МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 2 марта 2007 г. N 0100/2163-07-32
ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА В ПЕРИОД ПАВОДКА
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что прогноз
Росгидромета и МЧС России на 2006 год о возникновении напряженной паводковой
ситуации подтвердился на территориях Иркутской области (в г. Тулун, Тулунском и
Куйтунском районах), Саратовской области (Аткарский, Калининский, Лысогорский
районы), Алтайского края (г. Бийск, пос. Зеленый Клин; с. Солоновка Смоленского
района), Республик Хакасия (г. Абаз), Мордовия (Ромодановский, Зубово-Полянский
районы), Алтай (Майминский, Турочанский и Чойский районы, райцентр Турочак) и
др.
По данным информационных писем с мест,
органы госсанэпиднадзора активно участвовали в разработке планов
противоэпидемических мероприятий на паводковый и послепаводковый периоды, в
составлении списков населенных мест, где возможно подтопление или затопление
жилья, в организации работ по надзору за питанием, питьевой водой, обеспечением
в достаточном количестве дезсредств для обработки колодцев, выгребных ям и др.
Вопросы подготовки к паводку были рассмотрены на паводковых комиссиях и
разработаны мероприятия на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Были
также проведены мероприятия по контролю за готовностью водоочистных и
канализационных сооружений к паводку. На отдельных территориях (Архангельской,
Московской, Калининградской областей и др.) проводились мероприятия по контролю
на объектах, расположенных в подтопляемой зоне, а также за соблюдением санитарного
законодательства при складировании отходов производства и потребления.
Подробную информацию о проделанной работе
по усилению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в период
паводка 2006 г. представили Управления по Архангельской, Калининградской,
Московской, Нижегородской, Иркутской, Саратовской областям; по Алтайскому краю;
по Республикам Хакасия, Мордовия, Алтай.
Органами самоуправления на местах были
изданы распорядительные документы по санитарной очистке селитебной территории,
что особо важно в паводковый период.
На основании анализа мероприятий,
проведенных на территориях, были выявлены следующие основные нарушения
санитарно-эпидемиологических правил и норм:
в ряде регионов осуществляется сброс в
открытые водоемы необеззараженных или частично обеззараженных
хозяйственно-бытовых сточных вод;
нарушается технология водоподготовки и
осуществляется сброс сточных вод, не соответствующих гигиеническим нормативам
по микробиологическим и санитарно-химическим показателям;
не соблюдаются санитарно-эпидемиологические
правила и нормы при складировании отходов производства и потребления;
имеются несанкционированные свалки
отходов производства, потребления в зонах санитарной охраны водоемов.
При этом следует учесть, что санитарное
состояние водоемов как первой (используемых для питьевого водоснабжения), так и
второй (используемых для рекреации) категории водопользования остается
неудовлетворительным. По предварительным данным, в 2006 году ухудшилось
качество воды водоемов 1 и 2 категории по санитарно-химическим показателям:
доля проб воды водоемов 1 категории, не отвечающих гигиеническим нормативам,
увеличилась с 28,0% (2005 г.) до 29,7% (2006 г.); 2 категории - с 27,38% (2005
г.) до 27,68% (2006 г.).
Основными источниками загрязнения
открытых водоемов в местах водопользования населения продолжают оставаться
промышленные предприятия, жилищно-коммунальные объекты, животноводческие
комплексы, суда внутреннего и смешанного плавания, склады минеральных удобрений
и агрохимикатов, мойка автотранспорта. При этом в целом по Российской Федерации
положение с очисткой и обеззараживанием на водопроводах в 2006 году оставалось
неудовлетворительным из-за отсутствия необходимого комплекса очистных
сооружений на водопроводах из поверхностных источников.
Сложная обстановка с водоподготовкой на
сооружениях коммунальных водопроводов в текущем году была в Тульской,
Калининградской, Тюменской, Томской, Мурманской, Псковской областях; в
Республиках Дагестан, Тыва, Чеченской Республике; Таймырском автономном округе;
на ведомственных водопроводах во Владимирской, Тверской, Кемеровской, Омской,
Томской, Саратовской, Тюменской, Калининградской, Камчатской, Мурманской
областях, Ненецком автономном округе; в Республике Дагестан, Чеченской
Республике; Приморском крае.
С целью предотвращения неблагоприятных
санитарно-эпидемиологических последствий паводка 2007 г. и снижения угрозы
здоровью населения руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации предлагаю:
- усилить государственный санитарно-эпидемиологический
надзор за системами питьевого водоснабжения; организовать проверки санитарного
состояния водопроводных и канализационных сооружений и сетей, обращая особое
внимание на соблюдение технологии водоподготовки и водоочистки, режима обеззараживания
воды перед поступлением в сети, наличие запасов реагентов и обеззараживающих
средств;
- проверить состояние иловых площадок,
навозохранилищ, полигонов складирования бытовых и промышленных отходов,
скотомогильников, нефтебаз и складов ГСМ, несанкционированных свалок (в том
числе промышленных отходов), складов ядохимикатов и пестицидов, особенно
расположенных в водоохранных зонах.
Потребовать от органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
руководителей ЖКХ, водоканалов:
- активизировать работу по обеспечению
готовности к паводку эпидемиологически значимых объектов водоснабжения,
канализации (в т.ч. ливневой, очистке дренажных отводящих траншей), полигонов
бытовых отходов, скотомогильников, выгребных ям, надворных и общественных
туалетов;
- активизировать работу административных
комиссий по решению вопросов очистки и благоустройства территорий;
- взять под жесткий контроль обеспечение
водопроводов достаточным количеством реагентов и обеззараживающими средствами с
учетом расхода реагентов в сутки;
- поддерживать готовность объектов по
обеспечению жизнедеятельности населения на затопленных и подтопленных
территориях (в первую очередь - водоснабжение, питание, медицинская помощь);
- подготовить альтернативное водообеспечение
бутилированной питьевой водой, машинами и питьевыми цистернами для подвозки
питьевой воды;
- осуществлять контроль за соблюдением
технологического режима обработки и обеззараживания питьевой воды;
- неукоснительно соблюдать технологию
водоподготовки и водоочистки на очистных сооружениях;
- осуществлять производственный контроль
в процессе водоподготовки и в разводящей сети с учетом паводковой ситуации;
- обратить особое внимание на обеспечение
сельского населения водой гарантированного качества, обеспечение
обеззараживания воды децентрализованных систем водоснабжения (каптажей,
общественных колодцев), благоустройство территорий;
- обеспечить планирование запаса
медицинских и лекарственных средств, в том числе препаратов, необходимых для
иммунизации и фагирования населения по эпидемическим показаниям на случай
возникновения возможных чрезвычайных ситуаций в период прохождения весеннего
паводка.
При выявлении в ходе проверок нарушений
санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологической
безопасности населения в полной мере использовать полномочия, предоставленные
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года),
а также шире использовать меры административного принуждения к виновным в его
нарушениях, вплоть до прекращения эксплуатации объектов.
О всех случаях возникновения чрезвычайных
ситуаций (паводковых, аварийных) срочно и без напоминания сообщать в
Федеральную службу (e-mail: arsen@gsen.ru, факс: (095) 973-16-15).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО