МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 13 декабря 2006 г. N 0100/13253-06-32
ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ДДУ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по результатам анализа
информации о санитарно-эпидемиологическом состоянии детских дошкольных
учреждений (ДДУ), представленной 68 управлениями Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации, сообщает.
Не представили информацию 22 управления
Роспотребнадзора (по Белгородской, Брянской, Волгоградской, Вологодской,
Ивановской, Калужской, Новгородской, Свердловской, Ульяновской областям, Карачаево-Черкесской
Республике, Республике Северная Осетия (Алания), Республикам Татарстан,
Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Ненецкому, Таймырскому, Усть-Ордынскому
Бурятскому, Ханты-Мансийскому, Чукотскому, Эвенкийскому АО).
В Российской Федерации отмечается тенденция
к уменьшению количества детских дошкольных образовательных учреждений. С 2005
по 2006 год количество ДДУ в 68 регионах сократилось на 281 учреждение во
Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Омской, Самарской
областях, Красноярском, Пермском краях, Республике Башкортостан, г. Москве и
др.
Основными причинами уменьшения количества
функционирующих детских дошкольных образовательных учреждений остаются:
- приостановка деятельности в связи с
ухудшением материально-технической базы;
- закрытие малокомплектных сельских ДДУ;
- недостаточное строительство новых
объектов и реконструкция имеющихся.
Однако количество детей, нуждающихся в
устройстве в детские сады и ясли, увеличилось и составляет на 2006 год 600
тыс., что является одной из ведущих социальных проблем, которая наиболее остро
стоит в крупных городах.
Например, в городе Москве очередность в
детские дошкольные образовательные учреждения составляет 12500 человек, Томске
- 12264, Нижнем Новгороде - 10000, Астрахани - 7092, Воронеже - 7143 и др.
Сложившаяся ситуация с дефицитом мест в
дошкольных учреждениях обусловлена массовым их закрытием в 90-е годы, когда
отмечалось резкое снижение показателей рождаемости. Многие дошкольные
учреждения были проданы частным структурам, переданы в аренду, перепрофилированы
для других целей. Из-за ухудшения экономического положения ряда промышленных
предприятий были закрыты принадлежавшие им детские учреждения.
Все это приводит к переуплотнению в
детских образовательных учреждениях и неудовлетворительной санитарно-эпидемиологической
обстановке в них. Особенно неблагополучная ситуация складывается в городских
муниципальных учреждениях, где наполняемость групп превышает допустимую на
38,6%, а в ряде регионов данные показатели в 2 - 3 раза выше. Так, например, в
Республике Алтай в 85,6% городских муниципальных детских дошкольных учреждений
количество детей в группах превышает допустимое, в Удмуртской Республике - 85%,
Камчатской области - 81%, Ярославской области - 73%, Сахалинской области -
76,5%, Республике Адыгея - 80% и др.
Несмотря на меры, принимаемые
управлениями Роспотребнадзора к обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия образовательных учреждений, их состояние вызывает крайнюю
обеспокоенность.
Материально-техническая база многих
детских дошкольных образовательных учреждений на протяжении ряда лет остается
неудовлетворительной. Не канализовано - 8,3%, не имеет центрального отопления -
7%, работает на привозной воде - 3,6%, не имеет централизованного отопления -
5,6%, требует полного капитального ремонта - 3%, частичного - 14,3%.
Основная часть учреждений без
централизованного водоснабжения работает на привозной или бутилированной воде.
Размещение учреждений в приспособленных
зданиях с недостаточным набором помещений и их площадью является основной
причиной нарушений санитарного законодательства по вопросам обеспечения условий
содержания, обучения, медицинского обслуживания. В приспособленных помещениях
располагается 12,3% (4504) детских дошкольных учреждений, из которых большая
часть (3295) - это муниципальные сельские ДДУ.
Не имеют полного набора помещений ДДУ в
Ярославской области 50%, в г. Санкт-Петербурге - 45%, в Амурской области - 37%
и др.
Требования санитарного законодательства к
размещению детских дошкольных учреждений в зданиях, выстроенных по действующим
типовым проектам, или в приспособленных помещениях при строгом соблюдении
санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических требований, к ограждению,
озеленению участка, оборудованного для игр и занятий детей на свежем воздухе,
особенно в условиях крупных мегаполисов, зачастую не выполняются. При
современных темпах застройки жилья недостаточно уделяется внимание
проектированию и строительству детских учреждений, в том числе дошкольных, без
учета потенциальных потребностей.
В 68 субъектах Российской Федерации в 340
ДДУ отсутствуют обособленные земельные участки, предусмотренные п. 2.1 СанПиН
2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений", 219 учреждений не имеет игровых площадок, в 2948 ДДУ
групповые площадки не оборудованы в соответствии с требованиями санитарных норм
и правил.
Так, например, отсутствуют обособленные
земельные участки в 62 учреждениях Красноярского края, из них в 39 ДДУ,
расположенных в сельской местности. Не имеют игровых площадок 129 учреждений г.
Санкт-Петербурга. Не оборудованы групповые площадки в 178 ДДУ Нижегородской
области, 132 ДДУ Пермского края, в 126 ДДУ Кемеровской области и др.
До сих пор остается нерешенным вопрос
укомплектования необходимой детской мебелью, медицинской аппаратурой, игрушками
и др.
Для большинства регионов России
неудовлетворительное материально-техническое состояние, в том числе обеспечение
дошкольных учреждений мебелью, остается серьезной проблемой, так в Камчатской
области 56,6% мебели не соответствует росто-возрастным особенностям детей, в
Республике Адыгея - 30%, в Тамбовской области - 24,4%, Томской области - 23% и
др.
Несмотря на то что для обеспечения роста
и развития детей, профилактики заболеваний и функциональных отклонений
необходимо полноценное, сбалансированное питание, практически повсеместно при
оценке рационов питания выявляются нарушения соотношения основных питательных
веществ, не выполняются нормы по мясу, рыбе, молочным продуктам, овощам и
фруктам, восполнение калорийности происходит за счет макаронных, крупяных и
кондитерских изделий. Отмечаются также недостаточный объем порций, единые
выходы блюд для детей разного возраста, ограничение ассортимента предлагаемых
детям блюд. Меню составляется по набору продуктов, имеющихся в учреждении, без
учета физиологических потребностей ребенка в пищевых веществах и энергии
(Тамбовская, Владимирская, Смоленская, Сахалинская области, Республика Чувашия,
Красноярский край и др.). Недостаток денежных средств, выделяемых на
организацию питания, не позволяет выполнить утвержденные нормы питания.
Недостаточно решаются вопросы обеспечения
детских учреждений йодированной солью, продуктами, обогащенными железом и
другими важнейшими микроэлементами, что негативным образом отражается на
состоянии здоровья проживающего в этих регионах детского населения.
По-прежнему неудовлетворительной остается
материально-техническая база и оснащенность пищеблоков многих детских
учреждений:
- не решаются вопросы своевременного
ремонта и замены технологического и холодильного оборудования, что ведет к
остановке работы;
- отмечаются случаи нарушения
санитарно-противоэпидемического режима, технологии приготовления и сроков
реализации готовых блюд.
Только в 2005 году из 89
зарегистрированных вспышек инфекционных заболеваний в образовательных
учреждениях, в детских дошкольных учреждениях было зарегистрировано 20 вспышек
пищевого характера.
Без санитарно-эпидемиологического
заключения в 68 регионах Российской Федерации продолжают функционировать 2018
детских дошкольных учреждений.
За нарушение требований санитарного
законодательства в детских дошкольных образовательных учреждениях специалистами
Роспотребнадзора было наложено 12 тыс. штрафных санкций на сумму более 11 млн.
рублей, 400 дел передано на рассмотрение в суды.
Основными причинами административных
санкций и приостановки работы учреждений явились:
- неудовлетворительное
материально-техническое состояние, как учреждения в целом, так и отдельных
помещений (пищеблоков);
- несоблюдение
санитарно-противоэпидемического режима;
- необходимость проведения ремонтных
работ, замена устаревшего оборудования;
- необходимость замены и приобретения
мебели.
Для создания условий пребывания детей в
детских дошкольных учреждениях, соответствующих требованиям санитарных норм и
правил, необходимо:
- рекомендовать органам управления
образованием субъектов Российской Федерации разработать планы мероприятий,
предусмотрев реконструкцию и строительство дошкольных образовательных учреждений,
обеспечение их доброкачественной питьевой водой, необходимой мебелью, техникой,
спортивным инвентарем, подготовить и внести на рассмотрение органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, направленные
на улучшение их материально-технической базы;
- поставить перед органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации вопрос об обеспечении пищеблоков
дошкольных образовательных учреждений современным холодильным и технологическим
оборудованием; оптимизировать рационы питания детей и, в первую очередь,
пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами;
- принять меры по оборудованию и
оснащению медицинских кабинетов в дошкольных общеобразовательных учреждениях;
- обратить особое внимание на санитарно-гигиеническую
подготовку педагогического и обслуживающего персонала дошкольных
образовательных учреждений.
Управлениям Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации, не представившим в установленный срок информацию о
санитарно-эпидемиологическом состоянии ДДУ, представить указанные материалы в
срок до 20.12.2006.
Управлениям Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации представить информацию о каждом ДДУ, работающем без санитарно-эпидемиологического
заключения (наличие лицензии на образовательную деятельность, причину
отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения, меры, принятые управлением
Роспотребнадзора, и др.), в срок до 20.12.2006.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО