МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 31 октября 2011 г. N 01/13750-1-32
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 19.07.2011 N 248-ФЗ
В связи со вступлением в силу с 21
октября 2011 года Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
реализацией положений Федерального закона "О техническом
регулировании" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает о
следующих изменениях действующего законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия.
I. Внесены
изменения в Федеральный закон
от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения"
1) В соответствии с подпунктом
"а" пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ введено понятие
санитарно-эпидемиологических требований, которые в действующей редакции абзаца
десятого статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный
закон N 52-ФЗ) определены как "обязательные требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий
деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных
предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений,
помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает
угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения
заболеваний и которые устанавливаются государственными
санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее -
санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с
требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки,
реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые
устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными
договорами Российской Федерации, и техническими регламентами".
Согласно абзацу третьему статьи 1
Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам между Правительством
Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством
Республики Казахстан от 11.12.2009 санитарно-эпидемиологический надзор
(контроль) - деятельность уполномоченных органов, направленная на
предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований,
установленных нормативными правовыми актами Таможенного союза и
законодательством государств Сторон в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
В силу части 4 статьи 15 Конституции
Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее
правовой системы.
В соответствии с абзацами вторым, третьим
пункта 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ (в редакции подпунктов
"а", "б" пункта 18 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ)
при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе
возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право
давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения
ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений
санитарно-эпидемиологических требований, а также о прекращении реализации не
соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе
продовольственного сырья и пищевых продуктов.
2) В соответствии с пунктом 15 статьи 31
Федерального закона N 248-ФЗ из пункта 2 статьи 40 Федерального закона N 52-ФЗ
исключены следующие виды деятельности, обязательным условием для принятия решения
о выдаче лицензии на которые является представление соискателем лицензии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам
зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества,
которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления данных
видов деятельности:
производство и оборот этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производство лекарственных средств;
деятельность, связанная с использованием
возбудителей инфекционных болезней;
деятельность, связанная с использованием
источников ионизирующего излучения.
Таким образом, в целях лицензирования с
21 октября 2011 года возможна выдача санитарно-эпидемиологических заключений
при осуществлении следующих видов деятельности:
медицинская и фармацевтическая
деятельность;
деятельность в области обращения с
ядерными материалами и радиоактивными веществами;
деятельность по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;
образовательная деятельность.
При этом необходимо отметить, что в силу
пункта 2 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ помимо вышеуказанных заключений
также выдаются предусмотренные статьями 18, 20, 26 - 28 данного Федерального
закона санитарно-эпидемиологические заключения не в целях лицензирования.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 4
пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона от
18.07.2011 N 218-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) для получения
лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в
лицензирующий орган заключение специально уполномоченных государственных
органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений
заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям. В случае, если указанные
документы не представлены заявителем, данные документы (сведения, содержащиеся
в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Из системного анализа пункта 2 статьи 42
Федерального закона N 52-ФЗ в сложившейся правоприменительной системе не
следует запрет на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз,
расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок
соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований помимо
установленных Федеральным законом N 52-ФЗ случаев, когда на основании указанных
видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований
выдаются санитарно-эпидемиологические заключения.
В свою очередь, в соответствии с пунктом
1 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды
оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут
проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными
организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Ввиду вышеизложенного, до внесения
изменений в законодательство в случае получения заявлений юридических лиц о
выдаче указанного в Федеральном законе N 171-ФЗ заключения о соответствии
стационарных торговых объектов и складских помещений
санитарно-эпидемиологическим требованиям, территориальными органами
Роспотребнадзора может выдаваться ответ в порядке, установленном для
рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, содержащий заключение о
соответствии (несоответствии) стационарных торговых объектов и складских
помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям.
3) Согласно пункту 2 статьи 28
Федерального закона N 52-ФЗ (в редакции пункта 12 статьи 31 Федерального закона
N 248-ФЗ) программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются
к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.
Использование технических,
аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и
иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их
соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, что может быть проверено
в ходе проведения мероприятий по контролю в порядке, установленном Федеральным
законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля".
4) В соответствии с подпунктом
"а" пункта 5 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ утратил силу
пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 52-ФЗ, предусматривавший предоставление
земельных участков для строительства при наличии санитарно-эпидемиологических
заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков
санитарным правилам.
О других изменениях в порядок выдачи
санитарно-эпидемиологических заключений ранее сообщалось в письме
Роспотребнадзора от 08.08.2011 N 01/10020-1-32 "Об изменениях
законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от
18.07.2011 N 242-ФЗ".
II. Внесены
изменения в Федеральный закон
от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и
безопасности
пищевых продуктов"
5) Подпунктом "б" пункта 10
статьи 36 Федерального закона N 248-ФЗ отменено требование наличия оформленного
в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные или
специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов,
которое ранее содержалось в пункте 4 статьи 19 Федерального закона от
02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
(далее - Федеральный закон N 29-ФЗ).
Пункт 4 статьи 19 Федерального закона N
29-ФЗ в редакции, действующей с 21 октября 2011 года, сформулирован следующим
образом:
"Для перевозок пищевых продуктов
должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные
для таких целей транспортные средства".
Рассмотренные нормы, содержащиеся в
Федеральных законах, в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации
имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь, нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение
федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений
Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства
Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной
власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
13.08.1997 N 1009).
В связи с вышеизложенным указанные акты в
части требований наличия санитарного паспорта на специально предназначенные или
специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов
с 21 октября 2011 года не применяются.
Обязанность контроля технического и
санитарно-гигиенического состояния указанных транспортных средств
законодательством возложена на перевозчика.
Так, например, в соответствии с частью 1
статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав
железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность
подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик
обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков
ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и
продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры
со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных
приспособлений для крепления.
III. Внесены
изменения в Федеральный закон
от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и
похоронном деле"
6) В соответствии со статьей 17
Федерального закона N 248-ФЗ пункт 6 статьи 17 Федерального закона от 12 января
1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" изложен в следующей
редакции:
"6. Используемые при погребении
предметы и вещества (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества) должны
соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в
области охраны окружающей среды.".
Таким образом, исключены требования о
наличии сертификатов, подтверждающих санитарно-гигиеническую безопасность используемых
при погребении предметов и веществ.
IV. Признан
утратившим силу Федеральный закон
от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном
надзоре
и контроле за качеством и безопасностью зерна
и продуктов его переработки"
7) В соответствии с пунктами 3, 7 статьи
48 Федерального закона N 248-ФЗ признаны утратившими силу Федеральный закон от
05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и
безопасностью зерна и продуктов его переработки" и статья 2 Федерального
закона от 16 марта 2006 года N 41-ФЗ "О внесении изменений в главу VI
Закона Российской Федерации "О зерне", Федеральный закон "О
государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и
продуктов его переработки" и Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях".
Таким образом, утратили силу положения об
обязательной сертификации муки, макаронных и хлебобулочных изделий, а также
запрет на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации указанной
продукции в отсутствие сертификатов качества, предусмотренных вышеуказанными
Федеральными законами.
Соответствующие полномочия
Роспотребнадзора, включая установленные Положением о Федеральной службе по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, и
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 305 "О
мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством и
безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий" с 21 октября
2011 года не реализуются.
В вышеуказанные акты внесены изменения
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 "О
Федеральной службе по аккредитации", вступающим в силу с 1 ноября 2011
года.
В соответствии с пунктом 2 Положения о
порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке
(подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза,
утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319, пунктом
3 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании" и разделами 9110, 9149, 9282 Единого перечня продукции,
подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о
соответствии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
01.12.2009 N 982, документом, подтверждающим установленные законодательством
Таможенного союза ограничения в отношении муки, макаронных и хлебобулочных
изделий, является декларация о соответствии.
Территориальными органами
Роспотребнадзора осуществляется текущий надзор за качеством и безопасностью
муки, макаронных и хлебобулочных изделий в пределах полномочий, установленных
Федеральным законом N 52-ФЗ.
Прошу принять настоящее письмо к сведению
и обеспечить осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического
надзора с учетом изменений, внесенных в законодательство Федеральным законом N
248-ФЗ.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО