МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 21 января 2010 г. N 01/549-10-32
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.12.2008 N 294-ФЗ
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)"
В связи с вступлением в силу Федерального
закона от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления" (далее - Закон N 365-ФЗ) в Федеральный
закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) внесены
следующие изменения.
1. Расширен круг
отношений, на которые распространяется
действие Закона N 294-ФЗ
Из ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ,
определяющей сферу применения этого закона, исключены ограничивающие слова
"при осуществлении ими предпринимательской деятельности" (п.
"а" ч. 1 ст. 15 Закона N 365-ФЗ).
Таким образом, с 1 января 2010 года
действие Закона N 294-ФЗ распространяется на отношения в области организации и
осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в
отношении всех юридических лиц (коммерческих и некоммерческих) и индивидуальных
предпринимателей (за исключением случаев, указанных в частях 3 - 5 статьи 1
Закона N 294-ФЗ).
Согласно определению, приведенному в
статье 48 Гражданского кодекса РФ, юридическим лицом признается организация,
которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении
обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
К юридическим лицам, в частности,
относятся хозяйственные товарищества и общества (общества с ограниченной
ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества, полные
товарищества, товарищества на вере), производственные и потребительские
кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения,
общественные и религиозные организации (объединения), фонды, ассоциации, союзы.
2. Ужесточен
предельный общий срок проведения плановых
выездных проверок субъектов малого
предпринимательства
2.1. В соответствии с изменениями,
установленными ч. 10 ст. 15 Закона N 365-ФЗ, с 1 января 2010 года в отношении
одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения всех плановых
выездных проверок (всеми органами государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля) в течение года не может превышать пятидесяти часов для
малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия (в первоначальной
редакции ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ ограничения были установлены в отношении
каждой плановой проверки).
Необходимо обратить внимание, что данные
специальные ограничения времени проверки субъекта малого предпринимательства
действуют только в отношении плановых выездных проверок. То есть при проведении
внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не
специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней).
Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении любой
документарной проверки (как плановой, так и внеплановой), в том числе малых и
микропредприятий.
Важно также учитывать, что при расчете
времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и
микропредприятий для соблюдения ограничений, установленных п. 2 ст. 13 Закона N
294-ФЗ, в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного
нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица.
Соответственно, в данный срок (в часах)
не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после
посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и
иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте
осуществления деятельности проверяемого лица.
При выездной проверке субъекта малого
предпринимательства в акте проверки и журнале учета проверок необходимо
указывать дату, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения
проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием
места проверки).
2.2. Нарушение сроков и времени проведения
плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч.
2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ) и превышение установленных сроков проведения проверок
(в отношении любых проверенных лиц) относится к категории грубых нарушений
требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ),
влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
2.3. Согласно ст. 4 Федерального закона
от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего
предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр
юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за
исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также
индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства,
соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля
участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и
религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в
уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не
должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных
инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия,
принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами
малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять
процентов;
2) средняя численность работников за
предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные
значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и
среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти
человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых
предприятий;
в) до пятнадцати человек для
микропредприятий;
3) выручка от реализации товаров (работ,
услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость
активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за
предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения,
установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов
малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от
реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и
среднего предпринимательства" установлены следующие значения без учета
НДС:
микропредприятия - 60 млн. рублей за
предшествующий год;
малые предприятия - 400 млн. рублей за
предшествующий год;
средние предприятия - 1000 млн. рублей за
предшествующий год.
2.4. В случае сомнений в правильности
отнесения подлежащего проверке лица к категории субъектов малого или среднего
предпринимательства, во избежание нарушения прав и законных интересов
проверяемого лица, органу Роспотребнадзора при подготовке плановой проверки
рекомендуется предварительно запросить в территориальном органе ФНС России
сведения о конкретных юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном
реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных
предпринимателей, из которых, например, можно узнать место нахождения, данные
руководителей и участников (учредителей), наличие филиалов (представительств) и
т.п.
Согласно п. 24 Правил ведения Единого
государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем
сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
19.06.2002 N 438, сведения о юридических лицах, содержащиеся в указанном
государственном реестре, в электронном виде органам государственной власти
предоставляются бесплатно.
Аналогичное правило закреплено в п. 32
Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630.
Кроме того, информация, необходимая для
отнесения проверяемого лица к средним, малым или микропредприятиям (о выручке
от продажи товаров, работ, услуг; о численности работников проверяемого лица и
т.п.), содержится в формах статистической отчетности, утвержденных Приказом
Федеральной службы государственной статистики от 23.09.2008 N 235 "Об
утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации
статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год". До
проведения проверки рекомендуется запросить необходимые данные в
территориальных органах Росстата в отношении конкретных лиц, в отношении
которых планируется проверка.
3. Административные
регламенты
Устранена двойственность толкования
положений п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона N 294-ФЗ в части процедур принятия
административных регламентов проведения проверок при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона N
365-ФЗ в состав полномочий федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), включены не
только принятие, но и разработка административных регламентов проведения
проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).
К компетенции контрольных (надзорных)
федеральных органов исполнительной власти добавлены полномочия по разработке и
принятию административных регламентов взаимодействия.
4. Дополнен
перечень отдельных видов деятельности,
начало которых носит уведомительный порядок
В указанный в ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ
перечень отдельных видов предпринимательской деятельности, уведомление о начале
осуществления которых должно представляться юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в
соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнем работ
и услуг, добавлены пункты (согласно ч. 5 ст. 15 Закона N 365-ФЗ):
14) производство хлеба, хлебобулочных и
кондитерских изделий;
15) производство молока и молочной
продукции;
16) производство соковой продукции из
фруктов и овощей;
17) производство масложировой продукции;
18) производство сахара;
19) производство мукомольной продукции;
20) производство безалкогольных напитков.
5. Изменен порядок
предоставления ежегодных планов
(проектов) проведения плановых проверок в
прокуратуру
5.1. Согласно изменениям, указанным в
части 6 статьи 15 Закона N 365-ФЗ, устанавливается следующий порядок
предоставления в органы прокуратуры ежегодных планов (проектов планов)
проведения плановых проверок.
Разработанные органами Роспотребнадзора и
подписанные их руководителями (заместителями руководителей) проекты ежегодных
планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей направляются в срок до 1 сентября года, предшествующего году
проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты
ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в
них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года,
предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения
руководителям органов Роспотребнадзора о проведении совместных плановых
проверок с иными органами государственного контроля (надзора) и органами
муниципального контроля.
Органы Роспотребнадзора должны
рассмотреть указанные выше предложения органов прокуратуры и по итогам их
рассмотрения направить в соответствующие органы прокуратуры в срок до 1 ноября
года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы
проведения плановых проверок, подписанные руководителями органов
Роспотребнадзора либо их заместителями.
Органы прокуратуры в срок до 1 декабря
года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие
от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля
ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную
прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой
Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской
Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и
размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации
в сети "Интернет" (www.genproc.gov.ru) в срок до 31 декабря текущего
календарного года.
Порядок подготовки ежегодного плана
проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и
согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых
проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.
5.2. С 1 января 2011 года проведение
плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок,
относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за
собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Данное
дополнение установлено п. "в" ч. 12 ст. 15 Закона N 365-ФЗ.
6. Дополнен
перечень оснований
для проведения внеплановых проверок
В соответствии с дополнением, указанным в
ч. 7 ст. 15 Закона N 365-ФЗ, перечень оснований для проведения внеплановой
проверки, содержащийся в ч. 2 ст. 10 Закона 294-ФЗ, дополнен следующим пунктом:
"3) приказ (распоряжение)
руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в
соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации.".
7. Расширены
полномочия прокуратуры по учету
и мониторингу проводимых внеплановых выездных
проверок
Из ч. 19 ст. 10 Закона N 294-ФЗ,
уполномочивающей органы прокуратуры осуществлять учет проводимых органами государственного
контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также их ежегодный
мониторинг, исключены слова "субъектов малого и среднего
предпринимательства" (п. "г" ч. 7 ст. 15 Закона N 365-ФЗ).
Таким образом, с 1 января 2010 года
указанный выше учет и мониторинг органы прокуратуры осуществляют в отношении
любых внеплановых выездных проверок.
8. Расширен
перечень документов,
которые запрещено требовать в ходе документарной
проверки
Согласно дополнению, приведенному в ч. 8
ст. 15 Закона N 365-ФЗ, при применении документарной проверки проверяющие
должностные лица не вправе требовать у проверяемого лица не только сведения и
документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, но и сведения и
документы, которые могут быть получены проверяющим органом от иных органов
государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Необходимо учитывать, что данный
дополнительный запрет начинает действовать с 1 января 2011 года (ч. 3 ст. 19
Закона N 365-ФЗ).
9. Установлены
дополнительные требования
к экспертам и экспертным организациям
9.1. В соответствии с дополнительными
требованиями, приведенными в ч. 9 ст. 15 Закона N 365-ФЗ, органы
государственного контроля (надзора) не вправе привлекать к проведению выездной
проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов и
экспертные организации, состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с
проверяемым лицом, а также являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
С 1 января 2011 года участие в проведении
проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и
трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в
отношении которых проводятся проверки, относится к категории грубых нарушений
(ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по
заявлению проверяемого лица (п. "в" ч. 12 ст. 15 Закона N 365-ФЗ).
Привлечение экспертов и экспертных
организаций, являющихся аффилированными лицами проверяемого лица, запрещено с 1
января 2010 года.
Аффилированными лицами являются
физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность или
объективность выводов эксперта (представителя экспертной организации).
Аффилированными лицами проверяемого лица,
например, являются:
- по отношению к руководителю или иному
должностному лицу, учредителю (участнику), представителю юридического лица,
индивидуальному предпринимателю, представителю индивидуального предпринимателя
- его супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры,
усыновители и усыновленные и их аффилированные лица;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к
которой принадлежит проверяемое лицо;
- юридическое лицо, в котором проверяемое
лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества
голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или
складочный капитал вклады, доли юридического лица;
- лица, которые имеют право распоряжаться
более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие
акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли
проверяемого лица.
9.2. В соответствии с п. "а" ч.
12 ст. 15 Закона N 365-ФЗ ужесточены неблагоприятные последствия в части
привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в
установленном порядке граждан и организаций. Данные нарушения с 1 января 2011
года будут относиться к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона N 294-ФЗ),
влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
Указанный срок вступления в силу данной правовой нормы установлен ч. 3 ст. 19
Закона N 365-ФЗ.
10. Дополнены
требования к порядку организации проверки
10.1. В соответствии с требованиями п.
"а" ч. 11 ст. 15 Закона N 365-ФЗ в распоряжении о проведении проверки
помимо перечня административных регламентов проведения мероприятий по контролю
должен содержаться перечень административных регламентов взаимодействия.
Контекстный анализ позволяет сделать
вывод, что в распоряжении должны быть указаны только действующие
административные регламенты взаимодействия (если имеются), которыми должны
руководствоваться проверяющие должностные лица. При отсутствии утвержденных
административных регламентов взаимодействия информация об этом должна
содержаться в распоряжении о проведении проверки.
10.2. Обязанности должностных лиц,
проводящих проверку, дополнены обязанностью по предоставлению информации об
экспертах, экспертных организациях по требованию подлежащих проверке лиц (п.
"б" ч. 11 ст. 15 Закона N 365-ФЗ).
Прошу принять вышеизложенную информацию к
руководству в деятельности по осуществлению государственного контроля
(надзора).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО