ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 22 ноября 2010 г. N 01/16400-0-32
О РАЗЪЯСНЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ N 3 В САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03
В связи с вводом в действие изменений N 3
в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (редакция от 2008
года), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека проведен анализ выполнения данного документа.
Результат окончательного установления
размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II
классов опасности, принятых постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации с последующей регистрацией в Минюсте России,
показал, что натурными (лабораторными) исследованиями загрязнения атмосферного
воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух подтверждены параметры
санитарно-защитных зон, полученные расчетным путем более чем в 99% случаев.
В связи с необходимостью дальнейшего
упрощения, снятия административных барьеров и избыточных требований при
установлении размеров санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) для промышленных
объектов и производств, внесены изменения N 3 в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,
сооружений и иных объектов" в новой редакции.
Из главы I, пункта 1.2, абзаца I
"Требования настоящих правил" исключены слова "и действующих
промышленных объектов и производств".
В связи с этим разъясняем следующее.
Не устанавливаются размеры и границы СЗЗ
для действующих промышленных объектов и производств:
- для которых уже была установлена СЗЗ на
основании ранее действовавших нормативных документов;
- если расстояния от границы территории
промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет
ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его;
- для объектов, которые в течение
последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества источников
выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии
обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического
воздействия на атмосферный воздух;
- для объектов, расположенных на удалении
от нормируемых территорий на расстояние 10 и более км, при условии, что в
радиусе 1000 м от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья
коренных малочисленных народов, другие нормируемые территории, перспективная
жилая застройка, в соответствии с генеральным планом развития городского или
сельского поселения, не будет приближаться к границе ориентировочной
санитарно-защитной зоны предприятия;
- для объектов, расположенных в
промышленной зоне и не имеющих непосредственных границ с нормируемыми
территориями. Для группы промышленных объектов и производств устанавливается
единая санитарно-защитная зона.
Устанавливаются санитарно-защитные зоны:
- для вновь строящихся, реконструируемых
промышленных объектов и производств, объектов, находящихся в стадии
технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических
процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории Российской
Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и
здоровье человека;
- для действующих промышленных объектов и
производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке
или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ,
деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для
здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных
излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные
жалобы населения;
- для действующего объекта или
производства в случае принятия решения Администрацией городского или сельского
поселения, обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с просьбой об
установлении санитарно-защитной зоны.
При размещении объектов малого бизнеса,
относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной
ситуации, при невозможности соблюдения размеров ориентировочной СЗЗ, необходимо
обосновать размещение таких объектов ориентировочными расчетами ожидаемого
загрязнения атмосферного воздуха и акустическим расчетами. Проект
санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования атмосферного
воздуха и измерения уровней шума не проводятся.
Для действующих объектов малого бизнеса V
класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные
исследований атмосферного воздуха и измерений физического воздействия на
атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий и
социально-гигиенического мониторинга. Проект организации санитарно-защитной
зоны не разрабатывается. В случае поступления обоснованных обращений населения
об ухудшении условий проживания, связанном с деятельностью предприятия,
необходимо предъявить требования по выполнению мероприятий по сокращению
выбросов загрязняющих веществ и/или снижению уровней шума.
Для предприятий I, II, III классов
опасности при установлении санитарно-защитных зон отменено проведение не менее
чем годовых натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней
физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитных
зон. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе
санитарно-защитной зоны, жилой застройки и других нормируемых территорий
являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений
уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках проведения
надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
Вместе с тем информируем, что натурные
исследования и измерения на границе жилой застройки и расчетной СЗЗ проводятся:
- для аэропортов, аэродромов, вертодромов
- по лимитирующему фактору (шум); количество измерений определяется в каждом
конкретном случае с учетом интенсивности работы аэропорта (количество
взлет-посадок и взлетно-посадочных полос);
- для групп промышленных предприятий
(промышленных зон), в состав которых входят объекты I, II классов опасности, в
выбросах которых содержатся вещества I класса опасности, а также вещества с
доказанной канцерогенностью - всего 20 натурных исследований загрязнений
атмосферного воздуха в год, проводимых посезонно, по приоритетным веществам,
расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных
измерений физических факторов воздействия на атмосферных воздух (всего 8
исследований в год, проводимых посезонно);
- для крупных химических, нефтехимических
комплексов, металлургических комбинатов с полным технологическим циклом (от
добычи руды до выплавки металла) - всего 20 натурных исследований загрязнений
атмосферного воздуха в год, проводимых посезонно, по приоритетным веществам,
расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных
измерений физических факторов воздействия на атмосферных воздух (всего 8
исследований в год, проводимых посезонно).
Работы по оценке риска для здоровья
населения не проводятся:
- для животноводческих и птицеводческих
предприятий (при сопоставлении размеров и границ СЗЗ указанных объектов и
производств, полученных расчетным путем и по результатам работ по оценке риска,
различий не выявлено);
- для кладбищ (при сопоставлении размеров
и границ СЗЗ указанных объектов и производств, полученных расчетным путем и по
результатам работ по оценке риска, различий не выявлено);
- для промышленных объектов и
производств, расстояние от границы территории которых до границы нормируемых
территорий в 2 и более раза превышает ориентировочную санитарно-защитную зону.
Размещение жилой и другой нормируемой
застройки в границах ориентировочных санитарно-защитных зон действующих
предприятий, производств, сооружений и иных объектов не допускается.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО