МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 25 января 2010 г. N 01/755-10-32
О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ КОАП
В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНОСИМЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
N 380-ФЗ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с подписанием
Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее -
Федеральный закон N 380-ФЗ), который вступает в силу с 31 марта 2010 года
<*>, обращает внимание на следующее.
--------------------------------
<*> Опубликован в "Российской
газете" от 30 декабря 2009 г. N 253, в "Собрании законодательства
Российской Федерации" от 4 января 2010 г. N 1, ст. 1.
Указанным выше Законом внесены
существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - КоАП), в частности, по вопросам давности привлечения к
административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП), полномочий по проведению
административного расследования (ч. 1 ст. 28.7 КоАП), изменения внесены в
перечень составов административных правонарушений, дела о которых уполномочены
возбуждать и (или) рассматривать должностные лица Роспотребнадзора (статьи
23.13, 23.49, 28.3 КоАП), а также в перечень должностных лиц, уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях (статьи 23.13, 23.49 КоАП).
Давность привлечения к административной
ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения увеличена до 1 года со дня совершения (обнаружения)
такого правонарушения.
Кроме того, в случае выявления
правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
допускается проведение административного расследования в порядке, установленном
статьей 28.7 КоАП.
Наименования должностей должностных лиц,
уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 23.13
КоАП), защиты прав потребителей и потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49
КоАП), приведены в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, в
перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных
правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(часть 2 статьи 23.13 КоАП) и в области защиты прав потребителей и
потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49 КоАП), включены руководители
структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора и их
заместители. В связи с этим территориальным органам Роспотребнадзора следует
внести соответствующие изменения в бланки процессуальных документов,
используемых при производстве по делам об административных правонарушениях.
Изменениями, внесенными в КоАП
Федеральным законом N 380-ФЗ, предусмотрена ответственность за нарушения
законодательства о техническом регулировании, в связи с чем внесены
соответствующие дополнения в статьи 6.3, 14.4 и 19.19 КоАП.
Из составов административных
правонарушений, по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены
составлять протоколы и (или) рассматривать дела, с момента вступления в силу
Федерального закона N 380-ФЗ будут исключены три состава административных
правонарушений, предусмотренные:
- частью 2 статьи 7.8 (Самовольное
занятие земельного участка зоны санитарной охраны источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения),
- частью 2 статьи 8.6 (Уничтожение
плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил
обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и
отходами производства и потребления),
- статьей 14.3 (Нарушение
законодательства о рекламе).
Вместе с тем к полномочиям
Роспотребнадзора по рассмотрению дел будут отнесены три состава
административных правонарушений, предусмотренные:
- статьей 6.1 (Сокрытие лицом, больным
ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц,
имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими
заболеваниями),
- частью 2 статьи 8.42 (Использование
зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и
нормами),
- частью 2 статьи 14.5 (Неприменение
контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники,
которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением порядка и
условий ее регистрации и применения).
Кроме того, с 1 января 2010 года вступил
в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 121-ФЗ, в соответствии с которым
статья 14.5 КоАП разделена на две части, из которых к ведению Роспотребнадзора
в настоящее время относится только часть 1 указанной статьи КоАП. Однако со дня
вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ к ведению Роспотребнадзора будут
отнесены обе части статьи 14.5 КоАП.
С момента вступления в силу Федерального
закона N 380-ФЗ (31 марта 2010 года) должностные лица органов МВД России не
вправе составлять протоколы об административных правонарушениях,
предусмотренных статьями 6.3 - 6.7 (за нарушения санитарно-эпидемиологических
требований), частью 2 статьи 14.4 КоАП (за нарушения санитарных правил при
продаже товаров), а также будут введены ограничения полномочий милиции по
составлению протоколов по части 1 статьи 14.4, статьях 14.7 и 14.15 КоАП (см.
приложение N 2 к настоящему письму).
Кроме того, Федеральным законом от
23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации", который вступает в силу по истечении 180 дней со
дня его официального опубликования (т.е. с 27 мая 2010 года), глава 9 КоАП
дополнена статьей 9.16 "Нарушение законодательства об
энергосбережении...". При этом полномочиями рассматривать дела об
административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.16
КоАП, в соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП наделяются должностные лица
Роспотребнадзора.
Прошу принять указанные разъяснения к
руководству в деятельности при осуществлении государственного контроля
(надзора).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение N 1
к письму Роспотребнадзора
от 25.01.2010 N 01/755-10-32
ИЗМЕНЕНИЯ
ПЕРЕЧНЯ СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА И (ИЛИ) СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ О
КОТОРЫХ
УПОЛНОМОЧЕНЫ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
(с учетом Федеральных законов N N 121-ФЗ, 261-ФЗ
и 380-ФЗ)
┌────────────────────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│Составы,
предусмотренные │ Исключены
в │ Дополнение в │
Дополнение в │
│КоАП
в новой редакции. │соответствии
с│соответствии с│соответствии с│
│ │ Фед.
законом │ Фед. законом │ Фед. законом │
│Всего
- 59 составов │ N 380-ФЗ -
│ N 380-ФЗ - │
N 261-ФЗ - │
│
+ 1 (ч. 2 ст. 14.5) со дня │вступ. в силу │вступ. в силу │вступ.
в силу │
│
вступл. в силу Фед. закона │ с 31
марта │ с 31 марта
│с 27 мая 2010 │
│
N 380-ФЗ │ 2010 г.
│ 2010 г. │ г.
│
├────────────┬───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│Ст.
23.13 │6.3 │7.8 (ч. 2) │ │ │
│(составление│6.4 │8.6 (ч. 2) │ │ │
│протоколов
и│6.5 │ │ │ │
│рассмотрение│6.6 │ │ │ │
│дел) │6.7 │ │ │ │
│ │7.2 (ч. 2) │ │ │ │
│10
составов │8.2 │ │ │ │
│ │8.5 │ │ │ │
│ │8.42 (ч. 2) │ │8.42 (ч. 2) │ │
│ │14.4 (ч. 2) │ │ │ │
├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│Ст.
23.49 │9.16 (ч. 1) │ │ │9.16 (ч. 1) │
│(составление│9.16
(ч. 2) │ │ │9.16 (ч. 2) │
│протоколов
и│10.8 │ │ │ │
│рассмотрение│14.2 │ │ │ │
│дел) │14.4 (ч. 1) │ │ │ │
│ │14.5 (ч. 1) │ │ │ │
│22
состава │#14.5 (ч. 2)# │14.5 (ч. 2) │14.5 (ч. 2) │ │
│
+ 1 (ч. 2 │14.6 (ч. 1) │ │ │ │
│ст.
14.5) - │14.6 (ч. 2) │исключена │ │ │
│со
дня │14.7 │с 01.01.2010 │ │ │
│вступл.
в │14.8 (ч. 1) │(ФЗ N 121-ФЗ) │ │ │
│силу
Фед. │14.8 (ч. 2) │ │ │ │
│закона │14.8 (ч. 3) │ │ │ │
│N
380-ФЗ │14.15 │ │ │ │
│ │14.16 (ч. 3) │ │ │ │
│ │14.16 (ч. 4) │ │ │ │
│ │14.34 (ч. 2) │ │ │ │
│ │14.34 (ч. 3) │ │ │ │
│ │14.34 (ч. 4) │ │ │ │
│ │14.34 (ч. 6) │ │ │ │
│ │14.34 (ч. 7) │ │ │ │
│ │14.34 (ч. 8) │ │ │ │
│ │19.14 │ │ │ │
├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ч.
2 п. 19 │6.1 │ │6.1 │ │
│ст.
28.3 │14.26 │ │ │ │
│(составление│19.4
(ч. 1) │ │ │ │
│протоколов)
│19.5 (ч. 1) │ │ │ │
│ │19.6 │ │ │ │
│6
составов │19.7 │ │ │ │
├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ч.
2 п. 63 │6.14 │14.3 │ │ │
│ст.
28.3 │14.1 (ч. 1) │ │ │ │
│(составление│14.1
(ч. 2) │ │ │ │
│протоколов)
│14.1 (ч. 3) │ │ │ │
│ │14.1 (ч. 4) │ │ │ │
│14
составов │14.10 │ │ │ │
│ │14.16 (ч. 1) │ │ │ │
│ │14.16 (ч. 2) │ │ │ │
│ │14.34 (ч. 1) │ │ │ │
│ │14.34 (ч. 5) │ │ │ │
│ │15.12 (ч. 1) │ │ │ │
│ │15.12 (ч. 2) │ │ │ │
│ │18.17 (ч. 1) │ │ │ │
│
│19.19 (ч. 1) │ │ │ │
├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ч.
3 ст. │17.7 │ │ │ │
│28.3 │17.9 │ │ │ │
│(составление│19.20
(ч. 1) │ │ │ │
│протоколов)
│19.20 (ч. 2) │ │ │ │
│ │19.20 (ч. 3) │ │ │ │
│6
составов │19.26 │ │ │ │
├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│п.
12 ч. 5 │20.25 (ч. 1) │ │ │ │
│ст.
28.3 │ │ │ │ │
│(составление│ │ │ │ │
│протоколов)
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│1
состав │ │ │ │ │
└────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
Приложение N 2
к письму Роспотребнадзора
от 25.01.2010 N 01/755-10-32
ПЕРЕЧЕНЬ
СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
ПРОТОКОЛЫ
О КОТОРЫХ УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ) И РАССМОТРЕНИЕ КОТОРЫХ
ОТНЕСЕНО
К ПОЛНОМОЧИЯМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
(с учетом изменений, вносимых в КоАП
Федеральным законом N 380-ФЗ)
┌───────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│ Составы │
Полномочия должностных лиц органов внутренних дел │
│
административных │ (милиции) │
│ правонарушений, │
│
│ дела о которых │
│
│ рассматриваются │ │
│должностными
лицами│
│
│
Роспотребнадзора │
│
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│ 8.2
│вправе составлять
протоколы │
│ 8.5 │
│
│ 8.42 (ч. 2) │
│
│ 14.2 │ │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│ 14.4 (ч. 1) │вправе составлять протоколы только в
части соблюдения│
│ │требований
законодательства об оружии │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│ 14.7 │вправе составлять протоколы
только по обращениям │
│ │граждан │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│ 14.15 │- вправе составлять протоколы в
части нарушения │
│ │ правил продажи: │
│ │- автомобилей,
мототехники, прицепов и номерных │
│ │ агрегатов, │
│ │- изделий из
драгоценных металлов и драгоценных │
│ │ камней, │
│ │- лекарственных
препаратов и изделий медицинского │
│ │ назначения, │
│ │- товаров бытовой
химии, │
│ │- экземпляров
аудиовизуальных произведений и │
│ │ фонограмм, │
│ │- программ для
электронных вычислительных машин и баз│
│ │ данных, │
│ │- оружия и патронов к
нему, │
│ │- этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей │
│ │ продукции, а также пива и напитков,
изготавливаемых│
│ │ на его основе │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│ 14.16 (ч. 3) │вправе составлять протоколы и
рассматривать дела │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│ 14.16 (ч. 4) │вправе составлять протоколы и
рассматривать дела │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│ 19.14 │вправе составлять протоколы │
└───────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────┘