МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 6 июля 2010 г. N 01/9963-0-32
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, принимая во внимание
актуальность своевременного и действенного обеспечения защиты прав граждан,
вступающих в разного рода правоотношения с соответствующими хозяйствующими
субъектами в сфере как организованного, так и неорганизованного туризма, а
также учитывая необходимость минимизации связанного с этим риска причинения
имущественного вреда и/или вреда жизни (здоровью), в дополнение к ранее
направлявшимся инструктивным и информационно-методическим материалам по данной
проблематике (письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-23, от
26.05.2008 N 01/5440-8-32, от 07.08.2009 N 01/11347-9-23, от 20.04.2010 N
01/6067-0-23) обращает внимание на нижеследующее.
1. Согласно определению туристского
продукта, приведенному в статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее -
Закон N 132-ФЗ), - это "комплекс услуг по перевозке и размещению,
оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости
экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации
туристского продукта".
При этом в силу положений статьи 9 Закона
N 132-ФЗ туристский продукт как предмет соответствующих договорных отношений
туриста с туроператором (турагентом) изначально формируется по усмотрению
туроператора самостоятельно (исходя из конъюнктуры туристского рынка) в виде
оферты либо в индивидуальном порядке по заданию туриста или иного заказчика
туристского продукта.
Исходя из этого, порядок формирования
туристского продукта должен быть достоверно установлен в каждом случае, когда
возникает спор по поводу качества предоставленных услуг (в контексте соблюдения
туроператором положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N
2300-1 "О защите прав потребителей", далее - Закон N 2300-1) и
степени ответственности туроператора перед туристом и (или) иным заказчиком за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации
туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание
туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны
были оказываться или оказывались эти услуги).
Поскольку именно общая цена туристского
продукта в рублях является существенным условием договора о реализации
туристского продукта, перечень которых приведен в статье 10 Закона N 132-ФЗ, у
туроператора (турагента) отсутствует императивная обязанность указывать в
договоре о реализации туристского продукта стоимость отдельных услуг, входящих
в его состав, в частности, выделять цену услуг по перевозке. Однако как таковой
набор этих услуг, однозначно позволяющий определить потребительские свойства
конкретного туристского продукта, т.е. информация о программе пребывания,
маршруте и об условиях путешествия, средствах размещения, об условиях
проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания,
услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии
экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о
дополнительных услугах, входящих в турпродукт, также относится к существенным
условиям договора о реализации туристского продукта.
Так как ответственность туроператора по смыслу
статьи 9 Закона N 132-ФЗ ограничена "рамками" исполнения обязательств
по предоставлению только тех услуг, которые вошли в соответствующий туристский
продукт, то все факты самостоятельного приобретения туристами экскурсионных и
других услуг, изначально в него не входивших, стоимость которых была оплачена
ими дополнительно к цене туристского продукта, должны рассматриваться как иные
сделки, обязанной стороной по которым соответствующий туроператор являться не
будет.
Если такого рода случаи происходили за
пределами Российской Федерации и повлекли наступление неблагоприятных
последствий для туристов - пользователей этих услуг, то в их правовой оценке
необходимо среди прочего руководствоваться соответствующими положениями раздела
VI "Международное частное право" Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ), статья 1212 которого определяет порядок выбора
права, подлежащего применению к договору с участием потребителя. При этом
следует иметь в виду, что составляющие сферы действия права, подлежащего
применению к таким договорам, перечислены в статье 1215 ГК РФ.
Учитывая, что на практике предложения
приобрести ту или иную дополнительную от отношению к "турпакету"
услугу (к качеству (потребительским свойствам) которой в дальнейшем
предъявляется претензия) довольно часто исходят в том числе от представителей
самих туроператоров за рубежом (при этом оплата таких услуг, как правило,
происходит в иностранной валюте), следует учитывать, что "соглашение
гражданина с работником предприятия, учреждения, организации, выполняющего
работы (оказывающего услуги), о выполнении работы (оказании услуги) без
соответствующего оформления, вопреки установленным правилам, не порождает прав
и обязанностей между гражданином и этим предприятием, учреждением,
организацией, поэтому последнее не несет ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение работы (оказание услуги) либо за утрату или повреждение
переданного по такому соглашению имущества в соответствии с Законом Российской
Федерации "О защите прав потребителей". В указанном случае
имущественную ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся
выполнить работу (оказать услугу)" (пункт 27 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О
практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей").
2. Согласно положениям статьи 17 Закона N
132-ФЗ в тех случаях, "если законодательством страны (места) временного
пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской
помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент)
обязан предоставить такие гарантии".
Поэтому в рамках исполнения обязанности
по предоставлению туристу и (или) иному заказчику достоверной информации об
основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного
пребывания, туроператор (турагент) при заключении договора о реализации
туристского продукта в целях обеспечения безопасности туризма (статья 14 Закона
N 132-ФЗ) обязан, в том числе, сообщить о соответствующих медицинских правилах
пребывания в той или иной стране.
В настоящее время наличие полиса
медицинского страхования (а именно страхование туристов на случай внезапного
заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления
соответствующих гарантий медицинской помощи) для въезда граждан России на
территорию ряда иностранных государств - обязательное условие. Такое требование
установлено Австрией, Бельгией, Грецией, Данией, Исландией, Испанией, Италией,
Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Францией, ФРГ, Финляндией,
Швецией, Израилем, Литвой, Чехией и Эстонией (введение этого условия
рассматривается также и другими государствами). При этом полис медицинского
страхования, действительный на весь срок пребывания за границей, представляется
уже при обращении за визами этих государств.
В соответствии с требованиями статьи 17
Закона N 132-ФЗ страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской
помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая
непосредственно в стране (месте) временного пребывания, а сам страховой полис
оформляется на русском языке и государственном языке страны временного
пребывания. Информацию о том, полисы каких российских страховых организаций
принимаются к рассмотрению, можно получить в консульских отделах посольств и
генеральных консульствах (консульствах) вышеперечисленных государств на
территории Российской Федерации.
При въезде граждан Российской Федерации в
другие государства (кроме указанных) соответствующее медицинское страхование
осуществляется на добровольной основе, поскольку в силу пункта 2 статьи 935 ГК
РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на
гражданина по закону.
Учитывая изложенное и принимая во
внимание тот факт, что услуги, связанные с получением медицинского полиса, в
состав туристского продукта не входят, предложение со стороны туроператора
(турагента) по заключению соответствующего договора страхования, при надлежащем
его оформлении, как правило, не должно рассматриваться как навязывание платных
дополнительных услуг в контексте правового смысла статьи 16 Закона N 2300-1,
поскольку медицинская страховка (применительно к случаям, когда ее наличие не
является обязательным условием въезда в страну) служит гарантией минимизации
возможных рисков и расходов в случае болезни или несчастного случая, что
отвечает правилам, касающимся обязанности исполнителя по обеспечению права
потребителя на безопасность услуг (статья 7 Закона N 2300-1).
Также следует иметь в виду, что согласно
положениям статьи 17 Закона N 132-ФЗ по требованию туриста туроператор
(турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных
рисков, связанных с совершением путешествия.
Прошу учесть названные аспекты правового
регулирования отношений в сфере туризма при оказании как консультативной, так и
практической помощи гражданам в защите их прав на основе имеющихся у
Роспотребнадзора полномочий.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО