МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 23 мая 2007 г. N 0100/5253-07-32
О ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТСКИХ ИГР И ИГРУШЕК
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав материалы,
представленные управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
о реализации Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 14.02.2005 N 5 "О повышении эффективности
контрольно-надзорных мероприятий за производством и реализацией детских игр и
игрушек", сообщает, что, несмотря на принимаемые меры, качество и
безопасность значительной части игрушек, реализуемых на потребительском рынке
страны, не соответствуют требованиям санитарного законодательства.
Только в 2006 году учреждениями
Роспотребнадзора было исследовано 187354 (2005 г. - 163 тыс.) игры и игрушки,
из которых снято с реализации 93242 (2005 г. - 54,9%).
Основными причинами изъятия игрушек из
оборота явились: отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность
игрушек; нарушение требований по маркировке товаров и несоответствие игрушек
требованиям безопасности по санитарно-химическим, токсикологическим показателям
и по превышению уровня звука.
Особую тревогу вызывает тот факт, что
среди выявленных игрушек, не соответствующих гигиеническим требованиям,
значительная часть - это игрушки для детей раннего возраста. Например, в
Оренбургской области исследованные игрушки для детей грудного возраста, не
отвечающие гигиеническим требованиям, составили 54%. На оптовых предприятиях ИП
"Миль", ООО "Альба", в розничной торговле в г. г. Иркутске,
Ангарске, Тайшете обнаружены игрушки-погремушки производства фирмы
"Shenzhen Bailinda Industria Development Co.Ltd" с заусенцами,
острыми кромками, сколами, трещинами, с плохим соединением клеевых швов. Специалистами
Управления Роспотребнадзора по Челябинской области выданы предписания о
прекращении реализации игрушек для детей с 6 месяцев для ванной производства
Китай - компании "Сан Бонд Интернейшел Компани Лимитед" - по
превышению стирола и по уровню звука.
Лабораторные исследования игрушек,
отобранных из торговой сети в период рейдовых проверок и вызывающих
обоснованные сомнения в качестве, показали несоответствие их нормативам в 15%
исследованных образцов (по органолептическим, санитарно-химическим, токсикологическим
показателям, стойкости защитно-декоративного покрытия к действию слюны, пота и
влажной обработке, уровню звука).
На территории Российской Федерации
производством детских игр и игрушек занимаются около 130 предприятий среднего и
малого бизнеса. Однако на российском рынке игрушек отечественного производства
реализуется всего порядка 10%, около 70% занимают игрушки китайские и только
20% приходится на европейские страны - Польшу, Германию и Испанию. При
проведении контрольно-надзорных мероприятий Управлениями Роспотребнадзора по
Волгоградской, Ивановской, Калининградской, Новосибирской, Псковской, Тульской
и др. областям все выявленные игрушки, не соответствующие гигиеническим
требованиям, - импортного производства.
При этом большинство игрушек, не
соответствующих требованиям безопасности, выявлено у мелкооптовых фирм и
индивидуальных предпринимателей, реализующих свою продукцию на рынках Москвы и
Московской области, Самары, Новосибирска, Владивостока, Ярославля, Челябинска и
других крупных городов.
Санитарно-эпидемиологическая оценка
игрушек показала высокую степень их химического загрязнения, что
свидетельствует об использовании низкокачественного сырья и нарушении
технологии при производстве детских игр и игрушек.
Приоритетным загрязнителем является
фенол, на долю которого пришлось 60% результатов исследований, не
соответствующих установленным гигиеническим нормативам. Такие факты установлены
в Ленинградской, Пензенской, Омской, Тюменской, Челябинской, Новосибирской
областях, Хабаровском крае, Республике Хакасия, Республике Татарстан и др.
Кроме того, отмечен большой удельный вес
исследованных игрушек, не соответствующих установленным гигиеническим
нормативам по уровню миграции формальдегида (16% исследований), фталатов (30%
исследований).
При обследовании специалистами
Роспотребнадзора в 2006 году 7908 предприятиям торговли по выявленным
нарушениям назначены административные наказания в виде наложения
административного штрафа в количестве 3591 на сумму 4575100 руб. (в 2005 году -
26940 на сумму около 3 млн. руб.). В суд было направлено 22 дела (Камчатская,
Кемеровская, Кировская, Курганская, Самарская, Свердловская, Ульяновская
области, Удмуртская Республика).
Не представили информацию 10 управлений
Роспотребнадзора: по Агинскому Бурятскому, Ненецкому, Таймырскому,
Усть-Ордынскому Бурятскому, Ханты-Мансийскому, Эвенкийскому АО, Приморскому
краю, Магаданской, Новгородской и Ульяновской областям.
Из-за отсутствия необходимой лабораторной
базы исследования детских игр и игрушек не проводились в Корякском АО,
Чукотском АО и Чеченской Республике.
Учитывая вышеизложенное, в целях
обеспечения безопасности и качества производимых и реализуемых детских игр и
игрушек на территории Российской Федерации предлагаю руководителям управлений
Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному
транспорту:
1. Продолжить проведение
контрольно-надзорных мероприятий за реализацией игрушек и принять
дополнительные меры по выполнению Постановления Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 14.02.2005 N 5 "О повышении
эффективности контрольно-надзорных мероприятий за производством и реализацией
детских игр и игрушек".
2. Усилить надзор за игрушками и товарами
детского ассортимента (посуда, мебель и др.), поступающими на потребительский
рынок, о случаях выявления некачественных детских товаров сообщать в
Федеральную службу.
3. При выдаче
санитарно-эпидемиологических заключений на импортные игрушки строго соблюдать
требования Приказа Роспотребнадзора от 21.11.2005 N 776 "О
санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг),
продукции, проектной документации", обратив особое внимание на наличие у заявителя
полного перечня документов, указанных в Приказе, в том числе образца (макета)
этикетки.
4. В случае выявления некачественных игр
и игрушек принимать меры, предусмотренные законодательством Российской
Федерации, а также информировать управления Роспотребнадзора в тех субъектах
Российской Федерации, где находятся предприятия, осуществляющие производство,
хранение или реализацию указанной продукции.
5. При проведении
лабораторно-инструментальных исследований использовать в работе Методические
указания МУК 4.1/4.3.2038-05 от 19.12.2005 "Санитарно-эпидемиологическая
оценка игрушек".
6. Информацию о принятых мерах по
усилению надзора и контроля за производством и реализацией детских игр и
игрушек, а также товаров детского ассортимента представить в Федеральную службу
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до
01.10.2007.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО