МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 28 мая 2007 г. N 0100/5446-07-32
ОБ УСИЛЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЕНИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ
ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Роспотребнадзор неоднократно подчеркивал,
что равная и реальная защита интересов потребителей повсеместно на территории
Российской Федерации может быть обеспечена только при соответствующем
комплексном и системном подходе, в основе которого должно лежать вполне
определенное взаимодействие всех ветвей национальной системы защиты прав
потребителей в лице органов государственной власти, местного самоуправления и
общественных объединений потребителей.
Именно поэтому с самого начала своей
деятельности Федеральная служба определила для себя в качестве одного из
приоритетных направлений в работе практическую деятельность, направленную на
максимальную консолидацию указанных сил.
Одним из первых реальных шагов на этом
пути стало письмо Федеральной службы в адрес глав региональной и муниципальной
власти субъектов Российской Федерации (письмо Роспотребнадзора от 28.01.2005 N
0100/588-05-32), ставшее призывом к конструктивному и действенному
сотрудничеству на основе сохранения и приумножения тех практических наработок и
достижений в данном вопросе, которые имели место быть к этому времени.
В то же время, в своем последовательном
стремлении к всестороннему сотрудничеству как с общественными организациями
потребителей и их союзами, так и с органами местного самоуправления
Роспотребнадзор исходит не только из необходимости конкретизации их задач,
разграничения полномочий и сферы действия, но и из необходимости подтверждения
принципиальной позиции относительно их права на существование и своей
готовности к взаимодействию по всему спектру проблем в области защиты прав
потребителей. Указанная открытость к диалогу была неоднократно подтверждена в
ходе разного рода совместных рабочих мероприятий, главными из которых следует
считать регулярно проводимые заседания Консультативного совета по защите прав
потребителей, созданного на основании Приказа Роспотребнадзора от 19 января
2006 г. N 3.
Подобная открытость к диалогу со всеми
заинтересованными органами государственной и муниципальной власти и гражданским
обществом в целом, не раз, в том числе публично, демонстрируемая
Роспотребнадзором на федеральном уровне, в настоящее время находит все большее
выражение в конкретных шагах по отработке соответствующих
организационно-правовых механизмов обеспечения эффективной защиты прав
потребителей на региональном уровне. При этом Роспотребнадзором ставится задача
не столько сохранения ранее достигнутого уровня защиты потребительских прав,
сколько улучшения соответствующих качественных показателей, его
характеризующих. Именно этими принципами руководствуется Федеральная служба в
своей практической деятельности, акцентируя внимание в первую очередь на
наиболее проблемных секторах потребительского рынка, таких как
жилищно-коммунальное хозяйство, долевое строительство жилья, продажа товаров
дистанционным способом и т.д., т.е. там, где уровень как государственной, так и
общественной (муниципальной) защиты соответствующих потребительских прав
граждан до последнего времени не отвечал реальным запросам населения.
В Послании Президента Российской
Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007
сказано, что "в условиях демократии невозможно представить себе
политический процесс без участия неправительственных объединений, без учета их
мнений и позиций... Такой диалог сегодня последовательно развивается, в том
числе при конструктивном содействии Общественной палаты... В настоящее время
увеличивается и государственная поддержка общественных организаций... В стране
растет и число действующих неправительственных организаций. Все это реальные
индикаторы формирования в России активного гражданского общества".
Следует отметить, что именно этими
принципами Роспотребнадзор руководствуется в своей практической деятельности
при взаимодействии с гражданским обществом. В частности, в 2006 - 2007 годах
Консультативным советом Роспотребнадзора были одобрены приоритетные направления
сотрудничества Федеральной службы с общественными объединениями потребителей,
проанализирована практика взаимодействия Управлений Роспотребнадзора с
общественными организациями (объединениями) потребителей, подготовлены совместные
комплексные планы по проведению Всемирного дня защиты прав потребителей (в
соответствии с которыми проведена активная информационно-просветительская
работа на всей территории Российской Федерации), организовано проведение
конференций по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ в Ростовской
области для Южного федерального округа, в Ленинградской области для
Северо-Западного федерального округа, подготовлены и направлены для
критического анализа материалы по вопросу оптимизации контроля за деятельностью
субъектов предпринимательства со стороны общественных организаций потребителей.
Кроме того, во исполнение решения
Консультативного совета Роспотребнадзора создана Общественная приемная
Федеральной службы (Приказ от 28.02.2007 N 56 "Об утверждении Положения об
Общественной приемной"). Приемная в своей деятельности непосредственно
взаимодействует с общественными организациями. Основными задачами Приемной
являются:
- прием граждан, представителей
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка,
деятельности органов и организаций Службы, дача разъяснений роли Службы в
системе федеральных органов исполнительной власти, а также ее полномочий в установленной
сфере деятельности;
- проведение консультационной работы
среди населения, производителей, представителей розничной торговли,
общественных организаций по защите прав потребителей, относительно обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей
и потребительского рынка;
- обобщение и распространение
положительного опыта по совершенствованию работы с обращениями граждан,
общественных объединений в общественных приемных территориальных органов.
Очередным шагом на пути к более тесному и
конструктивному диалогу с гражданским обществом в деле обеспечения эффективной
защиты прав потребителей должно стать открытие общественных приемных Управлений
Роспотребнадзора по соответствующим субъектам Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации задачу
координации деятельности всех ветвей защиты прав потребителей также взяли на
себя подобного рода советы по вопросам защиты прав потребителей.
В настоящее время в 33 субъектах
Российской Федерации работа по защите прав потребителей координируется через
заседания Консультативных советов по защите прав потребителей, в 27 - через
Межведомственные координационные советы при администрации субъекта Российской
Федерации, в остальных - через проведение различных совещаний и семинаров.
Работа советов направлена на выработку
совместных действий по актуальным вопросам защиты прав потребителей,
взаимодействие с общественными объединениями потребителей, подготовку
предложений главам администраций субъектов Российской Федерации по вопросам,
затрагивающим права граждан-потребителей.
Вместе с тем, в настоящее время только в
3-х субъектах Российской Федерации действуют специальные региональные программы
по защите прав потребителей.
В частности, в Белгородской области
реализуется региональная комплексная программа по защите прав потребителей на
2006 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Белгородской
области от 19.01.2006 N 4-п. Координатором программы является управление по
контролю качества товаров и развитию потребительского рынка Департамента
экономического развития Белгородской области. Финансирование указанной
Программы отнесено за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и
других источников.
В Самарской области действует комплексная
программа по защите прав потребителей в Самарской области на 2004 - 2007 годы.
Программа утверждена Законом Самарской области "Об утверждении комплексной
программы по защите прав потребителей в Самарской области на 2004 - 2007
годы" от 1 апреля 2004 г. N 56-ГД. Государственным заказчиком Программы
является Правительство Самарской области. Программа финансируется за счет
средств федерального, областного, местных бюджетов и других источников. В
настоящее время разрабатывается проект соответствующей программы на 2008 - 2010
годы.
В Мурманской области действует
региональная целевая программа "Качество" на 2006 - 2009 годы,
утвержденная Постановлением Правительства Мурманской области от 02.05.2006 N
164-ПП. Государственным заказчиком Программы является департамент экономического
развития Мурманской области.
Кроме того, в Республике Марий Эл
действует программа по внедрению международных стандартов качества в республике
Марий Эл на 2007 - 2010 годы.
В Кировской области действует областная
целевая программа "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в
Кировской области на 2006 - 2009 годы".
В Кабардино-Балкарской Республике
действуют приоритетные направления Республиканской политики в сфере защиты прав
потребителей на 2003 - 2008 годы, утвержденные Постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2003 N 239-ПП.
Указанные Программы разработаны и
действуют с целью усиления координации действий всех ветвей системы защиты прав
потребителей в субъектах Российской Федерации. Программы позволяют определить
конкретные задачи по организации защиты прав потребителей в увязке с
социально-экономическим развитием региона в целом, обозначить роль всех ветвей
системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозировать результаты и
влияние реализации запланированных мер на положение потребителей в регионе.
В настоящее время в 10 субъектах
Российской Федерации региональные программы по защите прав потребителей
разработаны и находятся в стадии согласования.
В частности, Управлением Роспотребнадзора
по Ленинградской области разработан и представлен в Правительство Ленинградской
области проект паспорта региональной целевой программы "Создание и
совершенствование системы защиты прав потребителей в Ленинградской
области" на 2008 - 2010 годы. Ответственный за разработку программы -
Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской
области.
В Республике Татарстан разработан проект
Республиканской целевой программы "Повышение качества продукции и услуг в
Республике Татарстан на 2007 - 2009 годы (Программа "Качество")",
в которой имеется раздел "Защита прав потребителей".
Управлением Роспотребнадзора по
Республике Татарстан совместно с Государственной инспекцией Республики
Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и
качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей
внесены предложения в Министерство экономики и промышленности Республики
Татарстан для включения их в соответствующие разделы Программы. Проект
программы находится на согласовании в Министерстве экономики и промышленности
Республики Татарстан. Утверждение данной программы Кабинетом Министров
Республики Татарстан планируется во 2 квартале 2007 г.
В Ростовской области разработан проект
областной программы по защите прав потребителей на период 2008 - 2010 годы.
Указанный проект был разработан Управлением в 2005 году и неоднократно вносился
в 2005 - 2006 годах на рассмотрение Межведомственной комиссии по защите прав
потребителей Ростовской области. Однако указанная Программа до настоящего времени
не была принята. В настоящее время по инициативе Управления Роспотребнадзора и
Волгодонской ассоциации потребителей вопрос о необходимости принятия областной
программы по защите прав потребителей вновь включен в повестку работы
Межведомственной комиссии по защите прав потребителей Ростовской области на
2-ой квартал 2007 года.
Разработана Программа по защите прав
потребителей Ульяновской области на 2007 - 2010 годы. Заказчиком программы
является Администрация Ульяновской области, мэрия г. Ульяновска. Управлением
Роспотребнадзора по Калининградской области разработан проект Программы защиты
прав потребителей на 2006 - 2010 годы. Управлением Роспотребнадзора по
Московской области разработан проект Региональной программы на 2007 - 2011 годы
защиты прав потребителей в Московской области. В Амурской области разработан
проект областной целевой программы "Защита прав потребителей на территории
Амурской области на 2006 - 2010 годы". В Ставропольском крае разработан
проект программы по защите прав потребителей на 2007 - 2010 годы. В Республике
Мордовия разработан проект Республиканской целевой программы "Комплексные
мероприятия по повышению качества продукции и услуг и их конкурентоспособности
на 2007 - 2011 годы". В Ямало-Ненецком АО разработан проект Региональной комплексной
программы по защите прав потребителей в Ямало-ненецком АО на 2007 - 2011 годы.
Вместе с тем, анализ представленной
информации показывает, что в большинстве случаев предложения Управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации о разработке и принятии
программ не всегда находят поддержку в администрациях субъектов Российской
Федерации.
Вместе с тем, указанные Программы
позволяют объединить усилия территориальных структур федеральных органов
исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных
объединений потребителей, других заинтересованных организаций в решении
вопросов защиты прав потребителей в проведении согласованной потребительской политики
в регионе, создать условия для усиления позиций местных товаропроизводителей в
части выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, сформировать
общественное мнение о широких возможностях населения по защите своих прав.
Актуальность принятия региональных
программ по защите прав потребителей очевидна. Одной из основных идей принятия
указанных программ должно стать обеспечение организационно-методических и
материальных условий для развития институтов гражданского общества. В программы
необходимо включать конкретные задачи по защите прав потребителей с учетом
планов социально-экономического развития территории. Контроль исполнения
мероприятий программ возлагается, как правило, на председателей Консультативных
советов (Межведомственных координационных советов при администрации субъекта
Российской Федерации). Для контроля хода реализации программ собирается и
обобщается оперативная информация.
Федеральная служба намерена наиболее
комплексно подойти к решению вопроса о необходимости укрепления соответствующего
взаимодействия в деле обеспечения эффективной защиты прав потребителей, в связи
с чем проанализировать результаты выполнения мероприятий действующих в регионах
Программ, причины невыполнения отдельных пунктов, трудности, встреченные при
реализации программ, целесообразность и эффективность принятия региональных
программ по защите прав потребителей. Указанные вопросы планируется обсудить на
очередном заседании Консультативного совета по защите прав потребителей
Роспотребнадзора.
Анализ информации, представленной
Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, показывает,
что на территории Российской Федерации зарегистрировано 548 общественных
объединений потребителей. По данным управлений Роспотребнадзора, общественные
объединения потребителей не зарегистрированы на следующих территориях
Российской Федерации: в Кабардино-Балкарской и Чеченской Республиках, Псковской
области, Ненецком, Корякском, Агинском Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском и
Чукотском автономных округах, Еврейской автономной области. В Республике
Хакасия и Брянской области общественные объединения потребителей хоть и
зарегистрированы, однако никакой деятельности по защите прав потребителей не
осуществляют. Вместе с тем, управления Роспотребнадзора по указанным субъектам
Российской Федерации неоднократно пытались наладить взаимодействие с
общественными объединениями потребителей, зарегистрированными в указанных
регионах.
Управлениями Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации общественным объединениям потребителей
оказывается информационно-методическая, организационная помощь. Кроме того,
ведется информационно-пропагандистская работа среди населения, направленная на
увеличение числа действующих общественных объединений потребителей, а также
создание указанных неправительственных учреждений в регионах, где они не
зарегистрированы.
Из информации, представленной
Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, следует, что в
55 субъектах Российской Федерации есть органы местного самоуправления, имеющие в
своей структуре подразделения (специалистов) по защите прав потребителей. Всего
по Российской Федерации - 1271 орган местного самоуправления, имеющий в своей
структуре подразделения (специалистов) по защите прав потребителей. Органы
местного самоуправления, в которых есть подразделения (специалисты) по защите
прав потребителей: в Центральном ФО - 344, в Северо-Западном ФО - 127, в
Сибирском ФО - 173, в Дальневосточном ФО - 73, в Южном ФО - 124, в Приволжском
ФО - 294, в Уральском ФО - 136. (Указанная информация не является полной,
поскольку ряд Управлений Роспотребнадзора не представил запрашиваемой
информации.)
Вместе с тем, анализ информации,
представленной Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации,
показывает, что Управлениями оказывается организационно-методическая помощь
подразделениям (специалистам) по защите прав потребителей, работающим в
структурах органов местного самоуправления. Указанная помощь осуществляется по
следующим основным направлениям:
- обеспечение нормативной документацией и
методическими материалами;
- организация обучения, в том числе
проведения семинаров по обмену опытом работы, учебных стажировок специалистов
по защите прав потребителей в Управлениях Роспотребнадзора;
- сбор и обобщение получаемой от них
информации (по согласованию с местными администрациями) и пр.
Роспотребнадзор неоднократно подчеркивал,
что ранее достигнутый органами местного самоуправления уровень соответствующей
работы, несмотря на произошедшее перераспределение контрольно-надзорных функций
в системе органов государственной (федеральной, региональной) и муниципальной
власти, должен сохраниться. Также указывалось на необходимость взаимодействия
между Управлениями Федеральной службы и органами местного самоуправления.
Главам муниципальных образований Роспотребнадзор рекомендовал обратить внимание
на необходимость сохранения отделов защиты прав потребителей в органах местного
самоуправления.
Вместе с тем, поскольку с введением в
действие Федерального закона от 09.01.1996 N 2-ФЗ, принявшего новую редакцию
Закона РФ "О защите прав потребителей", функция по защите прав
потребителей на муниципальном уровне была законодательно закреплена
исключительно в качестве права органов местного самоуправления, а не их безусловной
обязанности, в настоящее время указанная функция реализуется ими в добровольном
порядке при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.
По мнению Роспотребнадзора, это является
основной причиной сокращения численности органов местного самоуправления,
имеющих в своей структуре подразделения (специалистов) по защите прав
потребителей.
В Послании Президента Российской
Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от
26.04.2007 сказано, что в настоящее время необходимо "продолжить процесс
укрепления экономических основ местного самоуправления... Важно то, что система
управления становится более гибкой и более близкой к людям. И что все больше
решений принимается на местах. При этом ответственность перед обществом, безусловно,
несут все - все без исключения уровни власти".
Именно поэтому в настоящее время
Роспотребнадзор считает актуальным рассмотреть вопрос не только сохранения
прежнего уровня численности сотрудников органов местного самоуправления,
занимающихся вопросами защиты прав потребителей, но и его дальнейшего
количественного и качественного увеличения.
На основании изложенного, в настоящее
время Роспотребнадзор считает необходимым учитывать следующие основные
положения.
1. Управлениям Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации следует:
1.1. Систематически оказывать
общественным объединениям потребителей и органам местного самоуправления
необходимую информационно-методическую помощь в реализации стоящих перед ними
задач, а также активно инициировать создание общественных объединений
потребителей в регионах, где они до настоящего времени не созданы;
1.2. Организовать открытие и работу
Общественных приемных;
1.3. При планировании работы, в том числе
совместных мероприятий, первостепенно следует учитывать задачу обеспечения
консолидации органов государственной и муниципальной власти, а также
гражданского общества в лице общественных объединений потребителей в деле
защиты прав потребителей;
1.4. Повысить уровень проведения
систематической работы по просвещению и информированию населения по вопросам
защиты прав потребителей (с привлечением к указанной работе органов местного
самоуправления, общественных объединений потребителей);
1.5. В ежегодных докладах по защите прав
потребителей отражать выполнение всеми структурами, призванными обеспечить
защиту прав потребителей в регионах, стоящих перед ними задач, для чего
запрашивать и обобщать соответствующие материалы;
1.6. Целенаправленно рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления использовать накопленный опыт взаимодействия при разработке
региональных программ по защите прав потребителей.
2. Для соответствующего анализа
Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, на территории
которых действуют региональные программы по защите прав потребителей, следует в
срок до 4 июня 2007 года представить следующую информацию:
2.1. Общее количество мероприятий,
включенных в Программу (из них: количество выполненных, находящихся в стадии
выполнения, не выполнено);
- фактическое финансирование мероприятий
(в сравнении с запланированным) и его источники (бюджет субъекта Российской
Федерации, местный бюджет, собственные средства участников реализации
программы, другие источники);
- проблемы, выявившиеся при реализации
отдельных мероприятий, и пути их разрешения;
- результаты выполнения мероприятий;
- участие различных организаций в
реализации мероприятий (органы Роспотребнадзора, территориальные подразделения
федеральных органов исполнительной власти, администрации субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации
потребителей и другие);
2.2. Механизм реализации программы:
- роль и участие администрации субъекта
Российской Федерации в разработке и реализации программы;
- включение мероприятий региональной
программы в планы работы организаций - участников программы;
- принятие нормативно-правовых актов, в
том числе и ведомственных, во исполнение программы;
- организация контроля за ходом
реализации программы в целом и ее отдельных мероприятий;
- формы и методы взаимодействия
организаций - участников программы при выполнении мероприятий;
- роль координационных советов в
реализации программы;
- обеспечение гласности хода реализации
программы;
2.3. Оценка целесообразности разработки
региональных программ по защите прав потребителей, отношение различных
участников программы к продолжению работы в области защиты прав потребителей в
данной форме; предложения о возможности и целесообразности использования иных
форм организации данной работы; основные сферы деятельности, которые следует
включать в региональную программу;
2.4. общие результаты реализации
программы и их влияние на положение потребителей в регионе.
3. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации, в которых отсутствуют региональные программы по защите
прав потребителей следует в срок до 4 июня 2007 года представить следующую
информацию:
3.1. Причины отсутствия региональной
программы по защите прав потребителей;
3.2. Какие формы координации работы
Управлений Роспотребнадзора, территориальных подразделений федеральных органов
исполнительной власти, администрации субъекта Российской Федерации, органов
местного самоуправления, общественных организаций потребителей используются в
регионе и их действенность;
3.3. Основные направления работы, по
которым осуществляется координация действий органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, территориальных подразделений федеральных
органов исполнительной власти, других заинтересованных организаций.
Анализ указанной информации позволит
комплексно подойти к оценке необходимости принятия Региональных программ по
защите прав потребителей в каждом из субъектов Российской Федерации.
Настоящее письмо следует довести до
сведения соответствующих глав органов местного самоуправления и общественных
объединений потребителей в регионе.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО