеей здравоохранения в мае 2005 г. страны-участницы договорились
развивать, укреплять и поддерживать возможности для наблюдения, представления
отчетов, уведомления, подтверждения, реагирования и сотрудничества, включая
деятельность, касающуюся аэропортов прибытия. Сюда входит планирование на
случай чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения, направленное на
предотвращение рисков для общественного здоровья вследствие распространения
заболевания во многих странах из-за политики невмешательства в работу
международного транспорта и торговлю. Страны-участницы также имеют
обязательства по выполнению здравоохранительных мер в отношении международных
туристов, торговли и транспорта, наблюдению и представлению отчетов в ВОЗ,
организации ответных действий в сфере здравоохранения и в других областях.
Была созвана группа внутренних и
приглашенных экспертов для разработки руководства по действиям в чрезвычайных
ситуациях, связанных со случаями нового гриппа A(H1N1) на воздушном транспорте.
Эта техническая консультативная группа состояла из профессионалов, имеющих
знания и опыт работы в области авиационной медицины, гигиены и санитарии в
авиации, профессионального здоровья, предотвращении инфекций и контроля
заболеваний. Были разработаны Рекомендации для обеспечения стран актуальным
руководством по ограничению воздействия на людей <3> инфекционных агентов
в аэропортах и во время воздушного путешествия и для усовершенствования
ответных действий на чрезвычайные ситуации в сфере здравоохранения путем
создания механизмов быстрого принятия мер, особенно когда случаи подозрения на
новый грипп A(H1N1) выявляются в полете.
--------------------------------
<3> Воздействие определяется как
пространственная близость и/или контакт с источником возбудителя заболевания,
при которых может произойти эффективная передача агента. Для гриппа основной
путь передачи - капли, переносимые на небольшие расстояния, контаминирующие
собой поверхности; передача на короткие расстояния может происходить через
вдыхание мелкодисперсных аэрозолей (капелек), в частности, при совместном
пребывании в одном помещении.
Данный документ был разработан после
пересмотра соответствующих существующих руководств ВОЗ по воздушным перелетам и
здоровью (2 - 4), соответствующих руководящих документов по подготовке к
пандемии гриппа и ответным действиям (5 - 9) и имеющегося руководства по
вспышке данного гриппа A(H1N1) <4> и других документов (10 - 15),
обеспечивающих международное и национальное руководство по воздушным перелетам
и здоровью, а также после рассмотрения и обсуждения мнений экспертов.
--------------------------------
<4> См.: Раздел "Ссылки",
с. 17.
Мнения, опыт и проект рекомендаций были
рассмотрены группой экспертов на нескольких заседаниях в штаб-квартире ВОЗ,
Женева, с 27 апреля по 6 мая 2009 г. Эксперты ВОЗ, Международной организации
гражданской авиации (ICAO) и Международной ассоциации воздушного транспорта
(IATA) оценили комментарии, предложенные экспертами, обеспечивающими
руководство в случае расхождения мнений и надзор за внесением поправок и
окончательным оформлением документа. Рекомендации были рассмотрены и
окончательно оформлены 7 мая 2009 г.
Данный документ объединяет рекомендации
существующих руководств по воздушным перелетам и здоровью, а также
специфических руководств ВОЗ в отношении гриппа A(H1N1), применимых к
воздушному транспорту, и намечает некоторые меры, которые должны приниматься
владельцами аэропортов, эксплуатантами воздушных судов, персоналом аэропортов,
членами экипажа и национальными властями. Оно может использоваться в сочетании
с документом Руководство по гигиене и санитарии в авиации (Guide to Hygiene and
Sanitation in Aviation), 3-е издание <5>. Полезное руководство по данному
вопросу имеется также на веб-сайтах Международной организации гражданской
авиации (http://www.icao.int) и Международной ассоциации воздушного транспорта
(www.iata.org).
--------------------------------
<5> См.: Руководство по гигиене и
санитарии в авиации (Guide to Hygiene and Sanitation in Aviation), 2009.
Geneva: Всемирная организация здравоохранения. Доступно на:
http://www.who.int/water_sanitation_health/hygiene/ships/en.
Руководство, содержащееся в данном
документе, должно быть адаптировано к местной ситуации, национальным и
международным правилам и руководствам, заключающимся в национальных планах
подготовки к пандемии. Прежде всего, в нем рассматриваются аспекты оказания
первой помощи при полете и в аэропортах; оно обеспечивает планирование на
случай чрезвычайных ситуаций в целях контроля риска для общественного здоровья
и во избежание нежелательного вмешательства в работу международного транспорта
и торговлю. Оно не направлено на рассмотрение всех вопросов здравоохранения,
правил и положений в отношении работы воздушного транспорта или аэропортов.
Использование данного документа должно
обеспечить большую предсказуемость результатов мероприятий, проводимых разнообразными
заинтересованными сторонами (включая организации в государственном и частном
секторах) и способствовать выполнению соответствующих действий в случае
подозрения на новый грипп A(H1N1).
II. Порядок
действий во время полета
В этой части документа содержится
основная схема реагирования для экипажа самолета, занятого обслуживанием
пассажиров (бортпроводников), призванная помочь им обращаться с человеком,
имеющим гриппоподобные симптомы, чтобы ограничить возможность передачи на борту
и подготовиться к последующим действиям с руководством аэропорта и
руководителями местных органов здравоохранения в пункте назначения.
Вероятность того, что человек страдает
инфекционным заболеванием, повышается, если у него повышенная температура (38
°C или выше) в сочетании с одним или несколькими из следующих признаков или
симптомов: явно болезненный вид; непрекращающийся кашель; затрудненное дыхание;
непрекращающаяся диарея; непрекращающаяся рвота; сыпь; синяки или кровотечения
без каких-либо повреждений или приступ спутанности сознания. В такой ситуации
бортпроводники должны также считать подозрительным любого пассажира с
повышенной температурой и одним из гриппоподобных признаков и симптомов
(повышенная температура, кашель, головная боль, мышечная боль, боль в горле, насморк
и иногда рвота или диарея).
Действия
бортпроводников
Необходимо уделить непосредственное
внимание людям на борту, которые могут страдать инфекционным заболеванием,
особенно если у них гриппоподобные признаки и симптомы. Более подробно советы
для бортпроводников описаны в Блоке 1.
<*> Руководствопогигиенеисанитариивавиации, исправленныйпроект 2009 г., Geneva: Всемирнаяорганизацияздравоохранения. Доступно
на: http://www.who.int/water_sanitation_health/hygiene/ships/en/.
<**> Надлежащая гигиена рук: Общий
термин, относящийся к любому действию по дезинфекции рук, совершаемому при
мытье рук (либо водой с мылом, либо с дезинфицирующим средством для рук), по
крайней мере, в течение 15 секунд. Следует избегать прикасаться к лицу руками
(см. Приложение 3).
Действия командира
экипажа
Командир экипажа самолета может принять
во время полета чрезвычайные меры, необходимые для охраны здоровья и
безопасности пассажиров на борту. Событие необходимо также зафиксировать в
разделе "Медико-санитарная часть Генеральной декларации воздушного
судна", Приложение 9 <6> к ММСП.
--------------------------------
<6> Международные медико-санитарные
правила (International Health Regulations (2005), 2-е издание. Женева:
Всемирная организация здравоохранения; 2008. Доступно на:
http://whqlibdoc.who.int/publications/2008/9789241580410_eng.pdf.
Он/она должен как можно раньше до прибытия
информировать авиадиспетчерскую службу (АТС) о любых случаях, свидетельствующих
о наличии заболевания инфекционной природы или риска для здоровья людей на
борту. Авиадиспетчерская служба должна передать эту информацию немедленно или
как можно скорее компетентным органам для данного аэропорта прибытия в
соответствии с процедурами, установленными ММСП (2005), Статья 28.4 и
Процедурами ICAO для аэронавигационных служб - Управление воздушными
перевозками (PANS-ATM, Документ ICAO PANS-ATM 16.6), как показано на Рисунке 1
и в Блоке 2.
Интернет портал официальных письменных разъяснений от
органов государственной власти РФ. Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией. Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения
попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением
по аналогичной проблеме и
предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности.
Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу,
требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.