МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 12 мая 2010 г. N 01/7191-10-32
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
КАСАЮЩИХСЯ КОМПЕТЕНЦИИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В последнее время все более широкое
распространение получает практика проведения различных несанкционированных в
установленном законом порядке псевдоспортивных "игр" и
"соревнований", основанных на азарте их участников, целью которых
является выявление победителя с вручением ему соответствующего приза
(выигрыша).
Участие в таких "играх"
зачастую сознательно предполагает сопряжение с ничем не оправданным риском
причинения вреда жизни и здоровью, причем не только самим непосредственным
участникам, но и третьим лицам, так как экстремальные условия достижения
"победы", разрабатываемые организаторами, намеренно игнорируют всякие
требования безопасности.
В этой связи, поскольку фактор платного
участия в такого рода "играх" нередко приводит к неправильным выводам
о якобы оказываемых гражданам возмездных услугах и, как следствие, о
потребительской природе соответствующих правоотношений, Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает
необходимым довести нижеследующую свою позицию по данному вопросу.
Применительно к реализуемым
Роспотребнадзором и его территориальными органами функциям по контролю и
надзору в сфере защиты прав потребителей необходимо иметь в виду, что предметом
отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, так или
иначе являются вполне определенные объекты гражданских прав (ст. 128
Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), а именно - товары, работы,
услуги, приобретаемые в рамках соответствующих гражданско-правовых договоров
купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг.
При этом законодательство о защите прав
потребителей регулирует отношения между потребителем - гражданином, имеющим
намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или
использующим для личных (бытовых, семейных) нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, товары (работы, услуги), с одной стороны, и
организацией - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем,
производящими товары для реализации конечным потребителям (изготовителями),
реализующими товары потребителям по договору розничной купли-продажи
(продавцами), выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному
договору (исполнителями), - с другой стороны.
Подробно характеристика основного спектра
отношений, относящихся и не относящихся к предмету ведения законодательства о
защите прав потребителей, включая соответствующие примеры и разъяснение понятий
"товар", "работа", "услуга", была изложена в
методическом письме Роспотребнадзора от 11.03.2005 N 0100/1745-05-32 "О
направлении информационного материала по защите прав потребителей".
Согласно ст. 9 Федерального закона от
26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского
кодекса Российской Федерации" "в случаях, когда одной из сторон в
обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий
либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для
личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве
в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами,
предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав
потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми
актами".
При этом в соответствии со ст. 4 этого же
Федерального закона Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О
защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав
потребителей") применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров
в части, не противоречащей ГК РФ.
Таким образом, при наличии того, что
стороной обязательства по договору на продажу товара, выполнение работы или
оказание услуги за плату по отношению к гражданину-потребителю выступает юридическое
лицо или индивидуальный предприниматель, к отношениям, возникшим между ними в
рамках общих положений обязательственного права гражданского законодательства,
могут и будут применяться соответствующие положения Закона РФ "О защите
прав потребителей".
События же, касающиеся обстоятельств
участия граждан в разного рода конкурсах, играх, пари и т.д. с объявленным
призом, выигрышем и т.п., и возникающие в связи с этим отношения, имеющие
вполне определенное самостоятельное правовое регулирование в рамках
гражданского законодательства (главы 56, 58 ГК РФ), нормами законодательства о
защите прав потребителей не регулируются, в связи с чем их оценка с
компетенцией и полномочиями Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности
никак не связана.
В этой связи обращаем внимание на то, что
правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и
проведению азартных игр на территории Российской Федерации определены в
Федеральном законе от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании
деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N
244-ФЗ), который устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в
целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Одним из таких
ограничений, закрепленных в ч. 3 ст. 5 Закона N 244-ФЗ, служит императивный
запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети
"Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи
(соответственно любая деятельность в этой области, не отвечающая требованиям к
организаторам азартных игр, предъявляемым в рамках данного законодательного
акта, априори также будет незаконна).
Закон N 244-ФЗ, как системообразующий
источник права, дает определения целого ряда понятий, используемых в сфере
проведения азартных игр, в том числе таких, как "азартная игра",
"пари", "ставка", "выигрыш" и др., что позволяет
установить квалифицирующие признаки соответствующих отношений, по которым они в
конечном итоге идентифицируются как отношения в области игорного бизнеса.
Так, азартная игра - это основанное на
риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками
такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам,
установленным организатором азартной игры (п. 1 ст. 4 Закона N 244-ФЗ);
пари - азартная игра, при которой исход
основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими
участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры,
зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет (п.
2 ст. 4 Закона N 244-ФЗ).
Практически аналогичные определения
"азартной игры" и "пари" приведены в ст. 364 Налогового
кодекса Российской Федерации, дающего помимо прочего определение игорного
бизнеса, согласно которому это - предпринимательская деятельность, связанная с
извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде
выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся
реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Таким образом, принимая во внимание
вышеизложенное, можно констатировать, что ни азартная игра, ни пари, т.е. по
сути - любое основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или
несколькими участниками такого соглашения между собой либо с неким лицом,
соответствующим определению "организатора азартной игры" (п. 5 ст. 4
Закона N 244-ФЗ), товарами (работами, услугами) не являются в принципе и,
следовательно, предметом правоотношений, на которые распространяются нормы
законодательства о защите прав потребителей, быть не могут.
При этом понятия "выигрыш" и
"ставка", приведенные в п. 4 и п. 3 ст. 4 Закона N 244-ФЗ, по своему
правовому смыслу вполне очевидно не могут рассматриваться в качестве цены
товара (работы, услуги).
Дополнительным аргументом в пользу того,
что на отношения, связанные с организацией, проведением игр (пари) и участием в
них (даже в случае их полностью легального проведения в установленном законом
порядке), нормы законодательства о защите прав потребителей не
распространяются, служит то обстоятельство, что если согласно п. 1 ст. 17
Закона РФ "О защите прав потребителей" защита прав потребителей
осуществляется судом без каких-либо изъятий из этого общего правила, то в силу
п. 1 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с организацией игр и пари или
с участием в них, изначально не подлежат судебной защите (за исключением требований
лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы
или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а
также требований, первопричиной которых является неисполнение организатором
игры обязанности по выплате выигрыша).
Прошу учесть все вышеизложенное в своей
практической деятельности и в целях предупреждения и минимизации негативных
последствий от противоправных действий по проведению соответствующих
"игр", также недопущения вовлечения в них подростков и лиц молодого
возраста, не обладающих достаточным уровнем соответствующих знаний, которые бы
позволяли им должным образом соизмерять степень возможного физического и иного
риска от участия в подобных практиках, обеспечить доведение информации о порядке
правового регулирования отношений в области азартных игр и нераспространении
норм законодательства о защите прав потребителей на рассматриваемые отношения
до образовательных учреждений, иных заинтересованных органов и организаций.
О всех фактах, указывающих на
противоправную деятельность по организации и проведению азартных игр с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети
"Интернет", которые могут выявляться в ходе реализации функций по
контролю и надзору за соблюдением требований законодательства о защите прав
потребителей в сфере связи, необходимо своевременно ставить в известность
правоохранительные органы.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО