МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 30 июня 2006 г. N 0100/7168-06-32
О РАССЛЕДОВАНИИ ОСТРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав материалы о
состоянии расследования острых профессиональных отравлений в Российской
Федерации за 2001 - 2005 годы, сообщает.
За период с 2001 по 2005 гг. было
зарегистрировано 396 случаев острых профессиональных отравлений, из них 30 - со
смертельным исходом, и 674 пострадавших, из них 162 - женщины. Указанные
отравления зарегистрированы в 56 субъектах Российской Федерации.
Наибольшее число случаев острых
отравлений и пострадавших зарегистрировано: в Республике Татарстан (23 случая и
35 пострадавших), Алтайском крае (соответственно 19 и 22), Красноярском крае
(10 и 23), Пермской области (46 и 51), Свердловской области (28 и 67),
Нижегородской области (20 и 21), Самарской области (18 и 24), Архангельской
области (16 и 38), Астраханской области (15 и 25), Иркутской области (14 и 39),
Липецкой области (14 и 19), Кемеровской области (13 и 25), Челябинской области
(11 и 17), Тульской области (10 и 20), г. Москве (12 и 20).
От воздействия химических веществ острые
отравления регистрировались в основном у работников химической промышленности,
цветной и черной металлургии, жилищно-коммунального хозяйства (на
водопроводно-канализационных системах), сельского хозяйства.
Групповые случаи (с числом пострадавших 2
и более человек) острых отравлений ежегодно регистрируются в цветной
металлургии, жилищно-коммунальном хозяйстве, химической, газовой промышленности,
тракторном и сельскохозяйственном машиностроении. За анализируемый период
зарегистрировано 83 групповых случая с числом пострадавших 284 человека.
Основные вещества, послужившие причиной
отравлений, - углерода оксид, хлор, двуокись углерода, сероводород, аммиак,
формальдегид, диоксид серы, фенол, кислоты, гербициды и фунгициды.
Возрастной состав пострадавших
свидетельствует о большой частоте случаев острых отравлений у работников
активного трудоспособного возраста: до 20 лет - 12 человек, 20 - 29 лет - 116,
30 - 39 лет - 121, 40 - 49 лет - 173, 50 - 59 лет - 71, 60 лет и старше - 14
человек.
Возникновение острых профзаболеваний
(отравлений) обусловлено нарушением правил техники безопасности (28,8 - 37,2%),
авариями (14,4 - 25,8%), несовершенством технологических процессов (5,1 -
14,4%), отступлениями от технологического регламента (6,4 - 13,5%),
неприменением средств индивидуальной защиты (6,3 - 7,8%).
Следует отметить серьезные нарушения
порядка извещения, расследования и учета острых профессиональных отравлений.
Так, в учреждения Роспотребнадзора были
направлены извещения по отмененным формам, утвержденным Минздравом СССР в 1980,
1978 и даже в 1954 году (Пермская, Иркутская, Калужская, Самарская, Курганская,
Кемеровская области, Республика Чувашия, Хабаровский край и др.). Кроме того,
использовались бланки "Об острозаразном заболевании", "О реакции
на прививку", форма N 58-1/у "Экстренное извещение о случае острого
отравления химической этиологии", утвержденная Приказом N 460 от
29.12.2000 "Об утверждении учетной документации токсикологического
мониторинга" (Пермская, Оренбургская, Свердловская, Мурманская, Самарская,
Иркутская области), часть извещений оформлена небрежно, без заполнения всех
пунктов.
В соответствии с действующим порядком, в
течение первых суток, в территориальные органы Роспотребнадзора из
лечебно-профилактических учреждений поступили извещения лишь на 43,6%
пострадавших (294 человека). В остальных случаях извещения были получены в
срок: от 2 до 7 дней - 122 человека, от 8 дней до 1 месяца - на 72 человека, 1
месяц и более - на 17 человек (Республика Татарстан, Вологодская, Самарская
области, Приморский, Красноярский края, г. Москва). В 25% случаев срок
поступления извещения не указан.
В 181 акте о случаях острых
профессиональных заболеваний не указано наименование учреждения, направившего
извещение, что повлекло нарушение сроков расследования или невозможность
расследования, недостоверность учета случаев профессиональных отравлений.
Основными недостатками составления
санитарно-гигиенических характеристик и актов о случаях профессиональных
заболеваний являются: противоречивость приводимых в характеристиках и актах
данных; неполное изложение обстоятельств и условий возникновения заболеваний
(отравлений), отступления от установленных требований оформления и
несвоевременное составление этих документов.
30% актов расследования острых
профессиональных заболеваний, оформленных за анализируемый период, составлены с
нарушениями законодательства Российской Федерации (Ставропольский,
Красноярский, Приморский края и др.).
В большинстве случаев при проведении
расследований не в полной мере проводятся необходимые
лабораторно-инструментальные исследования уровней производственных факторов, не
проводится их объективная оценка.
По вине работодателей, в ряде случаев, в
работе комиссий по расследованию и оформлению актов профзаболеваний участвовали
только представители Роспотребнадзора, без привлечения других заинтересованных
организаций.
Без привлечения в необходимых случаях
представителей заинтересованных лечебно-профилактических учреждений,
территориальных органов Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора,
судебно-медицинской экспертизы и других оформлено 80% актов, что является
нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000
г. N 967. Представители территориальных органов Роструда приняли участие в
расследовании лишь 17,5% случаев.
Работа по переоформлению или
восстановлению утраченных санитарно-гигиенических характеристик условий труда
работника, актов о случае профессионального заболевания, проводимая
территориальными управлениями Роспотребнадзора и Федеральной службой по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по жалобам работников,
работодателей, органов социальной защиты, свидетельствует о серьезных
нарушениях законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения
установленного порядка расследования и учета острых профессиональных
заболеваний в субъектах Российской Федерации:
1. Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному
транспорту предлагаю:
1.1. Усилить контроль за мероприятиями по
государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических
веществ, применяемых в подведомственных организациях и предприятиях.
1.2. Выдавать
санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности (работы, услуги),
продукцию, проектную документацию в субъектах Российской Федерации при
безусловном их соответствии действующему санитарному законодательству.
1.3. Усилить надзор и контроль, в
пределах компетенции службы, за организацией и проведением обязательных
предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров
работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными
производственными факторами, сроками их проведения при использовании на
производствах потенциально опасных химических и биологических веществ.
1.4. Обеспечить контроль за своевременным
направлением извещений учреждениями здравоохранения об установлении
предварительного диагноза острого или хронического профессионального
заболевания (отравления); об установлении, изменении или отмене заключительного
диагноза; качеством и полнотой оформления извещений.
1.5. Повысить оперативность при
организации расследования обстоятельств и причин возникновения у работника
острого профессионального заболевания, формировании комиссии по расследованию и
оформлению акта расследования.
1.6. Проводить в необходимом объеме
санитарно-эпидемиологические экспертизы, лабораторно-инструментальные и другие
гигиенические исследования с целью оценки условий труда на рабочем месте при
составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника.
1.7. Своевременно и в полном объеме
оформлять акт о случае профессионального заболевания с указанием обстоятельств
и причин профессионального заболевания, допущенные нарушения санитарного
законодательства, иных нормативных актов.
1.8. Оперативно решать вопросы устранения
разногласий при постановке диагноза профессионального заболевания и его
расследования.
1.10. Обеспечивать сохранность и учет
документации по расследованию случаев острых профессиональных заболеваний.
1.12. Оказывать содействие работникам в
решении особо сложных случаев, касающихся вопросов установления связи
заболевания с профессией, не решенных на уровне субъектов Российской Федерации,
в ГУ "НИИ медицины труда РАМН" и Координационном центре профпатологии
Минздравсоцразвития России.
1.13. Обеспечить хранение актов о случае
профессионального заболевания и материалов расследования случаев
профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством.
1.14. Инициировать (совместно с
территориальными органами Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора,
судебно-медицинской экспертизы и другими) разработку документа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации о порядке координации и взаимодействия
заинтересованных организаций по вопросам организации профилактических
мероприятий, экспертизы связи заболевания с профессией и расследования причин
острых и хронических профессиональных заболеваний.
1.15. В соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации применять к работодателям, нарушающим
санитарные правила и гигиенические нормативы в вопросах гигиены труда и
профилактики профессиональной заболеваемости работников, меры воздействия,
препятствующие возникновению острых профессиональных и профессионально
обусловленных заболеваний.
2. Главному врачу ФГУЗ "Федеральный
центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора" усилить информационное,
юридическое и нормативное обеспечение территориальных управлений
Роспотребнадзора по вопросам профилактики и расследования профессиональных
заболеваний (отравлений); усилить контроль приема статистических форм, совершенствовать
методы анализа профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания
в целях формирования государственных информационных ресурсов.
О результатах проведенной работы прошу
доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека до 1 декабря 2006 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО