МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 сентября 2006 г. N 13/4-4738
Направляем утвержденные
"Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных
групп детей автомобильным транспортом".
Указание территориальным органам
управления Госавтоинспекции о реализации рекомендаций, в части касающейся,
дано.
Начальник Департамента
обеспечения безопасности
дорожного движения
В.Н.КИРЬЯНОВ
Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Начальник Департамента
обеспечения безопасности
дорожного движения
Министерства внутренних дел
Российской Федерации,
Главный государственный
инспектор безопасности
дорожного движения
Российской Федерации
В.Н.КИРЬЯНОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Методические рекомендации
разработаны в целях формирования единого подхода к организации и осуществлению
перевозок организованных групп детей.
2. Главными задачами настоящих
Методических рекомендаций являются:
- инкорпорация правовых норм в обеспечение
безопасности при перевозке организованных групп детей автомобильным
транспортом;
- распространение положительного опыта по
предотвращению неблагоприятного воздействия на организм детей вредных факторов
и условий, связанных с пребыванием в стационарных условиях зон обслуживания
пассажиров и в пути следования автомобильным транспортом.
3. Настоящие Методические рекомендации
применяются при осуществлении перевозок автобусами групп общей численностью
восемь и более детей.
Если пребывание водителя в автомобиле
предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два
водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха
водителя.
10. Перевозки детей дошкольного возраста
автомобильным транспортом при нахождении в пути более 4-х часов не
рекомендуются.
11. В случае, если Заказчиком выступает
детское учреждение, туристско-экскурсионные и разовые перевозки детей, как
правило, организуются только при наличии письменного разрешения вышестоящей
организации.
12. В случаях осуществления нерегулярной
(разовой) поездки в пригородную зону или в междугородном сообщении Заказчик
вправе потребовать, чтобы автобус накануне поездки был предъявлен для
внеочередной проверки технического состояния в ГИБДД.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ДЕТЕЙ
13. Для организации перевозки детей
Заказчик должен заключить договор с Исполнителем. При этом Исполнитель в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан иметь
лицензию на данный вид деятельности.
14. Если хозяйствующий субъект, в том
числе и детское учреждение, имеет собственный(е) автобус(ы), то на него также
распространяются требования всех нормативных документов, касающиеся обеспечения
безопасности перевозок детей.
15. К перевозкам групп детей допускаются
водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее
трех последних лет.
16. Перевозка детей осуществляется при
условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными
взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери
автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются
медицинские работники. Перед поездкой полномочным представителем Исполнителя
либо, как исключение, руководителем Заказчика проводится специальный инструктаж
сопровождающих и водителей на основе Положения об обеспечении безопасности
перевозок пассажиров автобусами и настоящих Методических рекомендаций.
17. Каждый автобус перед выездом на линию
должен пройти проверку технического состояния и соответствия требованиям
Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.
18. При выезде на линию к месту посадки
водитель должен лично проверить состояние автобуса.
19. При перевозке организованных групп
детей руководителем Исполнителя назначаются:
- из числа допущенных к перевозке детей
водителей - старший водитель;
- из числа специалистов работников
Исполнителя - старший автомобильной колонны.
Старший водитель, как правило, управляет
последним автобусом колонны.
20. Перед выполнением перевозок Заказчик,
не позднее 3-х суток до назначенного срока начала перевозки, представляет в
управления (отделы) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации
официальную заявку на обеспечение безопасности дорожного движения с указанием:
- даты и маршрута движения;
- графика движения, отвечающего
требованиям режима труда и отдыха водителей, включающего в себя определение
времени прохождения контрольных пунктов маршрута, места остановок и отдыха,
оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства;
- схемы трассы движения с обозначением на
них пунктов медицинской помощи, больниц и др.;
- подтверждения выделения медицинского
работника;
- марки и государственного номера
автобуса (автобусов), фамилии водителей, которые будут выполнять перевозку
детей, с приложением списков детей и лиц, их сопровождающих, утвержденных
территориальными управлениями образования.
21. Заказчик обязан обеспечить
организованные группы детей, находящиеся в пути следования более 3-х часов,
наборами пищевых продуктов ("сухими пайками") с согласованием их
ассортимента с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации в установленном порядке, а также предусмотреть во время
движения соблюдение питьевого режима, в соответствии с санитарным
законодательством.
22. Режим работы водителя автобуса должен
предусматривать после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем
предоставление водителю специального перерыва для отдыха от управления
автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы
такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В
том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со
временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не
предоставляется. При направлении в рейс 2-х водителей на один автобус, они
меняются не реже чем через 3 часа.
23. Перед началом массовых перевозок
детей в оздоровительные лагеря органом исполнительной власти в области образования
назначается специальная комиссия, которая проводит предварительное обследование
подъездных дорог к оздоровительным лагерям и, исходя из состояния дорог,
определяет возможность осуществления перевозок детей в оздоровительные лагеря и
в специальные зоны отдыха, о чем составляется соответствующий акт.
ТРЕБОВАНИЯ ПО
ВЫПОЛНЕНИЮ ПЕРЕВОЗОК
24. Уполномоченное лицо Исполнителя
вносит в путевой лист автобуса отметку о прохождении водителем специального
инструктажа.
25. Водитель, осуществляющий перевозки,
должен выполнять указания Старшего водителя в случае, если они не противоречат
Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, Правилам
дорожного движения и не связаны с изменением маршрута движения автобуса.
26. Автомобильная перевозка групп детей
автобусами в период с 23.00 до 07.00 часов, а также в условиях недостаточной
видимости (туман, снегопад, дождь и др.) запрещается. В период суток с 23.00 до
07.00 часов, в порядке исключения, допускается перевозка детей к
железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них.
27. Перевозка детей автобусом
осуществляется только в светлое время суток, с включенным ближним светом фар.
Перевозка детей ЗАПРЕЩАЕТСЯ, когда дорожные или метеорологические условия
представляют угрозу безопасности перевозки.
28. Скорость движения автобуса выбирается
водителем (а при сопровождении колонны патрульными автомобилями
Госавтоинспекции - старшим наряда сопровождения) в зависимости от дорожных,
метеорологических и других условий, но при этом не должна превышать 60 км/час.
29. В пути следования остановка
автобуса(ов) может производиться только на специальных площадках, а при их
отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка
(детей) на дорогу.
30. При вынужденной остановке автобуса,
вызванной технической неисправностью, водитель должен остановить автобус так,
чтобы не создавать помех для движения других транспортных средств, включить
аварийную сигнализацию и выставить позади автобуса знак аварийной остановки, на
расстоянии не менее 15 метров от автобуса в населенном пункте и 30 метров - вне
населенного пункта. Первым из автобуса выходит сопровождающий и, располагаясь у
передней части автобуса, руководит высадкой детей.
31. В случае получения ребенком в пути
следования травмы, наступления внезапного заболевания, кровотечения, обморока и
пр. водитель автобуса обязан немедленно принять меры по доставке ребенка в
ближайший медицинский пункт (учреждение, больницу) для оказания ребенку
квалифицированной медицинской помощи.
32. Водителю автобуса при перевозке детей
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- перевозить в салоне автобуса, в котором
находятся дети, любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных
вещей детей;
- при следовании в автомобильной колонне
производить обгон впереди идущего автобуса;
- выходить из салона автобуса при наличии
детей в автобусе, в том числе при посадке и высадке детей;
- осуществлять движение автобуса задним
ходом.
33. В пути следования водитель обязан
строго выполнять Правила дорожного движения, плавно трогаться с места,
выдерживать дистанцию между впереди идущим автотранспортным средством, без
необходимости резко не тормозить, принимать меры предосторожности, быть
внимательным к окружающей обстановке.
34. По прибытии к пункту высадки детей из
автобуса водитель должен осмотреть салон автобуса. При обнаружении в салоне
личных вещей детей передать их сопровождающему.
35. При наличии каких-либо замечаний
(недостатков) по организации дорожного движения, в состоянии автомобильных
дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства,
угрожающих безопасности дорожного движения, водитель обязан сообщить диспетчеру
Исполнителя.
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
1. Федеральные законы:
1.1. N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О
безопасности дорожного движения".
1.2. N 2300-1 от 07.02.1992 "О
защите прав потребителей".
1.3. N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
1.4. N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О
лицензировании отдельных видов деятельности".
Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.05.1997 N 1302 "Положение об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров".
Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 09.06.1995 N 868 "Положение об обеспечении
безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях,
осуществляющих перевозки пассажиров и грузов".
Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.
Зарегистрирован в Минюсте РФ от 01.11.2004 N 6094 "Положение об
особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей
автомобилей".
Постановление Правительства РФ от
23.10.1993 N 1090 (с изменениями) "Правила дорожного движения Российской
Федерации. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и
обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного
движения".
6. Приказ Минтранса РФ от 07.07.1998 N 86
"Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской
Федерации".
7. Положение "О лицензировании
перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом". Утверждено
Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 N 402.